Периодизация средних веков. В европейской истории и культуре период средневековья занимает с V по XV века. Это период со времени падения Римской империи в 476 году до падения Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 год. Символом расцвета средневековья были крестовые походы 1096-1270 годов, символом завершения – начало Раннего Возрождения в Италии в XV веке (1420 годы) и начало Реформации в Германии (1517 год). Временные границы для обозначения средневековья условны, потому что идеология средневековья формировалась в христианской философии, социальной церковной деятельности (например, церковных соборов типа Никейского собора 325 года, осуждавшего арианство как ересь), патристике (учении отцов церкви) и становлении монашества как социального института в IV веке. На формирование идейных установок средневековья оказали влияние многие мыслители того периода. Например, святой Иероним (342-419) сделал перевод Библии на латынь, а святой Амвросий (ок.340-397) идеологически обосновывал монашество и независимость церкви от государства.
Локализация основных направлений средневековой культуры и идеологии. Вследствие разделения христианства на Западную и Восточную церкви в 1054 году в период средневековья сложились разные культурные традиции на основе теологического характера средневекового мировоззрения и национального многообразия средневековой Европы. Западноевропейская традиция была связана с латынью, византийская и восточноевропейская - не только с латынью, но и с греческим, и с церковнославянскими языками. На западноевропейскую культуру оказало некоторое влияние взаимодействие с ближневосточной культурой, в основном, это были жившие в средневековой Испании арабские мыслители Аль - Кинди (ум.873 г.), Авиценна (ибн-Сина, 980-1037), Аверроэс (ибн-Рушд, 1126-1198), занимавшиеся общенаучными проблемами и осмыслением наследия Аристотеля и Платона, как и европейская традиция. Некоторое влияние на европейскую и древнерусскую идеологию оказал еврейский философ Моисей Маймонид (1135-1204), например, «Логику» Моисея Маймонида перевёл на русский язык политический деятель А.М. Курбский (1528-1583).
Основные формы средневековой идеологии. Для средневекового мировоззрения был характерен теоцентризм, центральное положение теологии (богословия) в структуре знания. Философия признавалась разными авторами (Иоанн Дамаскин (675 -750), Пётр Дамиани (1006-1072, он обосновал целибат)) служанкой богословия. Философское богословие проявилось в двух формах – патристика и схоластика. Патристика – учение отцов церкви. В учении отцов церкви антропологические и этические проблемы решаются в контексте богословских и онтологических размышлений. Схоластика решала проблемы доказательства бытия Бога, присутствия зла в мире и теодицеи (оправдания Бога за присутствие зла в мире).
Материальная культура средневековья. Средневековое искусство отличалось от античности формой и содержанием. Самая крупная форма изобразительного искусства, архитектура, обогатила культуру двумя новыми архитектурными стилями. Это романский стиль, преобладавший в X – XII века, и готический XIII – XV веков. Основным строительным материалом был камень с частичным использованием кирпича и дерева. Внешние формы романского стиля были заимствованы из средневековой греческой, то есть византийской архитектуры, и соединились с местными европейскими строительными приёмами того времени. В романском стиле строились крепостные сооружения и здания крепостного характера: монастырские комплексы, церкви, замки, городские укрепления.
На фото: Германия, земля Гессен, город Неккарштайнах, его называют «город четырёх замков». Вид на замок Shadeck, постройка которого датируется 1230м годом.
Для храмов характерны узкие арочные проёмы и аркады, ордеров в античном стиле в средневековой архитектуре нет, как элемент используется капитель, отдалённо напоминающая коринфскую. Для западноевропейских храмов характерно присутствие скульптуры, образующей архитектурную орнаментацию. До нашего времени сохранилось не так уж много сооружений романского зодчества. Романские зодчие отказались от деревянных перекрытий, заменив их каменными сводами, и устойчивость здания обеспечивали массивные стены. Вот некоторые примеры: соборы в Отэне и Пуатье, замки Бретани, стены города Каркассона во Франции, соборы в Майнце, Вормсе и Шпайере в Германии, церкви на севере Италии.
На фото: стена самого старого замка в Неккарштайнахе, Hinterburg, датируется 1100 годом.
На фото: Неккарштайнах, вид на крепостную стену с высокой башни замка.
На фото: Неккарштайнах, вид на город и на крепостную стену с более высокой крепостной стены.
На фото: вид на замок города Гейдельберга (Германия, земля Баден-Вюртемберг) с палубы судна, идущего вверх по реке Неккар.
На фото: вид на город Гейдельберг и на замок с башни церкви Св. Духа. Строительство верхнего замка датируется началом XIII века.
На фото: двор замка в Гейдельберге. Такой вид с пустыми окнами остался после пожара XVIII века.
На фото: внутри Гейдельбергского замка в старинном корпусе находится музей аптекарского дела, так как в Гейдельберге действует старейший университет на территории Германии, где был открыт первый медицинский факультет в Германии.
На фото: во дворе Гейдельбергского замка расположен небольшой парк с парковыми скульптурами.
Слово «готика» произошло от итальянского слова gotico, буквально означающего «готский», то есть название германского племени готов. Это художественный стиль, являющийся символом средневекового искусства в Западной, Центральной и, частично, Восточной Европы. Возникновение и развитие этого стиля связано с ростом и богатством монастырей, экономическим процветанием европейских городов, ставших крупными центрами торговли и ремёсел. Основной тип готических сооружений – это собор, строившийся не только как самое крупное здание города, но и центр общественной жизни.
На фото обложки: Нотр-Дам-де-Страсбург, фрагмент стены с аркбутанами (наружными подпорками в виде полуарок).
В соборах проводились торжественные богослужения, сообщались постановления властей, на соборной площади собирались люди ради театрализованных представлений и ярмарок. Предполагалось, что готические соборы должны быть крупными не только для того, чтобы показать политическое и экономическое могущество города, а чтобы вместить практически всё население, а также пришлых людей. Для решения этих задач применялись новые архитектурные приёмы конструктивных решений. Готическому стилю свойственна лёгкая, экономичная, прочная конструкция, позволяющая хорошо освещать внутреннее пространство. Для готической архитектуры характерны огромные оконные проёмы, и такого типа каркасная система нуждалась в укреплении. Так появились оригинальные подпорные элементы: контрфорсы (устои), поперечные стенки и аркбутаны – наклонные полуарки. Именно они придавали зданию ажурность как одну из главных черт готического стиля. Наиболее массивной частью храма был главный фасад с двумя башнями. Бывали и исключения, например, Нотр-Дам-де-Страсбург имеет одну несимметричную башню.
На фото: Нотр-Дам-де-Страсбург, фрагмент фасада с характерным для готики изображением цветка в круге. Строительство началось в 1015 году, затем собор в течение столетий строился и перестраивался. Восточная часть собора выполнена в романском стиле, западный фасад, украшенный тысячами скульптур, а также продольный неф выполнены в готическом стиле. Среди известных строителей собора - Ульрих фон Энсинген и Эрвин фон Штайнбах.
Основным декоративным убранством готических соборов была скульптура на главном фасаде и в интерьере. Вместо характерных для романского стиля росписей в готике развилось искусство витражей на окнах. Витражи выполнялись из небольших кусочков разноцветного стекла, запаянного в металлический свинцовый переплёт, и льющийся из окон «раскрашенный» свет освещал мрачновато-лаконичные стены готических храмов. Специфика строительного дела этой эпохи заключалась в том, что архитекторы не имели заранее разработанных проектов, представляя образ будущего собора в целом и направляя работы в этом направлении. Другой особенностью было использование ручного труда, отсутствие машинной техники, что предопределяло медленные темпы строительства. Например, начало строительства Собора Парижской богоматери, Нотр-Дам-де-Пари, относится к середине XII века, когда на месте галло-римского храма в западной части острова Ситэ епископ Морис де Сюлли заложил первый камень собора. Строительство собора продолжалось и возобновлялось в течение веков, вплоть до XIX века, и Нотр-Дам-де-Пари не был в этом смысле исключительным случаем.
На фото: фрагмент фасада собора Парижской богоматери на фоне безупречно лазоревого Парижского неба. Собор строился, начиная с XII века.
Готические соборы строились 50, 100 и более лет, что воспитывало многовековые цеховые традиции и преемственность поколений. Всемирную известность имеют соборы Парижа, Реймса, замки Куси, Шантильи, Пьерфон во Франции, соборы Кёльна, Нюрнберга, Гейдельберга, Аахена в Германии, соборы в Вене, Праге, Флоренции, Сиене, дворец Дожей в Венеции, архитектура стран Прибалтики. В развитии готики есть три основных стиля: ранняя готика, более лаконичная, зрелая готика, более сложная и детальная, и так называемая «пламенеющая» готика, изобилующая декором с устремлённой вверх перспективой и напоминающая огонь. Примером пламенеющей готики является Кёльнский собор.
На фото: интерьер собора в городе Шпайер, земля Рейнланд-Пфальц, Германия. Строительство собора было начато примерно в 1025 году, собор в течение веков строился, реконструировался и перестраивался.
На фото: замок Нойшванштайн в Баварии – не средневековье, а XIX век.
Искусство средневековья, и в первую очередь шедевры архитектуры, до сих пор восхищают своей красотой и изобретательностью конструкций, не зря французский писатель В. Гюго называл готику «каменной симфонией».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Искржицкий Г.И. Каменная симфония// «Юный художник», 1988, № 2, с. 44-45.
2. Искржицкий Г.И., Сычёва М.А. По законам красоты: беседы об архитектуре. М.: Просвещение, 1981.
3. Искржицкий Г.И. Рассказ о градостроительстве. М.: Стройиздат, 1985.
4. Краева Л.Б. Философия online. Задания для дистанционных занятий. СПб, 2020.
5. Попов Е.А. Мировая культура и искусство. От первобытности до Возрождения. Учебное пособие. Ек-г: Изд-во Урал-го ун-та, 2018.
На фото обложки: Нотр-Дам-де-Страсбург, г. Страсбург, Эльзас (Лотарингия), Франция.