Астор Пьяццола - Astor Piazzolla – танго на все времена. К 101 году со дня рождения

  • 03.05.2022


Astor Piazzolla – танго на все времена

1921-1992

Астор Пьяццолла: «В танго есть драма, но нет пессимизма»

В этом году исполнилось 30 лет со дня смерти и 101 год со дня рождения отца-основателя нового музыкального стиля, получившего название «Танго нуэво» («новое танго»)

Тот, кого на родине в Аргентине называют «Астор Великий», только за последние десять лет своей жизни сочинил 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, а также музыку ко многим театральным постановкам. В то же время, это один из немногих композиторов, который сумел исполнить на концертах практически все свои произведения.

Музыку Пьяццоллы исполняли Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт Джаррет и многие другие мировые звезды.

Пьяццолла прочно связал свое имя с понятием «танго», хотя по сути он расширил видение этого традиционного элемента аргентинской культуры. Он обогатил этот жанр, внес в него элементы современности, классики и джаза. Пьяццолла прославился как отец-основатель нового музыкального стиля, получившего название «Танго нуэво» («новое танго»).

Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 г. в аргентинском городе Мар дель Плата. Позже этот простой рыбацкий порт на берегу Атлантики превратится в процветающий курорт для аристократов. Семья будущего композитора — выходцы из Италии: его дед покинул родину в конце XIX в.

В возрасте четырех лет Астор с родителями переезжает в Нью-Йорк. К 1930 г. семья поселяется в районе эмигрантов известном как «маленькая Италия» (запад Нижнего Манхэттена).

В 1936 г. Пьяццолла вернулся в Аргентину, в родной Мар дель Плата, где играл по ночным клубам в составе разных музыкальных коллективов. В то время его все больше захватывает музыка танго. В 1938 г. он приезжает в Буэнос-Айрес, переходит от одного оркестра к другому, а затем неожиданно его берут в один из лучших ансамблей того времени, созданный и управляемый знаменитым мастером бандонеона Анибалом Тройло.

 

Бандонеон

Встреча с Артуром Рубинштейном в 1940 году, которому Астор продемонстрировал свои произведения, привела к знакомству с аргентинским композитором Альберте Хинастере. Пьяццолла в течение 6 лет обучается у маэстро созданию композиции, всё глубже погружаясь в мир симфонической музыки и академического исполнения. В 1943 году он берёт дополнительные уроки игры на фортепиано, учителем стал Рауль Спивак, появляются первые классические произведения, положено начало первому этапу творчества – «традиционному».

Исполнение оркестром Тройло традиционного танго «Inspiracion» в обработке Пьяццолла, произвело эффект разорвавшейся бомбы, танцоры и зрители разделились на два непримиримых лагеря, одни в гневе покинули площадку, другие подошли поближе послушать непривычную музыку. Публика, десятилетиями воспитанная на танцевальном танго, не готова была принять новаторские идеи Пьяццолла. Изначально Танго рассматривалось публикой и исполнителями как музыка для сопровождения танцев. Ведь по сути эмигрантский танец танго рождается раньше, чем музыка к нему. Идеей Пьяцоллы было вывести танго в отдельный музыкальный жанр, сделать его музыкой не только для танцев, но и для серьезного прослушивания. Сам он однажды выразился: «Я всегда считал, что танго создано скорее для уха, чем для ног». Он всеми силами стремился развивать это направление, модернизировать, обогащать.

Угрозы физической расправы, отказ студий от записи и истерия газет, вынуждают его в очередной раз покинуть Родину, в разгар 1958 года Пьяццолла покидают Буэнос-Айрес и устремляются в Америку, Астор собирает свой первый состав квинтета, пытается объединить танго и джаз. Музыкант заводит знакомства с известными джазовыми исполнителями из команд Гленна Миллера и Тома Дорси, сотрудничает с легендарным Диззи Гиллеспи, создаёт новые аранжировки и пытается покорить публику необычными интерпретациями танго. В очередной раз артиста постигает разочарование, он явно опережает время, Америка охвачена бибопом, сложные джазовые импровизации исключают мелодию, без которой немыслимо танго Пьяццолла. Поздней осенью 1959 умирает отец композитора Висенте Нонино, Астор создаёт памятную пьесу «Adios Nonino» и возвращается на Родину.

Третья попытка оказывается успешной, Пьяццолла формирует коллектив, который соответствует всем его требованиям, бандонеон, скрипка, электрогитара, фортепиано и контрабас. Вместе с квинтетом он реализует свои идеи, выступает с концертами, гастролирует по стране, успешно гастролирует по штатам и Бразилии. В 1963 его награждает «Hirsch» за исполнение «Трёх симфонических танго», на стихи Луиса Борхеса создаёт и записывает «El Tango» и «Piazzolla at the Philarmonic Hall New York». 

Нонет успешно гастролирует по странам Латинской Америки, снимается для Итальянского телевидения, новый состав оркестра позволяет маэстро воплощать свои самые смелые мечты, но внезапное прекращение финансирования ансамбля приводит к вынужденному сокращению численности участников. Пьяццолла возвращается к привычному квинтету.

В 1973 году музыкант отправляется в Италию, где записывает на студии ряд произведений, среди которых впервые звучит всемирно известная композиция автора «Libertango». Там же знакомится с молодым коллективом «Conjunto Electronico», с которым экспериментирует над новыми возможностями электронной музыки.

Пронзительная, чувственная мелодия «Либертанго» с грустными, почти тоскливыми нотками сменяется взрывными аккордами на грани приличия, сама жизнь звучит в потрясающей музыке, заставляя желать невозможного и верить в исполнение мечты. Это легендарное произведение Астора Пьяццоллы напоминает историю жизни композитора, революционную борьбу с закостенелыми предрассудками традиционного исполнения, жертвенность во имя цели и веру в грядущие перемены — его нуэво танго.

Согласно биографии Пьяцолла, в 1978 году Астор возвращается к своему любимому составу пятерки. Коллектив теперь востребован в странах Европы, Южной Америки, даёт концерты в Японии и США, зрители с удовольствием принимают оригинальную манеру исполнения, признавая в Пьяццолла автора новой концепции. Музыкальная элита приняла Астора в свои ряды, его общества ищут признанные легенды джаза и авторитетные классические звёзды, в честь легендарного виолончелиста Мстислава Ростроповича, в 1982 году Astor рождает «Великое танго» для фортепиано с виолончелью. В 1983 году произошло знаменательное событие, Пьяццолла выступил в Буэнос-Айресе со своей программой «нуэво танго», демонстрируя у себя на Родине своё революционное танго. Астор представил публике «Концерт для бандонеона с оркестром», где солировал под аккомпанемент классического коллектива под управлением Педро Калдороне, для этого мероприятия он возродил «Conjunto 9». Но полное признание земляков пришло в 1985 году, когда Астор Пьяццолла был назван почётным жителем Буэнос-Айреса, Аргентина склонилась перед талантом маэстро.

Закат жизни Пьяццолла прошел под неумолкаемые аплодисменты публики: постоянные гастроли, бесконечные концерты с мировыми звёздами джаза, престижная премия «Сезар», боевое крещение на Бродвейской сцене и студийная работа над старыми записями. В 1987 маэстро аплодировал Нью-Йорк, в центральном парке состоялось памятное концертное выступление. Город восхищался композитором, который вырос здесь, полюбил джаз и Баха, узнал горечь поражения и всё-так сумел добиться успеха. 1988 год принёс потрясение поклонникам творчества, Астор распустил свой квинтет, записав «La Camorra», что бы уже в начале следующего года создать свой последний коллектив «The New Tango Sextet». Вместе с обновлённым секстетом Пьяццолла демонстрирует достижения в театре «Колон», после чего отправляется на гастроли по США, Англии, Голландии и Германии. К концу года вновь распускает группу, и до конца жизни выступает соло, в сопровождении струнных квартетов и симфонических оркестров. Великого композитора не стало 4 июля 1992 года вследствие обширного инсульта, перенесённого за два года до этого, дерзкий бунтарь так и не смог преодолеть роковые последствия болезни.

 

Музыка Пьяццоллы в кино

 

Музыка Астора Пьяццоллы всемирно известна: в современном кинематографе страстные мелодии маэстро звучат в огромном количестве картин. Только при жизни композитор написал более 50 произведений для кинолент, приведем в пример лишь наиболее известные фильмы:

«Люмьер» (2016)

«Ссылка Гарделя» (2010)

«Прощай» (2007)

«Уроки дыхания» (2006)

«Любые вопросы» (1996)

«Лев в седой бородой» (1995)

«Правдивая ложь» (1994)

«Запах женщины» (1992)

«Паула Каутива» (1963)

«Армагедон» (1977)

«Аргентинское танго» (1969)

 «Генрих IV» (2009)

«Sucedio en Buenos Aires» (1954)

 

 

https://ichebnik.ru/muzykanty/1210-astor-pyatstsolla

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/astor-pyatstsolla

Астор Пьяццола - Astor Piazzolla – танго на все времена. К 101 году со дня рождения

Предыдущие посты

Афиша. Спектакли и концерты в Петербурге и Ленобласти

Афиша. Спектакли и концерты в Петербурге и Ленобласти

Концерты в духовно-просветительском центре "Святодуховский". Александро-Невская Лавра

Афиша. Концертный зал Яани Кирик

Афиша. Концертный зал Яани Кирик

Нерелигиозные музыкальные концерты в мае

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)