Краеведение онлайн: Санкт-Петербург и пригороды

  • 78 просмотров
  • Время прочтения: 3 минуты
  • 23.10.2021

1. Основание Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость

Проект Петропавловской крепости, построенной в устье реки Невы, был задуман лично Петром I. Первые её планы были составлены инженерами В.А. Кирштенштейном и Ж.Г. Ламбером де Гереном. Крепость была заложена 16 (27 мая) 1703 года, эта дата и считается датой основания Санкт-Петербурга.

Строительство собора началось в только что заложенной крепости в июле 1703 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. Изначально здесь была построена деревянная церковь, а затем был возведен каменный собор, который впоследствии неоднократно реконструировался.

В крепости расположена усыпальница российских императоров.

С 1733 по 2012 год собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, а до 1952 года – самым высоким зданием в России.

Петропавловская крепость

На фото: Петропавловская крепость.

История шпиля также богата событиями. Каменный собор был заложен 30 мая (10 июня) 1712 года. Работами по строительству собора руководил Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал мастер Харман ван Болос. В 1777 году после бури, повредившей шпиль, проводились восстановительные работы под руководством архитектора Петра Патона, а новую фигуру ангела с крестом выполнил Антонио Ринальди. В 1830м году фигуру ангела реставрировал Пётр Телушкин, поднимавшийся туда без возведения строительных лесов. В 1857-1858 годах деревянные конструкции были заменены металлическими. Руководили реконструкцией шпиля архитектор К.А. Тон, инженеры Д.И. Журавский, А.С. Рехневский и П.П. Мельников. Была также увеличена высота шпиля на 10,5 метров.

Фестиваль "Битва на Неве"

На фото: фестиваль исторической реконструкции «Битва на Неве» в Петропавловской крепости, сентябрь 2021 года.

На территории крепости постоянно проводятся праздники, фестивали, выставки, сменные экспозиции. Петропавловская крепость является частью Музея истории Петербурга, включающего несколько музейных объектов, таких, как Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница; Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко; Музей архитектурной и художественной керамики, экспозиции, например, Истории тюрьмы Трубецкого бастиона и др. На территорию Петропавловской крепости вход свободный, а условия посещения музеев можно подробнее узнать на официальном сайте Музея истории Петербурга.

2. Пушкинский Петербург

Центр Санкт-Петербурга, исторически связанный с пушкинской эпохой, насыщен адресами, значимыми для Пушкина, его семьи и друзей.

Дворцовая площадь

На фото: центр Санкт-Петербурга, Дворцовая площадь.

В юности А.С. Пушкин учился в Лицее, расположенном в пригороде Санкт-Петербурга - Царском Селе. Это учебное учреждение было основано по указу императора Александра I по инициативе видного государственного деятеля М.М. Сперанского. Лицей был открыт 19 октября 1811 года, и в Царском Селе просуществовал с 1811 по 1843 год. Приём учеников происходил каждые три года, на учёбу принимали детей 10-14 лет. Это элитное учебное учреждение было создано для дворянских детей и ориентировано на подготовку государственных чиновников высших рангов. Подход к образованию был индивидуальным, в зависимости от задатков и талантов учеников, Лицейское образование приравнивалось к университетскому, и выпускники получали гражданские чины 14 – 9 классов. В 1811 году флигель, примыкающий к Екатерининскому Дворцу, был перестроен архитектором В.П. Стасовым под нужды учебного заведения. Первым директором Лицея был В.Ф. Малиновский, он занимал эту должность с 1811 по 1814 годы. Отличительная черта правил Лицея – запрет телесных наказаний, закреплённый в лицейском уставе. Выпускники Лицея, обученные здесь поколения «не поротых дворян» выросли талантливыми и творческими людьми, старавшимися приносить пользу Отечеству. Среди них были учёные, поэты, государственные деятели. Самым известным выпускником Лицея стал А.С. Пушкин (1799 – 1837), воспевший alma mater, как принято тогда было называть своё учебное учреждение, и лицейское студенческое братство.

Царскосельский Лицей

На фото: Царскосельский Лицей, где учился А.С. Пушкин.

Родители Пушкина, Сергей Львович и Надежда Осиповна, часто переезжали с квартиры на квартиру, этого требовал динамичный характер Надежды Осиповны, постоянно стремившейся к переустройству. Можно назвать несколько адресов родителей Пушкина в Петербурге, но особенно интересен дом № 185 на Фонтанке, где Пушкин жил с родителями до его южной ссылки 1820 года. Дом вице-адмирала Клокачёва в Коломне простоял без значительных трансформаций до 1903 года, когда новый владелец купец Урусов основательно его реконструировал, надстроив пятый этаж и изменив внешний вид дома. Родители Пушкина занимали «барскую» квартиру на втором или третьем этаже.

Кроме дома в Коломне известны также квартиры С.Л. и Н.О. Пушкиных в доме наследников капитана Касторского в Свечном переулке (№ 5) и в доме чиновника 8 класса Ефимова на Гагаринской улице (№ 12), дом Устиновых на Фонтанке (№92), а также дом Кленберга на Моховой, куда родители Пушкина въехали в 1834 году.

Не менее интересен другой дом на Фонтанке, но уже не в Коломне, а по «Литейной части». Дом № 101 был частью приданого Елизаветы Марковны Полторацкой, когда в 1790 году она вышла замуж за Алексея Николаевича Оленина, впоследствии президента Академии Художеств и директора Публичной библиотеки. Гостеприимный дом Олениных был полон шумом и радостью, здесь проводились светские приёмы, бывали поэты и художники. Частым гостем Олениных был баснописец Иван Андреевич Крылов. Здесь же в 1819 году произошла первая встреча А.С. Пушкина с Анной Керн. Позже, в романтической обстановке усадебного быта Псковского края, Пушкин, вдохновлённый чувствами к Анне Керн, создаст посвящённые ей шедевры любовной лирики. Парадоксально, но в этом же доме Олениных на Фонтанке Пушкин познакомится с юной Аннет Олениной, за которой будет ухаживать позже, часто бывая в не менее гостеприимной усадьбе Олениных «Приютино». В 1829 году Пушкин даже делал ей предложение, но получил отказ.

Ещё несколько адресов на Фонтанке связаны с именем Пушкина. В доме № 25 жил будущий декабрист Никита Муравьёв, здесь проходили собрания Тайного Общества (людям декабрьских событий 1825 года предположительно посвящена сожжённая Пушкиным десятая глава «Евгения Онегина»), здесь Пушкин встречался с поэтом Константином Батюшковым. На Фонтанке, 16, в доме В.П. Кочубея, Пушкин также бывал частым гостем на шумных балах. Тётка хозяйки дома, Наталья Кирилловна Загряжская, жившая в этом же доме и занимавшая отдельный этаж, неизменно присутствовала на светских вечерах. Пожилая дама обладала сложным и многогранным характером. Например, она запретила кучеру проезжать мимо Александровской колонны, опасаясь, что та обрушится именно на её карету, поскольку колонна установлена без специального фундамента и креплений, а стоит на земле под силой собственной тяжести, как стакан на столе. Пушкин любил с ней общаться не только потому, что был женат на её внучатой племяннице, но и за интересные особенности её характера. Вероятно, она и послужила прообразом старой графини в «Пиковой даме». Особняк неподалёку, на Фонтанке, 20, занимал обер-прокурор Синода и министр народного просвещения А. Голицын. Он переехал туда в 1812 году, а вскоре там в казённой квартире поселился Александр Иванович Тургенев, директор департамента духовных исповеданий и ближайший друг Пушкина. Квартира Тургеневых на Фонтанке служила местом встреч членов литературного кружка «Арзамас», здесь бывали Жуковский, В.Л. Пушкин, Вигель, Вяземский, Батюшков, Никита Муравьёв и другие. Тут Пушкин написал свою оду «Вольность», послужившую одним из поводов к его следующей ссылке.

Михайловский (Инженерный) замок

На фото: Инженерный (Михайловский) замок, глядя на который из окна дома на Фонтанке, Пушкин написал оду «Вольность».

Адресов Пушкина в Петербурге немало. Не все дома по этим адресам сохранились, например, дом на Фурштатской был снесён при строительстве нового в начале ХХ века. Также выстроен новый дом по адресу Большая Морская, 21, где Пушкин проживал с семьёй в 1832 году, после возвращения из Москвы. Известны такие адреса Пушкина, как дом № 32 на Гагаринской набережной (сейчас наб. Кутузова), где семья Пушкиных жила с 1834 по осень 1836 года. Мемориальная квартира-музей А.С. Пушкина располагается на набережной реки Мойки, 12. Это последний адрес Пушкина, где лейб-медик Н.Ф. Арендт безуспешно пытался спасти ему жизнь после дуэли.

Дом Пушкина на Мойке, 12

На фото: дом А.С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12.

 

Многие дома, связанные с Пушкиным и его семьёй, прекрасно сохранились до наших дней, и являются сейчас гордостью и украшением северной столицы. Это и дом на пересечении Невского проспекта и набережной реки Мойки, где в пушкинские времена была кондитерская Вольфа и Беранже, одно из любимых мест Пушкина, и «дом Мятлевых» на углу Исаакиевской площади и Почтамтской улицы. До Мятлевых этот особняк принадлежал Нарышкиным, и самым известным его постояльцем был французский философ и просветитель Дени Дидро. Позже, когда дом принадлежал уже Мятлевым, Пушкин часто бывал там в гостях у сына владелицы дома, «поэта и камергера», Ивана Петровича Мятлева. Также сохранился дом по улице Чайковского, 29 (бывшая Сергиевская) на углу Друскеникского переулка, владельцем которого по сенатскому плану 1791 года значится генерал-поручик Иван Абрамович Ганнибал (брат деда Пушкина). Впоследствии, вплоть до революции, дом принадлежал Нарышкиным, и относительно недавно он обрёл новую славу, когда в 2012 году при реконструкции там был найден «клад Нарышкиных».Кондитерская Вольфа и Беранже

На фото: Кондитерская Вольфа и Беранже, сейчас «Литературное кафе» на пересечении набережной реки Мойки и Невского проспекта.

Санкт-Петербург от окраин до центра неразрывно связан с именем Пушкина, насыщен его энергией и его поэзией. Роскошная итальянская красота Петербурга вдохновляла многих художников и поэтов, и до сих пор радует своих жителей и туристов.

3. Путешествие по пригородам Санкт-Петербурга

Петергоф

 

Государственный музей-заповедник «Петергоф» расположен в Петродворцовом и Ломоносовском районах Санкт-Петербурга и включает в себя дворцово-парковые комплексы в Петергофе, Ломоносове (Ораниенбауме), Ропше и Стрельне. Эта онлайн экскурсия рассказывает о Петергофе, его дворцах и парках. Петергоф был основан в 1710 году, статус города получил в 1762 году, в настоящий момент его население составляет более 85 тысяч человек, день города отмечается 12 июля, в день апостолов Петра и Павла. Среди достопримечательностей города – собор Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (1895 – 1904 годы, проект Н.В. Султанова, постройка В.А. Косякова); здание вокзала станции Новый Петергоф с дебаркадером (крытым перроном) 1854-1857 годов, (архитектор Н.А. Бенуа), а также усадьба Лейхтенбергских (Сергиевка), расположенная на территории от железнодорожной станции «Университет» до Ораниенбаумского спуска.

В истории города использовались названия Петергоф и Петродворец. 27 января 1944 года город был переименован в Петродворец, но с 1997 года снова начали использовать его историческое название – Петергоф. С июля 2005 года, согласно постановлению правительства России, Петергофу был присвоен статус наукограда. Таким образом, он стал первым в России наукоградом, имеющим две составляющие – научно-образовательный комплекс и музей-заповедник. В Петергофе расположен ряд факультетов и студенческий городок СПбГУ (Петродворцовый учебно-научный комплекс), а также Военно-Морской институт радиоэлектроники. Безусловно, Петергоф можно признать самым прекрасным наукоградом в мире.

Говоря об истории Петергофа, важно упомянуть, что строительство царской резиденции Петра I началось в 1714 году, когда были заложены Большой Петергофский дворец и другие сооружения Нижнего парка.

В создании архитектурного облика дворцов и парков участвовали такие выдающиеся архитекторы, как И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, Ф.Б. Растрелли. В дворцово-парковом ансамбле насчитывается 176 фонтанов. Парк состоит их Верхнего сада и Нижнего парка. Нижний парк расположен на площади 102,5 га, протяжённость водовода всех фонтанов Нижнего парка – 22 км. Тут расположен Большой Петергофский дворец и Большой каскад.

Длина фасада, обращённого к морю, составляет примерно 300 метров. Во дворце открыта экспозиция залов, отреставрированных после варварских разрушений, причинённых фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны.

Нижний парк расположен на территории 102 га между Большим дворцом и береговой линией Финского залива. Парк состоит из трёх взаимосвязанных частей: центральной, западной и восточной. Большой каскад, центральная архитектурная форма парка, состоит из 255 скульптур, покрытых позолотой, 64 фонтанов, из которых бьют 138 струй. Главный объект Большого каскада – фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».

Петергоф

На фото: Большой Дворец и Большой Каскад в Петергофе.

Петергоф является бесценным шедевром мировой дворцово-парковой архитектуры, и по количеству фонтанов и других форм парковой скульптуры и архитектуры превосходит даже всемирно известный Версаль в пригороде Парижа, к тому же строительство Петергофского парка в естественном ландшафте, переходящем от возвышенности к морскому побережью, сделало его уникальным по обзору пространственной перспективы и зрелищности в целом.

Пушкин (Царское Село). Екатерининский и Александровский парки

Центром царскосельского дворцово-паркового ансамбля является Екатерининский дворец, который дал название и парку, появившемуся здесь в начале XVIII века.

В 1710 г. Пётр I подарил своей супруге Екатерине Алексеевне небольшое поместье в пригороде, где вскоре началось строительство загородного дворца. В середине 1750-х гг. архитектор Ф.-Б. Растрелли перестроил его для императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра и Екатерины.

Благодаря таланту и труду многих поколений архитекторов, строителей, художников, инженеров, а затем художников-реставраторов и работников музея Екатерининский дворец был и остаётся одним из прекраснейших произведений искусства, мировых шедевров стиля барокко.

Екатерининский дворец

На фото: Царское Село, Екатерининский дворец и Екатерининский парк.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада, распланированного голландскими мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом в 1720-х гг., и пейзажами английского парка, разбитого к югу от дворца в 1770-х гг. под руководством В. Неёлова и садового мастера И. Буша. Екатерининский дворец и парк расположены на территории площадью более 100 гектаров, вмещающих множество павильонов, памятников и мостов, возведённых в разнообразных архитектурных стилях. Чтобы просто обойти Екатерининский парк, требуется не меньше четырёх часов, что проверено опытным путём. Здесь расположены павильон «Эрмитаж», «Адмиралтейство», «Камеронова галерея» и другие парковые павильоны, мосты и скульптуры, многие из которых являются копиями известных античных статуй.

Александровский парк примыкает к Екатерининскому парку. В 1825-1828 годах на окраине Александровского парка был построен павильон «Шапель» (от франц. Chapelle – капелла) в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем. Здание Шапели пострадало в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В настоящее время тут проводятся ремонтно-реставрационные работы. В центре бывшего Зверинца, на месте охотничьего павильона Монбижу, в 1819 году по проекту А.А. Менеласа началось строительство павильона Арсенал. В павильоне хранилась коллекция оружия. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Арсенал подвергся значительным разрушениям. Осенью 2016 г. музей-заповедник «Царское Село» завершил масштабные реставрационные работы, и павильон «Арсенал» открылся для посетителей. Здесь размещена новая экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия».

Александровский парк. Арсенал

На фото: Александровский парк, павильон «Арсенал».

Государева Ратная палата, заложенная 3 мая 1913 года, была задумана как пантеон воинской славы Отечества – музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующие успехи России в войнах с неприятелем. В августе 2014 года в здании Ратной палаты открыт уникальный в современной России музей, посвящённый Первой мировой войне.

Царское Село, Екатерининский и Александровский парки являются шедеврами стилей барокко и классицизм, и восстановительные работы тут продолжаются.

Павловск и Павловский парк

Дворцово-парковый ансамбль Павловска был создан в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX века. Строительство большого каменного дворца было начато в 1780 году по проекту Ч. Камерона, с 1784 года в Павловске начал работать архитектор В. Бренна, завершивший работу по убранству залов 1го и 2го этажей. С вступлением Павла I на престол в 1796 году Павловск превратился в императорскую резиденцию.

Дворец, построенный на берегу реки Славянки, виден даже с дальних точек парка и города. Его трёхэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом на шестидесяти четырёх колоннах, был создан Ч. Камероном в 80х годах XVIII века, и далее достраивался и перестраивался многими известными архитекторами.

В период Великой Отечественной войны за время фашистской оккупации дворцово-парковый комплекс подвергся жестокому вандализму: в Павловском парке было вырублено 70 тысяч деревьев, взорваны мосты, уничтожена мелиоративная система, повреждены павильоны, а в январе 1944 года отступавшие фашисты подожгли Павловский дворец с целью окончательного его уничтожения.

Работы по возрождению Павловска начались сразу после его освобождения по инициативе А.И. Зеленовой, директора музея с 1941 года. Именно ею была впервые создана научная методика реставрации памятников архитектуры. Проводились научно-исследовательские работы, благодаря которым с полной достоверностью были разработаны проекты восстановления фасадов и залов дворца. Открытие залов происходило поэтапно: в 1957, 1958, 1960, 1963, 1965, 1967, 1970 и 1977 году, когда закончились основные реставрационные работы и спасённые коллекции заняли свои исторические места. В парке восстанавливали зелёный массив. Павловск стал первым пригородным дворцово-парковым ансамблем, возрождённым после Великой Отечественной войны.

Павловский дворец

На фото: интерьер Павловского дворца.

Павловский парк, уникальный памятник ландшафтного искусства конца XVIII - начала XIX века, составляет с Павловским дворцом единый художественный ансамбль. Парк сочетает в себе элементы регулярной планировки и ландшафтной архитектуры. При Ч. Камероне возникают почти все основные парковые композиции – Придворцовый район, Большая звезда, Долина реки Славянки, Зверинец и Белая берёза. В дальнейшем архитекторы В. Бренна, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, П. Гонзага вносят свои дополнения и обогащают парк, развивая идеи Ч. Камерона.

Павловский дворец

На фото: Павловский парк и дворец.

Парк постоянно обновляется и реставрируется, восстанавливаются и зелёные насаждения, и парковые павильоны. Например, Пиль-башня, созданная архитектором В. Бренна в 1795 году, была реконструирована и открыта для посетителей совсем недавно. Тут необходимо уточнение: Пиль-башня, как и некоторые другие павильоны, открыта до посетителей только в летнее время. Это не единственный пример, восстановление парка и павильонов происходит постоянно, например, были воссозданы скульптуры оленей на Оленьем мостике и многое другое.

Павловский парк

На фото: Павловский парк.

В Павловском парке проводятся культурно-массовые мероприятия, концерты, джазовые фестивали, праздничные гуляния.

В Санкт-Петербурге значительно больше достопримечательностей, памятников истории и мирового искусства, чем позволил осветить краткий формат данного онлайн курса, и этот прекрасный город является шедевром мирового градостроительства, который, безусловно, стоит посетить с туристическими целями.

 

Литература курса

1)    Ардатова Е.В., Назаревская В.В., Попкова Е.Д., Тостухина И.И. «И я там был…» (по пушкинским местам Петербурга): учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.

2)    Будылин И.Т. Деревенский Пушкин: пушкинские места Псковского края. М.: Профиздат, 2008.

3)    Егорова Е.Н. Очарование пушкинских мест. М.: Столичный бизнес; Угреша: Информационный центр, 2007.

4)    Зажурило В.К., Кузьмина Л.И., Назарова Г.И. Пушкинские места Ленинграда Ленинград: Лениздат, 1974.

5)    Полещук Л.З. Пушкинский миф о Петербурге в романе А. Белого «Петербург»/ Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2007. № 3-4. С.15-21.

6)    Пушкинские места: в 2 ч./Составитель Н.А. Тархова; [Предисл. Д.С. Лихачёва] – М.: Профиздат, 1988. Ч.1. Москва и Подмосковье. Ленинград и его пригороды. Псковский край. Верхневолжье. Болдинская земля.

7)    Пушкинские места Ленинградской области [Мультимедиа]: [Россия]: ГКУК «Ленинградская обл. универсальная науч. Б-ка», 2014. 14 8) Широкий В.Ф. Пушкин в Петербурге: Пушкинские места в Ленинграде. Ленинград: [изд. И 1 тип. Изд-ва Леноблисполкома и Ленсовета], 1937.

8)    Сказки и легенды Пушкинских мест: записи на местах, наблюдения и исследования члена-корреспондента АН СССР В.И. Чернышова/ [подготовка к изданию Н.П. Гринковой и Н.Т. Панченко]. Репринтное воспроизведение издания 1950 года – Санкт-Петербург: Наука, 2004.

9)    Яцевич А.Г. Пушкинский Петербург. – Л-д: «Общество Старый Петербург – Новый Ленинград», 1933.

Краеведение онлайн: Санкт-Петербург и пригороды

Предыдущие посты

Религия как социальный институт

Религия как социальный институт

Виды, социальные формы и примеры религий. Автор курса - Университет Третьего возраста.

Традиционная вышивка в народной культуре

Традиционная вышивка в народной культуре

Данный онлайн курс посвящён такому явлению материальной народной культуры, как традиционная вышивка.

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)