Пожилой человек в современном обществе

Курс: Пожилой человек в современном обществе

Тенденция старения населения необратима, причём преобладание молодых людей, характерное для предыдущих этапов истории, вряд ли когда-либо повторится. Постарение населения как новое явление в историко-эволюционном развитии человека сопровождается такими эволюционными преобразованиями, как ускорение физиологического созревания (акселерации), удлинение периода детства (первичной социализации) и замедление темпов физического, духовного и социального старения. На протяжении ХХ столетия продолжительность жизни увеличилась почти вдвое. Этот процесс имеет универсальный характер. В той или иной степени он проявился во всех экономически развитых странах и имеет тенденцию к дальнейшему распространению. В то же время нет доказательств, что максимальная продолжительность жизни человека в современном обществе больше, чем в менее развитых странах, или по сравнению с предшествующими веками. Так, по данным для Великобритании, где с 1837 г. регистрируются сведения о долгожителях, не выявилось сколько-нибудь существенных изменений числа людей старше 100 лет. Есть, правда, сообщения, что в некоторых ведущих развитых странах, например в Японии, произошло действительное снижение скорости старения под влиянием проводимых социально-медицинских и оздоровительных мероприятий.

Автор – Григорьева Ирина Андреевна, доктор социологических наук, профессор СПбГУ

Пособие нацелено на формирование у специалистов по социальной работе с лицами пожилого возраста, а также у заинтересованных пожилых граждан системы знаний по социальной геронтологии, повышение их мировоззренческой, социологической и геронтологической культуры, осмысление этапов жизненного пути человека как равноценных для него самого и общества, формирования ответственности за свой жизненный сценарий и его реализацию. В современных социально-экономических и демографических условиях чрезвычайно важно углубление знаний  слушателей об основных проблемах и следствиях старения населения, проблемах развития пенсионных систем, возможных путях изменения профессионального и личного отношения к старению и необходимости изменения образа жизни.

Дидактические принципы, содержание и методика освещения проблем базируются на мультимедийных возможностях компьютерных и интернет-технологий, позволяющих органично соединять теоретический материал с художественно-образными визуализациями.Рассмотрение проблемпожилых людей и старения в целом с акцентом на сравнительный анализ российской ситуации и ситуации развитых стран Запада  является основой для разработки  аналогичных курсов для обучения разных групп специалистов, работающих с пожилыми.