Онлайн путешествие по Петергофской дороге.

  • 14.07.2021

 

 

Начинается это путешествие с площади Стачек, где находятся Нарвские ворота. Нарвские Триумфальные ворота – это триумфальная арка, возведённая в честь побед России в войне с армией Наполеона в 1812 году. Нарвские ворота были возведены в 1834 г. по проекту В.П. Стасова на месте первоначальной деревянной триумфальной арки, построенной архитектором Дж. Кваренги для торжественной встречи возвращавшейся в 1814 году из Парижа победоносной русской армии.

С 1939 года Нарвские Триумфальные ворота стали частью Государственного музея городской скульптуры. С 1978 г. внутри триумфальной арки действует экспозиция, посвящённая Отечественной войне 1812 года, то есть на Нарвские ворота можно посмотреть не только снаружи, но и изнутри! Об условиях посещения выставочного зала Нарвских Триумфальных ворот можно подробнее узнать на сайте музея городской скульптуры Государственный музей городской скульптуры | Нарвские Триумфальные ворота (gmgs.ru). Сама же площадь Стачек является интересным архитектурным объектом, в этом районе расположены здания в стиле конструктивизма, например, в помещении передовой советской фабрики-кухни сейчас находится одно из кафе всемирно известной ресторанной сети.

Рис.1. Нарвские Триумфальные ворота.

Недалеко от Нарвских ворот, по адресу Лифляндская улица, д.12, расположен парк «Екатерингоф», бывший «Парк 30-летия ВЛКСМ». Об условиях посещения парка можно узнать на его официальном сайте Сайт СПб ГКУ "Парк "Екатерингоф" (gov.spb.ru).

 

Рис.2. Парк Екатерингоф, бывший парк 30-летия ВЛКСМ.

Следующая остановка – Музей Нарвской заставы, расположенный на двух экспозиционных площадках – ул. Ивана Черных, 23 (Дом Л.Э. Гехта) и пр. Стачек, 45 (здание отдела ЗАГС Кировского района, бывший особняк княгини Е.Р. Дашковой, первой женщины – президента Российской Академии наук). Представительный особняк был построен в усадьбе Е.Р. Дашковой «Кирьяново» предположительно архитектором Дж. Кваренги. Об условиях посещения музея Нарвской заставы и предоставляемых услугах (например, проведении детских дней рождения в исторической обстановке) можно узнать на официальном сайте музея Новости (narvskaya-zastava.ru).

Эта местность хранит историческую память о том, что рабочие Нарвской заставы первые в стране начали революционную борьбу. Дом по адресу ул. Ивана Черных не случайно был выбран одним из корпусов музея Нарвской заставы, ведь именно здесь 30 июля/12 августа 2017 года происходило заседание VI съезда РСДРП (большевиков), нацелившего партию на вооружённое восстание.

Рис.3. Корпус музея Нарвской заставы на улице Ивана Черных, 23, бывший дом Л.Э. Гехта, где летом 1917 года проходил VI съезд РСДРП (б), на котором было принято решение о вооружённом восстании.

Важной достопримечательностью на проспекте Стачек является памятник Блокадному трамваю. Он установлен на пересечении проспекта Стачек и Автомобильной улицы, на том месте, где в сентябре 1941 года проспект Стачек (бывшая Петергофская дорога) был перекрыт трамвайными вагонами для защиты Ленинграда от фашистских танков. Благодаря стойкости и мужеству защитников Ленинграда фашисты не смогли преодолеть этот рубеж. Здесь ещё до революции была проложена до Стрельны первая в истории России трамвайная линия, так называемая «Оранелла», которая действует и в наши дни. Это место, как и микрорайон Форель, связано с памятью о героической обороне линии фронта от фашистских войск, стремившихся захватить город, носивший тогда имя Ленина. Недалеко от памятника Блокадному трамваю установлен на постаменте советский танк, участвовавший в обороне Ленинграда.

Рис.4. Памятник блокадному трамваю.

Следующее интересное место в путешествии по Петергофской дороге – шедевр сталинского классицизма «Кировский жилгородок», он же «Микрорайон Форель». Микрорайон ограничен улицами Зины Портновой, Трамвайным проспектом, Ленинским проспектом и проспектом Стачек. Исторический аспект этого места - его трансформация из пригородной усадьбы, заложенной ещё Б. Растрелли, в больничный комплекс «Всех скорбящих радости», после революции переименованный в больницу им. А. Фореля, затем жилой микрорайон. Эволюция социального предназначения, смена социальных ролей проходила в несколько этапов: загородная усадьба с парком и угодьями, больница для умалишенных, крепость на линии фронта, форпост в обороне Ленинграда, и послевоенный жилгородок. Первое предназначение этого места – загородная усадьба, дворцово-парковый комплекс. Владельцами усадьбы в разное время были Головины и Нарышкины, К.Е. Сиверс, Г.А. Потёмкин, К.А. Остерман, а с 1828 года усадьба стала казённым учреждением. При К.Е. Сиверсе на территориях у Петергофской дороги стали возводить роскошный загородный особняк под руководством Ф. Б. Растрелли. Каменный дом, выполненный в лучших традициях стиля барокко, стал одним из поздних творений великого зодчего. Представление о внешнем виде данной постройки можно составить по предварительным чертежам и зарисовкам Ф. Б. Растрелли, которые в наше время находятся в фондах Национальной библиотеки в Варшаве. Дом был одноэтажным, его главными украшениями служил высокий мезонин и подъезд с двумя пандусами, оформленный композициями из колонн (подробнее можно почитать в труде историка С. Горбатенко: Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб: Европейский дом, 2001). Дачу Сиверса любила посещать императрица Екатерина Великая, и впоследствии, в 1779 году, усадьба была куплена Г.А. Потёмкиным, который за недолгое время своего владения усадьбой трансформировал парковый ландшафт. По его заказу на создание английского парка садовник Вильям Гульд создал красивый парк с оригинальной и сложной системой прудов, соединённых дуговым каналом. В дальнейшем усадьба перешла в собственность канцлера И.А. Остермана, при котором она была перестроена в стиле классицизма.

Рис.5. Усадьба на 11й версте Петергофской дороги в XIX веке.

Второй период в развитии усадебного дворцово-паркового обустройства заключается в трансформации его в больничный комплекс, и представляет собой интересный опыт организации медицинской помощи определённого профиля. История больницы для душевнобольных на этом месте начинается с 1828 года, когда императрица Мария Федоровна подписывает в мае 1828 года документ об учреждении штата дома умалишенных на 120 человек, когда это заведение отделяется от Обуховской больницы. Мария Федоровна стремилась улучшить положение душевнобольных на примерах организации ухода за такими пациентами в западноевропейских странах. Попечитель заведения Джон Венинг предложил купить дом на одиннадцатой версте Петергофской дороги и приспособить его для нужд больницы, поскольку авторитетные медики того времени считали здание и усадьбу подходящими для данных нужд. Перестройка и расширение больничного здания производилась с 1828 по 1832 год: сначала к главному зданию по проекту Д. Квадри пристроили флигели, а позднее архитектор П.С. Плавов перестроил и сам дворец, оборудовав в бывшем бальном зале церковь во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. В результате множественных пристроек и перепланировок возник состоящий из нескольких корпусов больничный городок. Отношение к пациентам было гуманным, врачи стремились обеспечить индивидуальный подход к пациентам: уютную обстановку (цветы на окнах, картины, камин в курительной комнате). Первым руководителем больницы стал выходец из Саксонии врач Ф.И. Герцог (1784-1853), ранее работавший психиатром в Москве. Благодаря покровительству императрицы Марии Федоровны больница считалась одной из самых приличных казенных больниц, и даже одной из лучших в Европе. Неудивительно, что вскоре она оказалась переполненной. В числе её пациентов находилось немало хроников, за которыми в домашних условиях трудно было обеспечить должный уход. Уже через несколько лет к ней пристроили новый корпус на 80 кроватей, но и это не решило проблемы. В конце XIX века в больнице было 300 кроватей – 150 для мужчин и столько же для женщин. Кроме того, при ней осуществлялся амбулаторный приём для бедных больных, страдающих разными болезнями, которых ежегодно обращалось до 3 тысяч. Принимали в больницу «лиц всякого звания». Из общего числа мест 160 были платные: для людей с ограниченными средствами плата составляла 10 рублей в месяц; для пациентов, помещаемых государственными и общественными учреждениями – 20 рублей; для своекоштных полупансионеров – 30, и своекоштных пансионеров – по 60 рублей в месяц. 110 мест являлись бесплатными, включая 10 так называемых запасных кроватей. Здесь (наверное, в корпусе для неизлечимых больных) умер художник Павел Андреевич Федотов, автор «Вдовушки», «Сватовства майора», «Свежего кавалера». Кстати, узнав о болезни художника, Николай I выделил довольно крупную сумму на его лечение, но это не помогло, потому что вскоре художник скончался. Весьма любопытны сведения о штате больницы. Медицинский персонал состоял из 7 врачей, 6 фельдшеров, аптекаря, аптекарского ученика и фельдшера при аптеке. Административный персонал был представлен смотрителем, бухгалтером, письмоводителем, помощником смотрителя, 2 писцами, священником, псаломщиком и архитектором. Ухаживали за больными 4 надзирателя и 3 надзирательницы, 11 их помощников, кастелянша, 40 служителей, 41 сиделка и по хозяйственной части 92 человека. В больничном уставе утверждались гуманные принципы обращения с душевнобольными, и были сформулированы первые предложения по внедрению рациональной терапии занятостью. Автором больничного устава, регламентирующего работу заведения и основывавшегося на гуманных принципах обращения с душевнобольными, стал врач Иоханн Георг Рюль (1769 – 1846). Получив медицинское образование в Германии, он поступил на службу в Россию. Свою практику в области психиатрии он наработал в Обуховской больнице в Санкт-Петербурге, и, будучи лейб-медиком вдовствующей императрицы Марии Федоровны, стал её доверенным советником по медицинским вопросам. После революции больница была названа в честь швейцарского психиатра Огюста Анри Фореля (1848-1931). Личность и теоретические изыскания этого учёного интересны хотя бы в силу того, что его имя стало бытовым названием микрорайона. Обстоятельства переименования больницы в честь А. Фореля связанны с его дружбой с А.В. Луначарским, и появление этого имени в топонимике не случайно. Август Форель был сторонником социалистического устройства общества, считал, что оно наиболее близко к природе человека, и вполне соответствует человеческим социальным инстинктам. Этот учёный, объявив пьянство и другие виды зависимого поведения не пороком, а болезнью, предлагал инновационные методы лечения, а также пропагандировал трезвый образ жизни, утверждая, что здоровье общества зависит от ситуационного выбора каждого человека на несколько поколений вперёд. В его теории девиантного поведения было оригинальное объяснение причин отклоняющегося поведения, связанное с понятием «алкогольной бластофтории», предопределяющей девиацию в следующих поколениях. С его точки зрения, социальный, нравственный выбор старшего поколения гарантированно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье двух последующих поколений. Согласно теории алкогольной бластофтории, если в поколении дедушек-бабушек или родителей выбиралось потребление алкоголя и наркотиков, то это должно сказаться на повреждении формирующихся клеток организма будущих поколений, что станет предпосылкой для возможного девиантного поведения младших поколений. Например, этой теорией А. Форель объяснял появление гомосексуализма как последствия алкоголизма или наркотической зависимости старших поколений. Для предотвращения и преодоления девиантного поведения он предлагал не только традиционные методы социального контроля в виде позитивных и негативных формальных и неформальных санкций, но и инновационные методы лечения. Например, он разрабатывал и внедрял методику медицинского гипноза, которая в современной медицине применяется для «кодирования» пациента с целью избавления от разного рода болезненных зависимостей. Новизна его взглядов проявилась и в том утверждении, что пьянство и алкоголизм – это не только социальные пороки, но и болезнь, которую нужно и можно лечить. Интерес к его медицинской теории существует до сих пор, о чём свидетельствует неоднократное переиздание его трудов в русском переводе. (Подробнее можно почитать: Форель А. Половой вопрос. Любовь как извращение. Москва: Алгоритм, 2019). Поэтому закономерно, что профильная больница после революции была названа его именем.

Следующий этап истории этой местности связан с трагическим периодом героической обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, и этот больничный комплекс стал непреодолимой преградой на пути фашистских захватчиков. Фотографии военного времени свидетельствуют о серьёзных разрушениях, которым подверглись здания больницы в результате обстрелов вражеской артиллерии и авиации.

Рис.6. Разрушения больницы Фореля в годы обороны Ленинграда 1941-1944гг

Именно эти разрушения предопределили реконструкцию микрорайона в стиле сталинского классицизма как жилищного массива под руководством архитектора Л. Шретера. Современное предназначение микрорайона связано с жилой застройкой. После войны обсуждался вопрос о реставрации зданий больничного комплекса, но, в связи с острой нехваткой жилья для рабочих района, было принято решение о реконструкции зданий под жилой комплекс для работников Кировского завода. В 1950х годах в архитектурной мастерской № 8 института «Ленпроект» под руководством архитектора Логина Людвиговича Шретера (1908-1988), внука известного зодчего Леонтия Бенуа, был разработан и успешно реализован новый проект. В 1965 году в главном корпусе жилгородка на пр. Стачек, 158, был открыт Дом культуры «Кировец». С 1960х годов площадь микрорайона расширяется за счёт строительства кооперативных домов по проекту Надёжина Н.Н. под руководством В.М. Фромзеля, линейно продолжающих перспективу проспекта. Дома по проекту Николая Николаевича Надёжина (1929 – 2005), чередующиеся с кирпичными пятиэтажками, так называемые «точки Надёжина» советской серии жилых домов-точек 1-528КП-40, изначально строились для ЖСК в Ленинграде, но потом приобрели распространение и в некоторых других городах. Этот проект отличался определённой оригинальностью на фоне хрущёвской застройки того времени. В 1990 году круглый пруд и отдельные исторические здания Кировского жилгородка были взяты под охрану государства. К 300-летию Санкт-Петербурга была проведена реставрация некоторых зданий, а также масштабная реконструкция придомовых и дворовых территорий.

 

Рис.7. Микрорайон «Форель».

Далее по направлению к Петергофу, по адресу проспект Стачек, 226, расположен парково-дворцовый комплекс «Александрино». Это одно из немногих уцелевших на Петергофской дороге зданий в стиле русского классицизма. Старинную усадьбу графов Чернышёвых (дипломат И.Г. Чернышёв стал владельцем дачи в 1760е годы) построил французский архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. Расположенный вокруг дома парк Александрино был назван так по имени последнего дореволюционного владельца А.Д. Шереметева. В годы Великой Отечественной войны усадьба сильно пострадала от обстрела, и в 1960х годах главное здание было отреставрировано по проекту М. М. Плотникова без воссоздания интерьеров и служебных флигелей. Сейчас в здании расположена Детская художественная школа № 4 Кировского района Санкт-Петербурга, обучение в которой является одним из лучших воспоминаний детства у взрослых жителей Кировского и Красносельского районов Санкт-Петербурга.Подробнее о школе можно почитать на официальном сайте ДХШ № 4: Сайт ДХШ "Александрино" - Главная страница (alexandrino.ru).

Рис.8. Парк «Александрино», Детская художественная школа № 4

Следующей достопримечательностью Петергофской дороги является Новознаменская дача графа Воронцова по адресу ул. Чекистов, 13В, строившаяся и реконструировавшаяся архитекторами Дж. Трезини и А. Ринальди в стиле барокко с элементами классицизма. До недавнего времени тут находилась частная школа, а в настоящее время здание находится на реконструкции, и фасад здания скрыт строительными лесами. В мире есть много интересных дорог, и Петергофская дорога является одной из красивейших, что лишь частично смогло отразить это онлайн путешествие. Этой местности посвящено множество исследований, вот некоторые источники, связанные с историей Петергофской дороги:

[1] Александров П.П. За Нарвской заставой: воспоминания старого рабочего. Л.: Лениздат, 1963

[2] Бородин Д.И. Профессор А. Форель по вопросу о борьбе с пьянством. СПб: Типо-Литография Виленчик, 1910

[3] Говорушин К. В. За Нарвской заставой. М.: Политиздат, 1975

[4] Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб: Европейский дом, 2001

[5] Зуев Г.И. Нарвская застава. На перепутье трёх веков. М.-СПб: Центрполиграф МиМ – Дельта, 2004

[6] Кивинов А. Кошмар на улице Стачек. М.: АСТ, СПб: Астрель, 2010

[7] Кивинов А. Кошмар на улице Стачек. М.: Вече, 2017

[8] Кивинов А. Кошмар на улице Стачек. М.: Центрполиграф, 2020

[9] Мительман М., Глебов Б., Ульянский А. История Путиловского завода 1789-1917. М.: ОГИЗ – Госполитиздат, 1941

[10] Нарвская застава от истоков до наших дней. Краткий очерк истории Кировского района Санкт- Петербурга/ [авт. текста Ю. М. Сугоняев; сост.: Л.Н. Егорова]. – Изд. 2-е, доп. – СПб: Лениздат, 2007

[11] Протопопов М.И. Нарвская застава в 1917 году в воспоминаниях и документах. Л.: Лениздат, 1960

[12] Спасский С.Д., Ульянский А.Г., Вагинов К.К., Чуковский Н.К. Четыре поколения (Нарвская застава). Л.: Издательство писателей, 1933 (В 1961 году эта книга была включена в Сводный список книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети).

[13] Старкова Л.А. История здания Центра культуры и досуга «Кировец». Часть II: откуда в пруду форель. // Нарвская застава, 4 (417)/март/2020.

[14] Старкова Л.А. Прогулки по Нарвской заставе: книга по истории Кировского района. СПб: Изд-во ЦБС Кировского района, 2014

[15] Форель А. Половой вопрос. СПб: изд. А.С. Суворина, 1906

[16] Форель А. Половой вопрос. Любовь как извращение. Москва: Алгоритм, 2019

[17] Forel A. Der Hypnotismus und seine strafrechtliche Bedeutung. Berlin und Leipzig: Guttentag, 1888

 

 

 

 

Онлайн путешествие по Петергофской дороге.

Предыдущие посты

Экскурсия по Ленинградской области. Выборг и парк Монрепо

Экскурсия по Ленинградской области. Выборг и парк Монрепо

До основания города Выборга на этом месте было поселение, история которого связана с проживанием тут

Экскурсия по Ленинградской области. Усадьба «Приютино»

Экскурсия по Ленинградской области. Усадьба «Приютино»

Одним из замечательных примеров музея в историко-архитектурной среде является Литературно-художестве

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)