Эпоха античности: идеи и артефакты

  • 78 просмотров
  • Время прочтения: 3 минуты
  • 25.10.2021

Часть I. Основные смыслы и темы античной культуры

Периодизация античной культуры

- Архаическая Греция (Крито-Микенская, Эгейская культура) – III – II тыс. до н.э.;

- Классическая Греция (эпоха эллинизма) – I тыс. до н.э. – I в. до н.э.;

- Римская эпоха – I в. до н.э. – V в. н.э.

Крито-Микенская культура, Эгейская культура сформировалась в III – II тыс. до н.э. как Критская (минойская) культура на острове Крит, как Кикладская (острова в Эгейском море), затем во II тыс. до н.э. сформировалась близкая к Критской Микенская культура с центром в Микенах, город Пелопоннес, южная Греция и Эллада Балканской Греции. Просуществовала примерно до 1200 г. до н.э., затем исчезла в результате цивилизационной катастрофы. Для современного изучения её открыли исследователи, которыми руководил английский археолог А. Эванс: в Кноссе, в центральной части острова в начале ХХ века был при раскопках обнаружен первый из Критских дворцов – дворец Миноса. Затем архитектурные сооружения в едином стиле были обнаружены в городах Кносс, Малия, Фест, Като Закро и других. Дворцы украшены колоннадами и фресками, от этой культуры осталась не расшифрованная письменность, свидетельства о тавромахиях, таврокатапсиях (мистериях, связанных с культом быка), скульптуры.

Классическая Греция, эпоха эллинизма сформировала различные направления классического искусства и гуманистической культуры, которые являются образцами для следующих эпох.

Мифология

Мифы и легенды Древней Греции содержат космогонию (учение о происхождении мира), отражают все стороны человеческой жизнедеятельности и олицетворяют силы природы. Для мифологического сознания характерен синкретизм, то есть слитность природного и неприродного, физического и метафизического. Боги и титаны участвуют в сотворении и развитии мира (Гея, Уран, титаны Океан, Кронос), обитают на горе Олимп во главе с Зевсом и его женой Герой, олицетворяют человеческие чувства и потребности (богиня любви Афродита), покровительствуют занятиям (Аполлон и 9 муз – искусству, ремёслам – Гефест, войне – Арес, охоте – Артемида, виноделию и мистериям – Дионис, загробному царству – Аид, морю – Посейдон, земледелию и урожаю – Деметра, подвижности и лукавству – Гермес и т.д.). Неразделённость представлений о физическом и метафизическом, характерная для мифологического сознания, отражают мифы о том, как Боги взаимодействуют с людьми, испытывают человеческие страсти, и от союзов богов и людей рождаются герои, например, Геракл. В самосознании древнегреческой культуры мир гармонизирован неписанным законом – Логосом, который можно познавать разными способами. Античное мировоззрение строится на драматическом противостоянии Космоса как мирового порядка и Хаоса как противостоящего ему разрушения, которое гармонично уравновешено, хоть Хаос и наступает.

Философия

Античная философия сформировала направления для дальнейшего развития научного и гуманитарного знания на последующие тысячелетия. Изначально возникнув как натурфилософия, которая занималась поиском первой субстанции, конституирующей мир (Фалес признавал такой субстанцией воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, а Анаксимандр безграничное начало – апейрон), древнегреческая философия совершила антропологический поворот в лице Сократа и софистов. Утверждение, что «человек есть мера всех вещей» можно считать смысловой квинтэссенцией античности. В древнегреческой философии сформировались и материалистическая традиция (античный атомизм, Демокрит и Левкипп), и идеалистическая традиция со сложными метафизическими системами (Платон и учение о «мире идей» и «мире вещей», Аристотель и его учение о форме и материи), а также возникли разнообразнейшие течения гуманистической мысли. От кинизма Диогена до греческого и римского стоицизма представлены различные учения о судьбе человека и его роли в обществе и истории, которые транслировались последующей культурной работой на протяжении тысячелетий до наших дней. Латынь (древнеримский) и древнегреческий языки до сих пор существуют как языки науки благодаря расцвету античной цивилизации, оказавшей влияние на развитие европейской культуры с момента её возникновения до наших дней. Благодаря этому до наших дней дошли шедевры античной литературы (например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, переведённые практически на все современные языки), и философские и научные тексты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ К ЧАСТИ I ОНЛАЙН КУРСА:

  1. В чём проявляется синкретизм (слитность) мифологического сознания?
  2. Чем мифологическое сознание отличается от религиозного и философски-научного?
  3. Почему именно в Древней Греции появился спорт и стали проводиться Олимпиады? 
  4. В чём сущность "антропологического поворота" в античной философии? 
  5. Вопрос для самостоятельного изучения: какие музы окружали бога Аполлона, и какая муза какому виду искусств покровительствовала?

Часть II. Материальная культура античности, формы изобразительного искусства

Изобразительное искусство античности сохранилось и как оставшиеся до сих пор крупные архитектурные формы, и как скульптура, и как декоративно-прикладное искусство, и как формы живописи - фрески и мозаики.

А. Декоративно-прикладное искусство. Вазопись (античные амфоры)

Вазопись античности в данном учебном курсе представлена на примере античной музейной коллекции Государственного Эрмитажа. Коллекция античных ваз, хранящихся в Эрмитаже, является одной из наиболее значительных в мире. Самые ранние экспонаты относятся ещё к микенской эпохе (XIII век до н.э.), а позднейшие – к эллинистическому времени (конец IV – I век до н.э.). Разнообразнее всего в Эрмитаже представлены экспонаты эпохи архаики и классики VII – V веков до н.э., времени наивысшего расцвета искусства вазописи в Древней Элладе. Большая часть коллекции формировалась из тех артефактов, которые были обнаружены во время раскопок греческих городов-колоний в Крыму и Причерноморье. В середине XIX века к столетию со дня основания музея Эрмитаж при Зимнем дворце было решено создать при нём отдел древностей. Новое здание с гранитными атлантами построил по проекту немецкого архитектора Л. Фон Кленце русский зодчий В.П. Стасов, и в феврале 1852 года состоялось торжественного открытие музея. Планировка залов, их архитектурный облик, роспись плафонов и стен цитировали античную архитектуру, поскольку строились для размещения артефактов великих культур Древней Греции и Рима.

 

 

 

фото 1

На иллюстрации: Аттическая чернофигурная гидрия (сосуд для воды). Ахилл с телом Гектора. Глина. VI в. до н.э.

Многие вазы античного собрания происходят из этрусских гробниц. Например, кувшин, служивший для хранения вина или масла – ольпа, сделанный из светлой глины. Яйцевидное вытянутое тулово ольпы разделено на четыре широких пояса-фриза, в каждом из которых изображены идущие животные – львы, пантеры, козлы и быки. Тёмные силуэты фигур подчёркнуты тонкими линиями, расцвеченными пурпурной краской. Орнаментальный элемент вносят изящные розетки, составленные из точек и заполняющие свободное пространство. Такие сосуды изготавливались в греческом городе Коринф в третьей четверти VII в. до н.э. В этот период Коринф был одним из крупнейших торговых и ремесленных центров, и вазы из него поставлялись в различные регионы античного мира.

фото 2

На иллюстрации: Коринфская ольпа. Глина. Третья четверть VII в. до н.э.

Практически во всех древнегреческих городах процветали искусства и ремёсла. Примером Лаконского декоративно-прикладного искусства является килик (чаша для вина) VI в. до н.э.

фото 3

На иллюстрации: Лаконский килик. Глина. Середина VI в. до н.э.

Спарта была военным государством со сдержанным, «лаконичным» стилем, при этом в эпоху архаики там развивалось искусство каменного рельефа, художественного бронзового литья и вазовой живописи. Хотя синонимами слова «спартанский» являются понятия «строгий», «суровый», «сдержанный», искусство Спарты было высокохудожественным, как и во всей античной Греции. Чёткому силуэту всадника на светлом фоне и размеренному ритму его движения вторит абрис аллегорической крылатой фигуры, сопровождающей воина. Вероятно, подобные вазы предназначались для погребального ритуала, поскольку изображённые рядом со всадником сирена и змея символизируют потусторонний мир, а летящая рядом фигура – душу покойного. Для античной вазописи VI века до н.э. характерна сюжетная живопись, мастера начинают отказываться от декоративных композиций так называемого коврового стиля.

Чернофигурная вазопись в последней четверти VI века до н.э. сменяется более технически сложной краснофигурной. В краснофигурной вазописи мастера не наносят очертания фигур на красноватый фон керамики, как было в чернофигурном стиле, а наоборот, работают с фоном, оставляя для изображений естественный рыжеватый цвет термически обработанной (обожжённой) глины, что требует большего умения и изящества. К ранним произведениям краснофигурной вазописи Афин относится «пелика с ласточкой». Пелика – это двуручный сосуд с каплевидным туловом и подставкой снизу.

фото 4

На иллюстрации: Аттическая краснофигурная пелика. Прилёт ласточки. Фрагмент. Глина. Последняя четверть VI в. до н.э.

Собрание предметов античного декоративно-прикладного искусства довольно многообразно, и можно изучать их бесконечно. Подробнее рассмотреть шедевры античного декоративно-прикладного искусства можно, например, благодаря разделу виртуального визита на сайте Государственного Эрмитажа.

Б. Судьбы античной скульптуры

Судьбы античной скульптуры здесь рассматриваются на примере истории античной коллекции Государственного музея-заповедника «Павловск», поскольку эта одна отдельно изученная история конкретного музейного собрания ярко иллюстрирует судьбы античной скульптуры на протяжении тысячелетий.

История создания и дальнейшего существования в веках и тысячелетиях античной скульптуры многообразно повествует о различных культурных стратегиях разных народов и эпох. Основные формы скульптуры – это рельеф и статуи. Виды рельефа – плоский, барельеф, горельеф и контррельеф. В плоских рельефах изображение создаётся линией по ровной поверхности, барельеф бывает выпуклым над основной плоскостью, горельеф может быть настолько выступающим, что фрагментами почти трансформируется в статуи, а контррельеф вдавлен относительно поверхности. Античная скульптура демонстрирует всё возможное разнообразие форм и жанров, и, хотя многие её образцы не дошли до наших дней, является образцом классического искусства. Искусство статуи в античности прошло интересную смысловую и техническую эволюцию от статичности форм к динамической гармонии. Скульптуры изначально создавались с культовыми целями, им поклонялись в храмах соответствующих богов, их «кормили» и торжественно одевали по праздникам. Интересно, что рядом с человекообразным скульптурным изображением богов в храмах присутствовал его «двойник» в виде куска камня или обрубка бревна, который назывался таким же именем и также почитался. Это объясняется одновременным присутствием в мифологическом сознании разных его аспектов: от анимизма, то есть «одушевления» предметов, до политеизма, олимпийского этапа греческой мифологии с его реалистическими тенденциями в искусстве и идеализацией пропорций человеческого тела.

В развитии древнегреческой скульптуры выделяются периоды ранней и высокой классики, известные такими ваятелями, как Фидий, Мирон, Поликтет  в V веке до н.э. в Афинах, затем поздней классики, представителями которой были Скопас, Пракситель, Лисипп и другие мастера вплоть до окончания эпохи эллинизма в I веке до н.э. Эпоха эллинизма прославилась достижениями высокого искусства, науки (математики, астрономии, натурфилософии) и техники (например, Фаросский маяк высотой более ста метров простоял полторы тысячи лет). В скульптуре развивался рельеф, портрет (скульптурные бюсты), бытовое направление (например, шедевры александрийской школы «Старик, вынимающий занозу из ноги» и «Мальчик с гусем»). Символами античного искусства являются статуи Венеры Милосской (Афродита с острова Мелос, 120 г. до н.э., скульптор, предположительно, Агесандр) и Ники Самофракийской, которые сейчас экспонируются в Лувре.

В течение II – I в. до н.э. римские легионеры постепенно завоевали Восточное Средиземноморье, и в дальнейшем история античного искусства развивается Римом. Плотное взаимодействие римской и греческой культур началось с межкультурного конфликта, с завоевания, а затем произошёл уникальный процесс культурной ассимиляции, когда римляне-победители усвоили Пантеон греческих богов, транслировав их в свой римский Пантеон с другими именами, но с той же мифологией и «сферой ответственности» каждого бога и его окружения. Параллельно стала происходить аккультурация, то есть заимствование предметов материальной и духовной культуры – римляне стали делать повторы, реплики древнегреческих сюжетов и статуй. Древнегреческие скульпторы в своей работе предпочитали бронзу и даже драгоценные материалы (например, Фидий в 448 г. до н.э. выполнил 13-метровую статую Зевса в хрисоэлефантинной технике для храма Зевса в Олимпии), а древнеримские мастера изготавливали копии их шедевров из мрамора. Благодаря римским репликам до наших дней дошли образы древнегреческих статуй, утраченных в силу ценности материала и межкультурных конфликтов в течение последующих веков. Трансляция античного искусства стала частью европейской традиции, и немало античных шедевров было воссоздано представителями российской культуры. На территории России в музеях есть немало памятников античности, и данная лекция посвящена собранию античных предметов в ГМЗ «Павловск». Основу его составляет античная коллекция Марии Фёдоровны, приобретенная в 1782 году во время её путешествия с мужем, будущим императором Павлом I, по Италии.

фото 5

На иллюстрации: Эрот, натягивающий лук. Римская мраморная копия. Бронзовый древнегреческий оригинал изготовил Лисипп, придворный скульптор Александра Македонского, для храма Эрота в Феспиях в Беотии, в IV веке до н.э. Скульптура была куплена будущей императрицей Марией Фёдоровной в Италии в феврале 1782 у антиквара Т. Дженкинса, а ранее находилась в собрании семьи Барберини, созданном в XVII веке. В настоящее время экспонируется в Итальянском зале большого дворца в Павловске.

фото 6

 

На иллюстрации: Римлянин в тоге («Тогатус») экспонируется в Кавалерском зале Большого дворца в Павловске. Рядом античные пеплохранилища.

В судьбах античной коллекции ГМЗ Павловск важную роль сыграли героические усилия музейных работниц в годы Великой Отечественной войны под руководством директора, на должность которого летом 1941го года была назначена А.И. Зеленова. Они напряжённо работали, чтобы эвакуировать ценности от захватнической фашистской армии (часть была вывезена в глубокий тыл, часть в подвалы Исаакиевского собора) и спрятать то, что невозможно было вывезти. Некоторые из античных скульптур были захоронены в парке, другие укрыты в тайнике в подвалах дворца. За время фашистской оккупации Павловска музей подвергся вандализму, было вырублено большинство деревьев в парке, затем, при освобождении города частями советской армии, отступавшие нацисты подожгли дворец, пытаясь окончательно его уничтожить. Сразу после освобождения Павловска начались работы по его восстановлению под руководством директора А.И. Зеленовой. Музей и парк восстановили для приёма посетителей в 1970м году. Восстановление Павловска стало передовым примером реставрации царских дворцов-музеев, разорённых в 1941-1944 годах фашистскими варварами пригородов непобеждённого Ленинграда.

фото 7

На иллюстрации: Аполлон Бельведерский, парковая скульптура в ГМЗ «Павловск».

Судьба парковой скульптуры ГМЗ «Павловск» является ярчайшим примером разнообразных типов межкультурных коммуникаций. Вот, например, скульптура, известная как Аполлон Бельведерский. Начнём с того, что это бронзовая российская копия 1792 года мраморной римской копии греческого оригинала. Изготовили её скульптор Ф.Г. Гордеев (1744 – 1810) и мастер-литейщик Э. Гастеклу как точную копию римской реплики греческой скульптуры Аполлона, бога солнечного света, найденной в конце XV века при раскопках виллы Нерона и помещённой в павильоне Бельведер в Ватикане. Скульптура эта с 1817 года находится в Павловском парке, на площадке Старой Сильвии. В годы Великой Отечественной войны перед фашистской оккупацией была укрыта сотрудницами музея в захоронении недалеко от места экспозиции, как и другие статуи, окружавшие Аполлона. С 1946 года вновь установлена на своём историческом месте и экспонируется в Павловском парке.

фото 8

На иллюстрации: Калиоппа, муза эпической поэзии и философии. Бронзовая копия античной мраморной статуи. Оригинал хранится в зале Муз музея Пио-Клементино в Ватикане. Парковую скульптуру изготовили в 1792 году скульптор Ф.Г. Гордеев и мастер-литейщик Э. Гастеклу. В период фашисткой оккупации Павловска 1941 – 1944 годов находилась во временном захоронении недалеко от места экспозиции, укрытая перед оккупацией сотрудниками музея. Возвращена на своё историческое место в 1946м году и экспонируется в Павловском парке.

Судьбы античной скульптуры демонстрируют нам, как достояние одних, давно ушедших культур, может стать величайшей ценностью для других эпох и народов.

В. Шедевры античной архитектуры

Самый значительный след оставила, конечно, храмовая архитектура античности. Сосредоточение памятников древнегреческой архитектуры находится в Афинах. Для афинского строя архитектуры характерен ряд колонн (стоек), на которые уложены камни (балки). Такая система конструкций называется стоечно-балочной, она придавала прочность и устойчивость сооружению задолго до применения в строительстве бетона и железобетона. Ряд архитектурных форм получил в истории зодчества название ордер (от лат. Ordo – порядок). Его основные элементы – колонна и балочное перекрытие – антаблемент.

фото 9

На иллюстрации: название архитектурных элементов и виды ордеров слева направо: дорический, ионический, коринфский.

Древнегреческая архитектура создала три ордера: дорический, ионический и коринфский. 1. Дорический ордер. Строг, почти лишён украшений, колонны стоят тесно, антаблемент крупный. 2. Ионический ордер воплощает нежность и грациозность, его колонны тоньше и расставлены несколько шире. Детали ионического ордера украшены резным орнаментом и скульптурным рельефом. 3. Коринфский ордер: капитель богато декорирована стилизованными листьями южного растения аканта. Это более изящный стиль, чем ионический, здесь колонна и капитель выше и стройнее.

фото 10

На иллюстрации: разновидности ордеров слева направо: дорический 1, дорический 2, ионический, коринфский.

Примерами являются архитектура храма Геры в Пестуме и Парфенона на афинском Акрополе. Оба храма выполнены в дорическом стиле.

фото 11

На иллюстрации: храм Геры в Пестуме. V в. до н.э. Вид с северо-востока.

Массивные элементы храма Геры с шестиколонным портиком придают сооружению торжественность и величавость. Парфенон выстраивался заново после межкультурного конфликта 480-479 г.г. до н.э., когда персы сильно повредили акрополь, практически разрушив его. Парфенон с соразмерным уменьшением элементов ордера и восьми-колонным портиком выглядит более изящным. Зодчие Парфенона Иктин и Калликрат ввели много оптических поправок – отклонений от правильной геометрии сооружения. Горизонтальные линии храма имеют плавный изгиб вовне и вверх, а угловые колонны, видимые на фоне неба, утолщены. Храмовые скульптуры выполнил Фидий и его ученики по замыслу Перикла в период процветания афинской демократии. С 449 г. до н.э. Фидий и его ученики трудились над созданием скульптур в течение 16 лет.

фото 11

На иллюстрации: Парфенон – главный храм афинского Акрополя. Архитекторы Иктин и Калликрат, 447-438 г.г. до н.э.

Римская архитектура не только воспроизводила принципы и формы древнегреческой архитектуры, но и развивала их. Римляне не изобретали новый архитектурный образ или новый орнамент, а применяли свою изобретательность в планировке новых городов. В трактате римского архитектора и инженера Витрувия (I в. до н.э.) суммированы основные теоретические принципы зодчества и строительные правила того времени, и ордер в его трактовке – средство художественной выразительности, подчинённое универсальной норме. Римские варианты ордеров – коринфский и более сложный, композиционный, достигают в постройках колоссальных размеров.

Римское зодчество соединило стоечно-балочную систему греков с местной этрусской сводчатой конструкцией из кирпича и бетона. Это породило ордерную аркаду, получившую название «римской архитектурной ячейки». Отдельно стоящая арочно-ордерная ячейка становится основой нового сооружения – триумфальной арки. Ордер использовался не только с аркой, но и отдельно для создания акцента на главном элементе здания. Самый грандиозный пример римской архитектуры – Пантеон, «Храм всех богов». Грандиозный круглый храм имеет сферический купол диаметром 43,2 метра со световым диаметром 9 метров, это самый большой в римской архитектуре купол. Вход в виде портика из 16 колонн с тяжёлым фронтоном приставлен к основному объёму как украшение здания, не связанное с его конструкцией. В инженерных сооружениях арочное решение было без ордера. Так строились водопроводы (акведуки) и мосты, сложенные из камня, некоторые из которых сохранились до наших дней.

фото 13

На иллюстрации слева: Пантеон, интерьер. Архитектор Аполлодор Дамасский, 115-125 г.г. н.э.; в центре: Триумфальная арка Тита, Рим, 81 г. н.э.; справа: Римский акведук «Градский мост» на территории Франции, конец I в. н.э.

Особенностью древнеримской религии было не только включение в римский пантеон богов побеждённых народов, но и обожествление власти. В Древнем Риме всеми делами религии управляла Высшая коллегия жрецов. Изначально понтификом мог быть избран только патриций, а с 254 года до н.э. это право получили и плебеи. Политики могли быть избраны понтификами, что ещё более способствовало сакрализации политической власти в империи, где правящий император и так считался живым богом. Например, Юлий Цезарь был избран понтификом в 63 году до н.э. Отдельным жанром сакральной скульптуры стало создание бюстов политиков.

фото 14

На иллюстрации слева: Юлий Цезарь в образе понтифика, мраморный бюст в ГМЗ «Павловск».

Эпоха античности завершается с падением Рима, точнее Западной Римской империи. 395 г. – раздел Римской империи на Западную и Восточную (после смерти императора Феодосия).

476 г. – падение Западной Римской империи: германец Одоакр захватывает Рим, и Сенат просит восточного императора Зинона даровать Одоакру достоинство патриция и оставить ему управление Италией. 1204 год – во время Четвёртого Крестового похода крестоносцы захватили Константинополь, провозгласив Латинскую империю, а в 1261 году ромеи вернули Константинополь и возродили Ромейскую империю.

1453 г. – турки-османы завоевали территории ромеев и захватили Константинополь, спустя почти тысячу лет и Восточная Римская империя завершила своё существование. Таким образом, период античности закончился в V веке н.э., а период средневековья длился со времени падения первого Рима по XV век, когда не устоял и второй Рим – Константинополь. Средневековая культура открывает новую страницу в изучении мировых культур и межкультурных коммуникаций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ К ЧАСТИ II ОНЛАЙН КУРСА:

  1. Что такое аккультурация, культурная аккомодация, ассимиляция и межкультурный конфликт?
  2. Что значат названия античных ваз – гидрия, килик, ольпа, пелика?
  3. Почему краснофигурная вазопись является более технически сложной, чем чернофигурная?
  4. Вопрос для самостоятельного изучения: что такое хрисоэлефантинная техника, применённая Фидием при создании статуи Зевса для храма в Олимпии?
  5. Вопрос для самостоятельного изучения: согласно трактату Поликтета «Канон», какими должны быть идеальные пропорции человеческого тела в соотношении между собой?
  6. Что такое архитектурный ордер? Какие три основных ордера применялись в древнегреческой архитектуре?
  7. Какие шедевры древнегреческой архитектуры сохранились до наших дней? Какие древнегреческие зодчие Вам известны?
  8. Использовали ли древнеримские зодчие ордера и принципы древнегреческой архитектуры? Какие новые принципы и формы внесла в античную архитектуру древнеримская архитектура? Какие архитектурные шедевры и имена зодчих древнеримского периода дошли до наших дней?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ БОЛЕЕ ПОДРОБНОГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ОНЛАЙН КУРСА:

  1. Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. Л.: Наука, 1989.
  2. Борисковская С.П. Греческие вазы//Юный художник, 1985, № 8, с. 34-36.
  3. Борисковская С.П. Художественные изделия античных мастеров// сб. ст./ Гос. Эрмитаж, отд. антич. мира Л.: Искусство, 1982.
  4. Бурганов А. Н. Скульптура как миф// Юный художник, 1989, № 9, 1988.
  5. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972.
  6. Зинченко С.А. Введение в основы искусства Древней Греции: учебное пособие. М. – Берлин: Директ-Медиа, 2014.
  7. Искржицкий Г.И. Древний Рим: союз ордера и арки// Юный художник, 1987, № 11, с. 44-45.
  8. Искржицкий Г.И., Сычёва М.А. По законам красоты: беседы об архитектуре. М.: Просвещение, 1981.
  9. Искржицкий Г.И. Рассказ о градостроительстве. М.: Стройиздат, 1985.
  10. Искржицкий Г.И. Что такое ордер? // Юный художник, 1987, № 8, с. 42-43.
  11. Колпинский Ю.Д. Искусство Древней Греции. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.
  12.   Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: «АСТ», 2000. (М.: Высшая школа, 1963).
  13.   Попов А.А., Банников А.В. История и культура Древней Греции. СПб: изд-во СПбГУКИ, 2014.
  14.   Попов Е.А. Мировая культура и искусство. От первобытности до Возрождения. Учебное пособие. Ек-г: Изд-во Урал-го ун-та, 2018.
  15.   Савельев А. Е. Культура Древней Греции: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008.
  16. Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. – М.: Искусство, 1972.

Эпоха античности: идеи и артефакты

Предыдущие посты

Традиционная вышивка в народной культуре

Традиционная вышивка в народной культуре

Данный онлайн курс посвящён такому явлению материальной народной культуры, как традиционная вышивка.

Эволюция российской идеологии: основные этапы

Эволюция российской идеологии: основные этапы

Этот учебный курс рассказывает об основных направлениях отечественной социально-политической мысли.

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)