Русский музей в Санкт-Петербурге экспонирует и хранит богатейшую коллекцию шедевров, от древнерусского искусства до двадцатого века. Русский музей был основан в 1895 году. Ядро музейного собрания составили произведения, переданные из петербургской Академии художеств и частных коллекций. В 1914 году в Русском музее было создано Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины. Так была сформирована самая большая тогда государственная коллекция произведений древнерусского искусства. В послереволюционные годы туда поступило множество экспонатов из церквей, монастырей, дворцов. Наибольшее количество артефактов собрали экспедиции 1960-70х годов, когда сотрудники музея обследовали сотни церквей и деревень северо-запада России – Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Найденные ими уникальные предметы пополнили собрание Русского музея и областных галерей. Так сформировалась одна из крупнейших в мире музейных коллекций икон XII – XVII веков.
Данная онлайн экскурсия посвящена той части экспозиции Русского музея, где представлены старинные иконы. Традиции иконописи пришли в Древнюю Русь из Византии. Само слово «икона» означает по-гречески образ, изображение. Как же создавались иконы? Их писали на досках, скреплённых с тыльной стороны деревянными шпонками. На лицевой стороне, в центре, делалось углубление – ковчег (другое название – средник), в котором помещалось основное изображение, окаймлённое широкими полями. Паволока – это льняная ткань, которой заклеивали средник и поля, чтобы надёжнее сцепить деревянную основу с грунтом. Левкас – грунт, который делали из мела, смешанного с рыбным клеем. Левкас накладывали на паволоку несколькими слоями. На левкас тонкой кистью или шилом наносили подготовительный рисунок. Краски, которыми писали иконы - темпера, изготовленная из различных элементов почвенного грунта, разведённых на яичном желтке. Техника исполнения в иконописи отличается от масляной живописи. Иконописец начинал работу с фоновых элементов, второстепенных деталей – условного пейзажа, одежд. Самая ответственная часть работы, живопись ликов, оставлялась на потом. Завершённую икону покрывали олифой, которая придавала краскам единый, чуть желтоватый фон и предохраняла от мелких повреждений. У олифы есть такая особенность, как быстрое потемнение. Из-за этого со временем она могла полностью скрыть иконопись, превратившись в непроницаемую плёнку. Для раскрытия первоначального изображения требуется тщательная многолетняя работа реставраторов, потому что многие древние иконы дошли до наших дней в сильно трансформированном виде, и прекрасную живопись средневековых мастеров может скрывать загрязнённая плёнка, а часто и слои позднейших обновлений, сделанных поверх неё с целью «обновить» образа. Первыми учителями древнерусских мастеров стали византийские художники, искусство которых выросло на многовековых традициях, уходящих корнями в античный мир, что существенно сказывалось на иконах домонгольской поры.
На фото: икона «Ангел «Златые власы»», или «Архангел Гавриил», древнейшая икона Русского музея. Темпера, XII век. 48,8*38,8.
Икона «Ангел Златые власы» - шедевр иконописи домонгольской Руси, одна из древнейших русских икон. В древности икона Архангела входила в комплекс деисусного чина, украшавшего алтарную преграду храма. Первоначальное происхождение иконы неизвестно. Предположительно, она была создана новгородским мастером в конце XII столетия. Монументальностью образа, рисунком преувеличенных черт лика, миндалевидных глаз, образ напоминает одну из манер новгородской живописи, известной по росписям церкви Спаса Преображения на Нередице (1199). Прекрасный, одухотворённый лик ангела обращён к зрителю. Чуть склонена голова с крупными прядями золотых волос. Для понимания значения образа необходимо учесть, что икона являлась частью художественной композиции, которая первоначально состояла из трёх или пяти икон. На центральной располагалось изображение Христа, а по сторонам – Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангела Михаил и Гавриил. Эта группа святых, обращённых с молитвой к Христу, называется «деисус», что в переводе с греческого означает «моление». Символически деисус означает идею заступничества святых перед Христом на грядущем Страшном Суде. Архангел Гавриил изображён замаливающим грехи человеческие, поэтому он полон грусти. Цветовая гамма иконы воспринимается как излучающая свет благодаря тонкому многослойному письму.
Возможно, в середине XVI века при разграблении Великого Новгорода опричным войском царя Ивана Грозного вместе с другими ценностями икона Архангела была вывезена в Москву и вошла в убранство кремлёвских соборов. В 1864 году она была обнаружена при разборе «рухлядной кладовой» на Ивановской колокольне в Московском Кремле среди «ветхих и негодных к употреблению» памятников, предназначенных к уничтожению. Икону передали в Публичный Румянцевский музей. В ХХ веке образ Архангела стал называться «Ангел Златые власы». В 1934 году икона поступила в Русский музей и с тех пор никогда не покидала его залов, бессменно открывая экспозицию крупнейшего в мире музея русского искусства.
На фото: икона «Ангел Златые власы» в Русском музее.
В экспозиции Русского музея представлены шедевры Новгородской, Псковской, Киевской, Вологодской, Московской и Тверской иконописных школ, выдающихся иконописцев Дионисия и мастерской, Андрея Рублёва и его мастерской. Наиболее часто византийские и древнерусские художники обращались к образам Христа, Богоматери, святых, символам и событиям, почитавшимися священными.
Наиболее ярко черты своеобразия древнерусской иконописи сказались в иконе «Богоматерь Умиление Белозерская» первой половины XIII века.
На фото: Богоматерь Умиление Белозерская. Темпера. Первая половина XIII века. 115*106.
Образ Марии с младенцем полон значительности. Её величие подчёркнуто небольшими, заключёнными в круг изображениями архангелов Михаила и Гавриила. На широких полях – круглые медальоны, похожие на эмалевые вставки оклада. Это изображения святых жён и пророков. Белый фон, символ чистоты и святости Богородицы и её сына, обрамлён синими полями. Активность цветового строя контрастна, с яркой красочностью полей, фона и нимбов гармонично сочетается приглушённый цвет мафория (покрывала), подчёркивающий скорбь, ясно различимую в ликах. Насыщенность палитры, очевидно, отражает вкусы иконописцев новгородской школы и других новгородских граждан.
Живопись древнего Новгорода представлена в Русском музее наиболее полно. В средние века Великий Новгород со своими землями был одним из самых политически влиятельных и экономически состоятельных регионов Древней Руси.
На фото: икона «Никола с избранными святыми» из Свято-Духова монастыря (Новгород) в экспозиции Русского музея.
Одна из самых ранних новгородских икон была создана примерно в середине XIII века и посвящена прославленному византийскому епископу Николаю Мирликийскому, причисленному к лику святых и особо почитаемому на Руси. Изображение условно реалистично, в нём присутствует неповторимый стиль и «почерк» иконописца. Мудрость и духовную силу святого символизируют высокий лоб, изборождённый морщинами, подчёркнуто запавшие щёки, большие глаза. Сосредоточенный взгляд направлен не прямо, а чуть в сторону, выражая размышления. Преобладание духовного начала в образе подчёркнуто и плоскостным изображением тела и одежд, не выявляющих объёмов, с прямыми негнущимися складками. Правой рукой Николай благословляет, а левой, покрытой в знак смирения тканью, держит Евангелие. К нему обращены взгляды четырёх святых, изображённых в круглых медальонах по обеим сторонам. Изображение Евангелия графически выверено и живописно одновременно, передаёт неповторимый изобразительный стиль мастера.
На фото: Никола с избранными святыми из Свято-Духова монастыря в Новгороде. Темпера. Середина XIII века. 67*52,5.
Изображения святых делались не только на иконах, но и на фресках. Фрески – это настенная роспись. Особенность фресок в том, что их необходимо наносить на сырую штукатурку на стене, пока она ещё не высохла. Фрески создавались и в Киевских храмах, и в более северных регионах. Например, поражает своей красотой и выверенностью линий фреска, изображающая «Чудо Георгия о змии» в интерьере Георгиевского храма в Старой Ладоге, города, входившего в Новгородские земли. В экспозиции Русского музея представлена фреска из Киева «Пророк Самуил» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Время её создания датируется около 1112 годом. Фрески в росписях церквей и монастырей были распространены и в более поздний период. Краски для росписей создавались из натуральных материалов, с использованием традиционных технологий, и древнерусские фрески сохранились почти на протяжении тысячелетия, продолжая восхищать зрителей совершенством линий и многообразием цветовой палитры. Например, славится своими фресками монастырь в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области.
На фото: Пророк Самуил. Фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Около 1112 года. Представлена в экспозиции Русского музея.
На фото: Чудо Георгия о змии. Икона Новгородской школы. Последняя четверть XV века. 58,3*41,5. Экспозиция Русского музея в Санкт-Петербурге.
Цвета фона и изображения передают самобытный стиль Новгородской иконописной школы.
Монастырь села Ферапонтова Вологодской области славится своими фресками и иконами иконописца Дионисия и его мастерской. В собрании Государственного Русского музея также есть иконы Дионисия и его мастерской.
На фото: Дионисий и мастерская. Иконы из иконостаса церкви Рождества Богородицы из Ферапонтова монастыря в экспозиции Русского музея: Святой Григорий Богослов, около 1502 г., Архангел Гавриил, около 1502 г., Святой Иоанн Златоуст, 1502 г.
Экспозиция Государственного Русского музея в целом и музейная коллекция икон гораздо более насыщенна и многообразна, чем смогла продемонстрировать зрителю эта онлайн экскурсия, и восхищаться шедеврами из собрания Русского музея можно, проходя сквозь его залы на протяжении нескольких часов.
На фото: стенд в Государственном Русском музее.
Чтобы посетить Русский музей в условиях пандемии, с ноября 2021 года необходимо предъявлять QR коды на входе и при покупке билетов, в остальном Государственный Русский музей работает в обычном режиме.
ЛИТЕРАТУРА:
Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)