Традиционная вышивка в народной культуре

  • 78 просмотров
  • Время прочтения: 3 минуты
  • 25.10.2021

Место вышивки в народной культуре. Традиционная вышивка имеет большое, можно сказать, мировоззренческое значение в народной культуре. Этнографы заинтересовались техникой, мотивами и сюжетами русской вышивки ещё в XIX веке, обнаружив отражённые в ней старинные, ещё языческие представления славян о мироустройстве. Московская школа историографии русской философии обоснованно доказала, что характерная для народной культуры вышивка была частью древнерусской философии наравне с философскими текстами, поскольку воспроизводила народную мифологию, связанную с бытием (онтологию), с пониманием цикличности времени, демонстрировала самобытное осмысление природных и социальных явлений.

Символы и сюжеты народной вышивки. Для русской народной вышивки характерна орнаментальность, символизм, воспроизводимость образов и знаков. Ключ к познанию смыслов этнографы находили в старинных сказках, половицах, загадках. Например, в данной присказке говорится о солнце: «Большая светлица, горит жар-птица, всяк её знает и обожает». Разгадка находится на многих вышивках, где светлица – образ мира, жар-птица – ясно солнышко, очень значимое в славянской мифологии, а птички поменьше, называемые в вышивках павами, расположены вокруг как лучи солнца. С образом птиц в народе было связано представление о свете и тепле, поскольку их прилёт является частью наступления весны. Не случайно в пышном оперении пав, на их головках часто видны крестики, кружки, трезубцы, ведь эти знаки в народной символике олицетворяли огонь и солнце. Геометрический орнамент отражал раннеземледельческие представления об устройстве мира. Часто ведущей фигурой вышивки был ромб. Исследователи славянской старины считают, что самая ранняя вещь с ромбическим центром происходит из длинного кривичского кургана VI – VII веков, из Ярцева Смоленской области. К седой старине восходят и другие узоры, вышитые на тканях, найденных в Рославльском, Духовщинском, Дорогобужском районах: крест, треугольник, круг. В настоящее время эти ценнейшие находки и собранные артефакты находятся в музейных коллекциях Государственного исторического музея в Москве, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Смоленского государственного музея-заповедника, где представлены богатые этнографические фонды, и в других музеях. В изобразительном славянском искусстве ромб и ромбический меандр были символами жизненной силы и благоденствия, выражением идей Жизни и Блага. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки, которые представляют собой древний символ засеянного поля. Многие этнографы сопоставляют такой узор со свадебным обрядом и бытом молодой замужней женщины, с энергией плодородия. В квадратно-ромбических вышивках угадывается визуальный символ славянской богини по имени Макошь, богини судьбы, ремёсел, почитавшейся как покровительница женщин, хранящих домашний очаг, матерей семейств, занятых заботами о ближних, домашним хозяйством, особенно рукоделием. В древнеславянском пантеоне божеств Макошь (или Мокошь) почиталась как супруга верховного божества Перуна. С точки зрения исследователей, например, академика Б.А. Рыбакова, Макошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, а культ Перуна больше носил «дружинный» характер. Культ Макоши особой популярностью пользовался у женщин, её почитали как богиню судьбы, удачи, плодородия и благоденствия. Символы, связанные с плодородием, воспроизводились в народной вышивке вплоть до начала ХХ века.

Вышивка в народном костюме традиционно имела символическое значение, и мастерицы верили, что эти символы выполняют функции энергетической защиты и поддержки. Продуманность, гармоничность одежд отражали представления о мудром устройстве вселенной. Символичны были изображения и на подолах рубах. Например, в центре композиции – орнаментальная фигура, похожая на фантастическое растение, а по бокам – могучие звери с когтистыми лапами, застывшие в охранительных позах. Вокруг невиданных зверей расположены более мелкие по масштабу павы (фантазийные птицы), олицетворяющие солнечный свет.

фото 1

На фото: стан (подол) праздничной женской рубахи. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд. Первая половина XIXвека. Из собрания Государственного Исторического музея в Москве.

Этот сюжет достаточно часто встречается в вышивках, особенно северных. Что же олицетворяют эти загадочные животные, похожие на львов или барсов? Некоторые этнографы предполагают, что прообразом вышитых на подоле существ был крылатый пёс Симаргл – Переплут из древней языческой мифологии, признававшийся охранителем посевов. Таким образом, этот образ был также связан с древней земледельческой культурой.

фото 2

На фото: так называемая «набирушка», корзинка с пасхальными яйцами и свечками, приготовленная для освящения в церкви. Корзинка декорирована обрядовым полотенцем со старославянскими языческими символами. Такой синкретизм языческих и христианских символов и предметов материальной культуры был типичен для народного сознания вплоть до конца XIX века. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Экспозиция Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Другим характерным для вышивки сюжетом было изображение двух птиц со сросшимися спинами. Такая композиция называлась «ладья». В середине ладьи изображена символическая фигура, тянущаяся вверх. Всюду вокруг восседают павы более мелкого масштаба, символизирующие солнечный свет. Что же означает такая «ладья»? Исследователи русского народного искусства знают, что такая композиция бывает трёх видов, из птиц, из коней или из оленей. Фольклорные материалы свидетельствуют, что эти животные и птицы в народном сознании связывались с символом солнца, что подчёркнуто, опять же, наличием пав. Такие узоры были характерны для обрядовых полотенец. Символическая фигура в центре в русской вышивке одновременно напоминала растение и символизировала очертания женской фигуры с поднятыми руками. Символ женщины с поднятыми руками в народной вышивке означает «весеннюю бабу», то есть крестьянку, готовящуюся весной к работе в поле, летней страде и осенней жатве, то есть к длительному и физически тяжёлому сезону сельскохозяйственных работ. 

фото 3

На фото: конец полотенца. Вологодская губерния, Кирилловский уезд. Вторая половина XIX века. Собрание Государственного Исторического музея в Москве. Сюжет «ладьи» из птиц и символического изображения «весенней бабы».

Изображения женских фигур с поднятыми руками, то есть «весенних баб» характерны и для вышивок оплечья, украшавшего нарядную женскую рубаху. По народным поверьям, эти символы должны были стать энергетической поддержкой в тяжёлой физической работе. Узоры русской вышивки были тесно связаны с каждодневными заботами народа-земледельца, и несли в себе глубокий нравственный смысл. В старину узоры имели не только эстетическое, но и обрядовое значение. Девушки вышивали изображения «весенних баб» с поднятыми руками только весной, языком орнамента обращаясь к силам природы и выражая надежду на урожайный год. На жатву, то есть сбор урожая, бабы выходили в нарядных вышитых рубахах, подчёркивая своё уважительное отношение к плодородной Матери-Земле. Осенью для вышивок были характерны изображения «осенних баб», когда руки уже не подняты, как весной, а направлены вниз и отдыхают после тяжёлого и длительного сезона полевых работ. 

фото 4

На фото: пример народной вышивки в «осенними бабами». Экспозиция Российского Этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Способы применения и традиция изготовления вышивки. Древнеславянские предки российских крестьян-землепашцев поклонялись «убрусам», то есть полотенцам, точнее, не самим полотенцам, а изображённым на них узорам. Убрусы использовались и как женский головной убор. Образцы узоров бережно передавались из поколения в поколение, и символизм декора присутствовал и в технике вышивки, и в сочетании цветов. Рукодельницы чаще всего пользовались старыми образцами, или сколками, и таким образом сохранялась иконография древних сюжетов. Характерно, что языческая традиция ритуально-обрядового отношения к вышитым полотенцам не исчезла с крещением Руси, и в славянских избах и хатах вышитые полотенца, убрусы, применялись для украшения икон, киотов для икон, угловых иконостасов, даже при переносе церковных книг во время богослужения.

фото 5

На фото: пример применения обрядового полотенца как церковной утвари. Использовалось для того, чтобы бережно взять в руки богослужебные книги в церкви. XIX век. Экспозиция Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

фото 6

 

На фото: пример применения полотенца с традиционной вышивкой в интерьере русской избы (с древних времён до конца XIX века) – как украшения углового иконостаса и иконы, также стена украшена полотенцем с изображением «осенней бабы», и окно тоже оформлено вышитым полотенцем. Экспозиция Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Наиболее древнее сочетание в русской вышивке – белый и красный цвета, пламенеющая нить узоров на серебристой льняной холстине. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Именно поэтому он считался символом оберега, и именно этим цветом обязательно вышивали горловины, рукава и подол народного костюма.

Техника исполнения вышивки также была традиционна. Сначала вышивался контур рисунка, строго по ячейкам ткани, стежок за стежком. Затем производилось внутреннее заполнение узора прямой сеткой, в ячейках которой, в шахматном порядке вышивались крестики. В этой «воздушности» также был определённый символизм. К концу XIX века обрядовое значение вышивки постепенно забывалось, а больше внимания уделялось декоративной стороне. Вместо старых «счётных» швов всё чаще стал применятся свободный тамбурный шов, состоящий из цепочки петелек, вместо белой домотканой холстины используется ярко-красный кумач или его фрагменты. Всё это разрушало древнюю систему образности народной вышивки ради праздничной нарядности.

Распространение вышивки в народной культуре. В 1920е годы, уже при советской власти, Российский этнографический музей организовывал силами своих сотрудников этнографические экспедиции, направленные для сбора и сохранения предметов с традиционной народной вышивкой. Эти экспедиции в Ленинградской и Тверской области смогли изыскать артефакты со старинными сюжетами вышивок, относящихся к середине XIX – началу ХХ века. Интересно, что сюжеты древнеславянских и старорусских вышивок детально и подробно воспроизводились в материальной культуре различных народов северо-запада России. В экспозиции Российского этнографического музея представлены вышивки, сделанные представительницами таких народов, как вепсы, ижора, карела. Эти артефакты являются аналогичными русским народным предметам рукоделия.

фото 7

На фото: Обрядовое полотенце. Начало ХХ века, народ ижора. Привезено экспедицией Д.А. Золотарёва в 1926 году, происхождение - Кингисеппский район Ленинградской области, деревня Манновка. Экспозиция Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Родственность народных обычаев северо-запада характерна и для декоративно-прикладного искусства обрядовых и бытовых предметов, и для обычаев и праздников, которые были похожими и праздновались практически одновременно, несмотря на языковые различия. Общность символов, сюжетов и техник отразилась и в вышивке разных народов северо-западного региона, в том числе в обрядовых полотенцах и костюмах. Это демонстрирует один из интереснейших феноменов межкультурной коммуникации – аккультурацию, то есть схожесть материальных культур живущих рядом друг с другом народов.

фото 8

На фото: традиционный праздник финно-угорского населения Ленинградской области, посвящённый летнему солнцестоянию и «макушке лета» - Юханнус, аналогичный празднику Ивана Купалы у славян. Событие – свадебная фотосессия с артистками танцевального этнографического ансамбля, выступавшего на празднике. Артистки одеты в костюмы с традиционными вышивками, аналогичными северорусским вышивкам. Сестрорецк, парк «Дубки», июнь 2018 года.

фото 9

 

На фото: выступление этнографического ансамбля, поющего русские народные песни. Костюмы артисток украшены традиционной вышивкой. Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, октябрь 2021 года. 

Роль вышивки в современной культуре. Спустя несколько десятилетий древний миф практически ушёл из народных вышивок, рукоделие перестало быть частью мировоззрения, утратило обрядовый смысл, на первый план вышла декоративная составляющая вышивки. Традиционная вышивка применяется при изготовлении костюмов для выступлений этнографических музыкально-хореографических ансамблей. В настоящее время вышивка является одной из популярных бытовых форм досуга, и современные магазины рукоделия предоставляют огромный выбор наборов для вышивки крестом сюжетных «картин», которые пользуются большим спросом у современных рукодельниц, хоть это увлекательное занятие и не имеет теперь прежних мировоззренческих смыслов.

ЛИТЕРАТУРА КУРСА:

  1. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. – М.: Индрик, 1999.
  2. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. – М.: ИФ, 1997.
  3. Далматов К.Д. Русские вышивки. – СПб, 1889.
  4. Дурасов Г.П. Узоры русской народной вышивки и ткачества. – Народный музей схимонахини Макарии, 2018.
  5. Дурасов Г.П. Узоры русской вышивки // Юный художник, 1985, № 3, с. 24-27.
  6. Журавлёва Л. Смоленские украсы// Юный художник, 1988, № 9, с. 28-30.
  7. Зайцева А.А. Русская вышивка: большая практическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2020.
  8. Рыбаков Б.А. Русалии и бог Симаргл-Переплут// Советская археология, 1967, № 2.
  9. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – 3е изд. – Москва: Академический проект, 2013.
  10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Академический проект, 2013.
  11. Сотникова Н.А. Русская вышивка: большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2013.
  12. Степанова Ю.В. Костюм древнерусского человека. – М.: Университетская книга, 2017. 

Традиционная вышивка в народной культуре

Предыдущие посты

Краеведение онлайн: Санкт-Петербург и пригороды

Краеведение онлайн: Санкт-Петербург и пригороды

Данный учебный курс посвящён достопримечательностям Санкт-Петербурга и его пригородов. Автор курса -

Эпоха античности: идеи и артефакты

Эпоха античности: идеи и артефакты

Этот учебный курс посвящён основным темам античности и её материальной культуры. Автор курса - к.ф.н

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)