Интерактивная встреча-семинар:


«Вселенная человека и виртуальный мир: дружба и противостояние» СПб Центр Брахма Кумарис, август 2014 г. Семинар имел подзаголовок на английском: «Soft VS Hard» «Мягкое» против «твердого».

На протяжении двух с лишним часов специалисты в области компьютерных технологий, виртуального обучения, педагоги, социальные работники обсуждали разные грани явления, которое сегодня прочно и бесповоротно вошло в нашу жизнь. Прозвучали доклады «Виртуальное обучение: плюсы, минусы и нули», «IQ (коэффициент интеллектуального развития) и EQ (коэффициент эмоционального развития)», «Как среди информационного шума расслышать главное», «Коммуникационные технологии как современное явление и отражение тысячелетних устремлений человечества».

Жаркой баталии на тему «кто кого» не случилось, и, наверное, это к лучшему. Участники диалога оказались едины в том, что «твердое» (технологии) – это хороший слуга, но плохой хозяин. Залогом успеха в сфере образования, менеджмента да и вообще в отношениях между нами, людьми, является все же «мягкое», то есть уверенность человека в себе и доверие к другим, чуткость, заботливость, умение гибко реагировать на перемены, справляться со стрессами, владение своими эмоциями и т.п.

Владимир Лукьянов занимается вопросами виртуального образования уже достаточно долгое время – с 2008 г. Под его руководством Санкт-Петербургский городской центр поддержки добровольческих инициатив СПб ГКУ «Центр международных гуманитарных связей» проводит дистанционные, виртуальные курсы для людей, которые занимаются организацией деятельности добровольцев. Формы обучения – лекции, вебинары. Для Владимира Альфредовича плюсы дистанционного обучения несомненны, однако несомненны и минусы:

«На лекциях и вебинарах мы говорим о мотивации, стимулировании, построении отношений. И обо всем этом – не касаясь друг друга рукой, не глядя друг другу в глаза! О том, что происходит со слушателями курсов за пределами вебинаров, мы, преподаватели, можем только догадываться. Но даже когда ведешь вебинар, отчетливо видишь, что человек по ту сторону экрана несколько ошарашен. Да, ему нужно и интересно то, о чем говорят на вебинаре учителя, но все равно успеваешь заметить в уголках глаз искорки какого-то неуюта, дискомфорта. Спрашиваешь потом у людей, что же это такое, но они не могут ответить. Я тоже не могу ответить однозначно, но думаю, что дискомфорт связан вот с чем: в процессе виртуального контакта мы теряем некоторые базисы, необходимые для полноценного общения, которые заложены в нас. Ведь общение – это не только разговор, это целый комплекс аспектов, который включает и визуальный, и физиологический, и энергетический контакт. По сути, даже приходя на виртуальный курс, человек, тем не менее, приходит к учителю, но представьте себе, что происходит, Если вместо учителя он видит перед собой просто статью с картинками, например рассказ о том, как живут люди на экваторе. Вроде бы все излагается наглядно и логично – картинка за картинкой, и это вполне можно считать обучающим курсом, но у человека все равно остается неудовлетворенная потребность высказаться, поделиться своими переживаниями, уточнить, правильно ли он понял материал. Где выход? По нашему опыту могу сказать, что наиболее удачны те курсы, которые используют комплексный подход: это и лекция, и вебинар, и контрольные вопросы, и общение с сокурсниками. Иногда бывает важно задать учителю вопрос, о чем-то поспорить, да и просто поболтать, в конце концов!»

Елизавета Майорова, координатор проекта «Университет третьего возраста» Университета ИТМО, подхватывает тему комплексного подхода к обучению:
«Дистанционные технологии дают нам очень большой плюс: они обеспечивают обучение там, куда не дойти ногами, где нет возможности найти специалиста, привлечь ресурсы. С другой стороны, везде, где имеется шанс личного общения, его обязательно надо использовать. Наш проект изначально задумывался как виртуальный, но сейчас мы также привлекаем добровольцев, студентов очно читать курсы, которые у нас выложены. Почему? Потому что мы поняли: такие курсы дают гораздо больший эффект, пусть даже они проведены не очень опытными людьми, неспециалистами. Иногда нам кажется, что виртуальный мир действует по каким-то собственным законам, отличным от законов реального мира.

Тему человеческого фактора продолжил гость из Индии Бала Кишор, старший вице-президент ИТ-компании «United Online Software Development», курирующий в своей фирме стратегию в области социальных сетей и маркетинга лояльности.

«Сегодняшнего менеджера тревожит лишь то, что надо действовать. Однако не менее важно другое – просто быть! Быть и действовать – нужен баланс. Несколько лет тому назад компания Google провела интересное исследование, получившее название «Oxygen» («Кислород»). Целью исследования было определение качеств, отличающих хорошего менеджера. Двухлетнее кропотливое изучение показателей эффективности, отчетов о работе различных структур и другой документации дало в сухом остатке список из 8 качеств, 7 из которых связаны с умением менеджера управлять собой, своими эмоциями, а также грамотно строить отношения с другими членами команды. Эти семь качеств относятся как раз к «мягким» навыкам. И лишь последнее, восьмое, качество связано с «хардом»: это владение ключевыми техническими навыками, чтобы в случае необходимости оказать своим сотрудникам квалифицированную помощь. Google – одна из самых успешных в мире компаний, и тот факт, что «софт» (не в смысле программного обеспечения, а в смысле «мягких» навыков управления) оказывается в ее списке абсолютным приоритетом, говорит о многом. Можно сказать, что современный менеджер – это создатель смыслов для своей команды. В основе эффективного управления лежит умение менеджера, руководителя управлять самим собой. По сути, «современным» подходом к эффективному менеджменту становится... стародавняя духовностьа.

Диди Сантош, старший преподаватель раджа-йоги, директор СПб Центра Брахма Кумарис, рассказывает о самом надежном средстве связи, которое не подведет нас даже в критической ситуации, когда все другие средства связи могут отказать.

«Технологии создаются людьми и, самое важное, для людей. Если этот человеческий элемент игнорируется, то даже благословение может обернуться проклятием, как в старом мифе о царе Мидасе. Помните, он хотел, чтобы все, к чему он прикоснется, становилось золотым? Но когда у тебя жена из золота, дочь из золота, когда вокруг не остается ни единой живой человеческой души... – разве это жизнь? Когда наша духовная сила, которая обычно проявляется в форме покоя, счастья, любви, стала уменьшаться, мы начали восполнять эту потерю, вооружая органы чувств дополнительными приспособлениями, гаджетами, игрушками. Кажется, что современный человек вообще не расстается с мобильным телефоном, ни на миг не снимает наушники. Сегодня даже на случай поздравления с праздником или признания в любви имеются уже готовые шаблонные SMS-сообщения. Но ведь цель всего, что предоставила нам наука, состоит в том, чтобы вернуть ускользающие от нас сокровища счастья, удовлетворенности, любви. А если эти сокровища не возвращаются, если, невзирая на передовые средства коммуникации, сердца людей не становятся ближе, значит, нам стоит пересмотреть способы и цели использования технических новшеств. Технологии – это очень важно, но технологии – это просто слуги. А человек, сознательное, мыслящее существо, душа, – это король, повелитель, раджа. Я, раджа, никогда не должен отдавать власть в руки моего слуги! Кроме того, технологии – это все-таки нечто временное, а моя внутренняя энергия, энергия ума, энергия мысли и чувства будет оставаться со мной всегда. Эта внутренняя энергия, а также энергия связи с Творцом останется со мной даже тогда, когда откажут все технические средства связи. Какой оператор мобильной связи или Интернет-провайдер поможет вам дозвониться до Бога в случае необходимости? Наш ум, наши мысли – вот тот «софт», который гораздо тоньше и мощнее любого «харда», предлагаемого наукой.