Строительство синагоги, места для молитвенного собрания еврейских верующих, было организовано в конце XIX века для потребностей еврейской общины Санкт-Петербурга.
Рисунок 1. Интерьер Большой хоральной синагоги. Вид с галереи второго этажа.
Конкурс проектов для строительства синагоги был объявлен в мае 1879 года.
Рисунок 2. Интерьер Большой хоральной синагоги. Вид первого этажа. Алтарная часть ориентирована в направлении Иерусалима.
При обсуждения архитектурного стиля будущей синагоги обсуждались разные варианты, не стремившиеся к исторической преемственности, но искусствовед и известный общественный деятель В.В. Стасов настаивал на обращённости к мавританскому стилю, наличие которого подчёркивало бы мультикультурность Санкт-Петербурга как столицы Российской империи.
Рисунок 3. Интерьер Большой хоральной синагоги. Вид на галерею второго этажа – молитвенные места для женщин (согласно традиции, мужчины и женщины должны молиться в синагоге отдельно).
Специальное жюри во главе с В.В. Стасовым признало лучшим проект Л.И. Бахмана и И.И. Шапошникова.
Рисунок 4. Электрическая люстра в интерьере изначально была с газовым освещением. Яркое освещение синагоги имеет ритуальное значение.
В мае 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. Архитектором-производителем работ был назначен А.В. Малов, его помощниками С.О. Клейн и Б.И. Гиршович.
Рисунок 5. Плафон и арочные конструкции у потолка Большой хоральной синагоги.
Строительство синагоги также велось при активном участии куратора - ведущего архитектора Санкт-Петербурга того времени Н.Л. Бенуа, пользовавшегося большим доверием правительства и царской семьи.
Рисунок 6. Вид на внутреннее пространство синагоги с галереи второго этажа.
В декабре 1893 года прошла церемония торжественного освящения Большой хоральной синагоги. Хоральной она называется потому, что там выстроено, в том числе, место для размещения мужского хора, который участвует в богослужении в те праздники, когда предполагается молитвенное пение.
Рисунок 7. Крыльцо Большой хоральной синагоги.
О современной жизни и деятельности прихожан Большой хоральной синагоги можно узнать на официальном сайте еврейской общины Санкт-Петербурга Еврейский Петербург (jeps.ru).
Рисунок 8. Главный раввин Санкт-Петербурга М. Певзнер в праздник Суккот.
Например, 21-27 сентября празднуется неделя праздника Суккот, посвящённого странствиям еврейского народа во время исхода из Египта. В память об этих страницах истории сооружается специальный шалаш из разных видов растений, где еврейскими семьями организуется трапеза-напоминание об этом времени, целью которой является праздничное настроение и переживание эмоции радости.
Рисунок 9. Праздник Суккот, символический шалаш во дворе синагоги.
Последний день праздника называется Симхат-тора (радость Торы), когда свитки Торы (священных текстов) выносятся верующим в синагоге для почитания и возможности к ним прикоснуться. Подробнее о догматических и ритуальных особенностях праздника написано на вышеуказанном сайте.
Рисунок 10. Двор Большой хоральной синагоги.
Здание Большой Хоральной синагоги на Лермонтовском проспекте, выстроенное в эпоху модерна в мавританском стиле, является одним из интереснейших архитектурных шедевров мультикультурного Санкт-Петербурга.
Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)