Онлайн экскурсия «Античная коллекция Павловского парка и Большого дворца в Павловске»
История создания и дальнейшего существования в веках и тысячелетиях античной скульптуры многообразно повествует о различных культурных стратегиях разных народов и эпох. Основные формы скульптуры – это рельеф и статуи. Виды рельефа – плоский, барельеф, горельеф и контррельеф. В плоских рельефах изображение создаётся линией по ровной поверхности, барельеф бывает выпуклым над основной плоскостью, горельеф может быть настолько выступающим, что фрагментами почти трансформируется в статуи, а контррельеф вдавлен относительно поверхности. Античная скульптура демонстрирует всё возможное разнообразие форм и жанров, и, хотя многие её образцы не дошли до наших дней, является образцом классического искусства. Искусство статуи в античности прошло интересную смысловую и техническую эволюцию от статичности форм к динамической гармонии. Скульптуры изначально создавались с культовыми целями, им поклонялись в храмах соответствующих богов, их «кормили» и торжественно одевали по праздникам. Интересно, что рядом с человекообразным скульптурным изображением богов в храмах присутствовал его «двойник» в виде куска камня или обрубка бревна, который назывался таким же именем и также почитался. Это объясняется одновременным присутствием в мифологическом сознании разных его аспектов: от анимизма, то есть «одушевления» предметов, до политеизма, олимпийского этапа греческой мифологии с его реалистическими тенденциями в искусстве и идеализацией пропорций человеческого тела.
В развитии древнегреческой скульптуры выделяются периоды ранней и высокой классики, известные такими ваятелями, как Фидий, Мирон, Поликтет в V веке до н.э. в Афинах, затем поздней классики, представителями которой были Скопас, Пракситель, Лисипп и другие мастера вплоть до окончания эпохи эллинизма в I веке до н.э. Эпоха эллинизма прославилась достижениями высокого искусства, науки (математики, астрономии, натурфилософии) и техники (например, Фаросский маяк высотой более ста метров простоял полторы тысячи лет). В скульптуре развивался рельеф, портрет (скульптурные бюсты), бытовое направление (например, шедевры александрийской школы «Старик, вынимающий занозу из ноги» и «Мальчик с гусем»). Символами античного искусства являются статуи Венеры Милосской (Афродита с острова Мелос, 120 г. до н.э., скульптор, предположительно, Агесандр) и Ники Самофракийской, которые сейчас экспонируются в Лувре.
В течение II – I в. до н.э. римские легионеры постепенно завоевали Восточное Средиземноморье, и в дальнейшем история античного искусства развивается Римом. Плотное взаимодействие римской и греческой культур началось с межкультурного конфликта, с завоевания, а затем произошёл уникальный процесс культурной ассимиляции, когда римляне-победители усвоили Пантеон греческих богов, транслировав их в свой римский Пантеон с другими именами, но с той же мифологией и «сферой ответственности» каждого бога и его окружения. Параллельно стала происходить аккультурация, то есть заимствование предметов материальной и духовной культуры – римляне стали делать повторы, реплики древнегреческих сюжетов и статуй. Древнегреческие скульпторы в своей работе предпочитали бронзу и даже драгоценные материалы (например, Фидий в 448 г. до н.э. выполнил 13-метровую статую Зевса в хрисоэлефантинной технике для храма Зевса в Олимпии), а древнеримские мастера изготавливали копии их шедевров из мрамора. Благодаря римским репликам до наших дней дошли образы древнегреческих статуй, утраченных в силу ценности материала и межкультурных конфликтов в течение последующих веков. Трансляция античного искусства стала частью европейской традиции, и немало античных шедевров было воссоздано представителями российской культуры. На территории России в музеях есть немало памятников античности, и данная онлайн экскурсия посвящена собранию античных предметов в ГМЗ «Павловск». Основу его составляет античная коллекция Марии Фёдоровны, приобретенная в 1782 году во время её путешествия с мужем, будущим императором Павлом I, по Италии.
Рисунок 1. Эрот, натягивающий лук. Римская мраморная копия. Бронзовый древнегреческий оригинал изготовил Лисипп, придворный скульптор Александра Македонского, для храма Эрота в Феспиях в Беотии, в IVвеке до н.э. Скульптура была куплена будущей императрицей Марией Фёдоровной в Италии в феврале 1782 у антиквара Т. Дженкинса, а ранее находилась в собрании семьи Барберини, созданном в XVIIвеке. В настоящее время экспонируется в Итальянском зале большого дворца в Павловске.
Рисунок 2. В Кавалерском зале Большого дворца в Павловске экспонируются римские мраморные копии эллинистических оригиналов. Отделку зала в 1797 – 1799 годах осуществил архитектор В. Бренна, рельефы были выполнены скульпторами И. Прокофьевым и М. Александровым в манере рельефов римских саркофагов. Антики были куплены Марией Фёдоровной и её мужем будущим императором Павлом I во время их путешествия по Италии в 1782 году. На фото: Нимфа с раковиной (изначально была статуей для фонтана).
Рисунок 3. Императрица Фаустина Младшая (жена императора Марка Аврелия и мать императора Коммода) в образе Венеры. IIв. н.э. Экспонируется в Кавалерском зале Большого дворца в Павловске.
Рисунок 4. Римлянин в тоге («Тогатус») экспонируется в Кавалерском зале Большого дворца в Павловске. Рядом античные пеплохранилища.
Рисунок 5. Отдыхающий Сатир. Экспонируется в Кавалерском зале Большого дворца в Павловске.
В судьбах античной коллекции ГМЗ Павловск важную роль сыграли героические усилия музейных работниц в годы Великой Отечественной войны под руководством директора, на должность которого летом 1941го года была назначена А.И. Зеленова. Они напряжённо работали, чтобы эвакуировать ценности от захватнической фашистской армии (часть была вывезена в глубокий тыл, часть в подвалы Исаакиевского собора) и спрятать то, что невозможно было вывезти. Некоторые из античных скульптур были захоронены в парке, другие укрыты в тайнике в подвалах дворца. За время фашистской оккупации Павловска музей подвергся вандализму, было вырублено большинство деревьев в парке, затем, при освобождении города частями советской армии, отступавшие нацисты подожгли дворец, пытаясь окончательно его уничтожить.
Рисунок 6. В залах Большого дворца выставлены фото разрушений, причинённых фашистскими оккупантами. Сразу после освобождения Павловска начались работы по его восстановлению под руководством директора А.И. Зеленовой. Музей и парк восстановили для приёма посетителей в 1970м году. Восстановление Павловска стало передовым примером реставрации царских дворцов-музеев, разорённых в 1941-1944 годах фашистскими варварами пригородов непобеждённого Ленинграда.
Рисунок 7. Аполлон Бельведерский.
Судьба парковой скульптуры ГМЗ «Павловск» является ярчайшим примером разнообразных типов межкультурных коммуникаций. Вот, например, скульптура, известная как Аполлон Бельведерский. Начнём с того, что это бронзовая российская копия 1792 года мраморной римской копии греческого оригинала. Изготовили её скульптор Ф.Г. Гордеев (1744 – 1810) и мастер-литейщик Э. Гастеклу как точную копию римской реплики греческой скульптуры Аполлона, бога солнечного света, найденной в конце XV века при раскопках виллы Нерона и помещённой в павильоне Бельведер в Ватикане. Скульптура эта с 1817 года находится в Павловском парке, на площадке Старой Сильвии. В годы Великой Отечественной войны перед фашистской оккупацией была укрыта сотрудницами музея в захоронении недалеко от места экспозиции, как и другие статуи, окружавшие Аполлона. С 1946 года вновь установлена на своём историческом месте и экспонируется в Павловском парке.
Рисунок 8. Калиоппа, муза эпической поэзии и философии. Бронзовая копия античной мраморной статуи. Оригинал хранится в зале Муз музея Пио-Клементино в Ватикане. Парковую скульптуру изготовили в 1792 году скульптор Ф.Г. Гордеев и мастер-литейщик Э. Гастеклу. В период фашисткой оккупации Павловска 1941 – 1944 годов находилась во временном захоронении недалеко от места экспозиции, укрытая перед оккупацией сотрудниками музея. Возвращена на своё историческое место в 1946м году и экспонируется в Павловском парке.
Судьбы античной скульптуры демонстрируют нам, как достояние одних, давно ушедших культур, может стать величайшей ценностью для других эпох и народов.
ЛИТЕРАТУРА:
Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)