Из истории русской театральной сцены

  • 10.11.2021

Отечественная театральная сцена

ВСТУПЛЕНИЕ

Если исследовать историю отечественного театра по хронологическому принципу, то можно отметить, что ещё в Древней Руси существовало самобытное театральное искусство. Бродячие актёры-скоморохи творили в смешанном жанре, упирая на сатиру, крепкий народный юмор и шумовой эффект выступлений. Первое летописное упоминание о них относится к 1068 году, а фрески Софийского собора в Киеве с изображением представления скоморохов датируются 1037 годом. Игре скоморохов идейно противостояли церковные, школьные театры при Киевской, Московской Духовных академиях, а также придворный театр в летней резиденции царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Особый, тоже самобытный, вид отечественного театра представляли собой крепостные театры, игравшие по воле помещиков в европейском стиле. Таким способом «высокая культура» соперничала с простонародной традицией представлений, и единство «интеллигентского» и «народного» понимания театра было достигнуто к XVIII веку, когда логика развития отечественного театрального искусства объединила обе тенденции.

История русского театра в современном его понимании начинается в 50х годах XVIII века. Первый театр, похожий на современный, организовал в 1750 году талантливый актёр Ф.Г. Волков, собравший в Ярославле творческий коллектив из увлечённой местной молодёжи. В 1756 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении в Санкт-Петербурге государственного «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра». Директором был назначен стихотворец А.П. Сумароков, которого принято считать и первым драматургом. Ведущим актёром был приглашён уже прославленный Ф.Г. Волков. С тех пор русское театральное искусство развивалось одновременно и как «высокое», и как «народное» искусство. Данный учебный курс выстроен не по хронологическому принципу, распространённому в историографии отечественного театра, а по справочному принципу, в форме «Краткого театрального словаря», позволяющего быстрее найти искомую информацию.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

  1. Антипкина Е.Н. История русского театра: учебное пособие. – Саранск: Издательство Мордовского университета, 2020.
  2. Божерянов И.Н. Иллюстрированная история русского театра XIX века: Т.1-2 – СПб: изд. авт., 1903.
  3. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра. М., Л.: Теа-кино-печать, 1929.
  4. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. – М., Л.: Искусство, 1948.
  5. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. – М.: Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1913.
  6. Евреинов Н.Н. История русского театра. – М.: Эксмо, 2011.
  7. История русского драматического театра. От его истоков до конца ХХ века. Учебник. Ред. И. Доронина. – М.: ГИТИС, 2021.
  8. История русского советского драматического театра: В 2 кн. / Под общ. ред. Ю.А. Дмитриева – М.: Просвещение, 1984.
  9. Кизеветтер А.А. Первый общедоступный театр в России. – М.: ЛЕНАНД: URSS, 2016.
  10. Носов И.С. Хроника русского театра. – М.: общ-во истории и древностей при Моск. Ун-те, 1883.
  11. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра – Л.: Искусство, 1971.
  12. Цидина Т.Д. История русского театра: от истоков до рубежа XVIII – XIX в.в. – Челябинск, ЧГИК, 2017.

 

А

Акимов Николай Павлович (1901 – 1968) – советский, российский театральный режиссёр, сценограф, педагог. С 1935 по 1949 год и с 1956 года был художественным руководителем Ленинградского театра комедии. Сейчас этот театр назван в его честь - Санкт-Петербургский академический театр им. Н.П. Акимова. В 1960м получил звание Народный артист СССР.

Амплуа – (в переводе с французского языка – «занятие») – набор ролей, соответствующих внешним данным актёра и его актёрскому потенциалу. Основное распределение актёрских амплуа происходит по двум главным театральным жанрам, трагическому или комическому.

Антреприза – представления с участием актёров разных театров. Подобные представления проводятся нерегулярно, их финансирует и организует предприниматель – антрепренёр. Другое значение слова антреприза – небольшой частный театр.

Б

Балет – вид музыкально-театрального жанра, в котором основным средством художественного выражения является танец. Балетный спектакль ставится на основе некого сюжета, созданного драматургом или либреттистом.

Бенефис – спектакль, который устраивается в честь одного из актёров или работников театра, или спектакль, доходы от которого идут в пользу бенефицианта (за вычетом расходов на постановку спектакля). Бенефициантом может быть не один участник представления, а какая-то часть театральной труппы, например, хор или оркестр. Бенефисы были введены в России с 1783 года и предоставлялись не только актёрам, но и драматургам и композиторам.

В

Волков Фёдор Григорьевич (1728 – 1763) – выдающийся актёр и режиссёр, основатель первого в России профессионального театра. В.Г. Белинский называл его «отцом русского театра».

Д

Драма (в переводе с греческого – действие) – литературное произведение в форме диалогов для постановки спектакля на сцене. 

 

Драматург – литератор, который пишет драматические произведения, пьесы, сценарии к фильмам. Многие отечественные писатели были выдающимися драматургами, например, А.Н. Островский, А.П. Чехов.

 

Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929) – российский театральный деятель, один из создателей творческой группы «Мир искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». Сыграл значительную роль в популяризации русского искусства в Европе на рубеже XIX – ХХ веков, «открыл» миру таланты многих артистов, композиторов и художников.

Шаляпин

 На фото: Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова в спектакле "Борис Годунов" М.П. Мусоргского. Спектакль антрепризы С.П. Дягилева на сцене "Гранд-Опера", 1908.

Е

Ермолова Мария Николаевна (1853 – 1928) – русская драматическая актриса Малого театра, прославившаяся ролями свободолюбивых независимых личностей, противостоящих серости и пошлости окружающей их обывательской повседневности. До революции 1917 года получила звание Заслуженной артистки Императорских театров. После революции – первая Народная артистка РСФСР и Герой Труда. С 1935 года её имя носит Московский драматический театр.

Ж

Жемчугова Прасковья Ивановна (1768 – 1803) – крепостная актриса, звезда музыкального театра Шереметевых. Поражала зрителей и проникновенной драматической игрой, и гибким лирико-драматическим сопрано. Приобрела всероссийскую известность. Впоследствии была освобождена от крепостной зависимости и стала женой графа Н.П. Шереметева, графиней Шереметевой.

И

Инженю – (в переводе с французского языка значит «простодушный») – род актёрского амплуа, изображающего наивную юную девушку. Это амплуа более типично для женских ролей, хотя роль «простеца» бывает и у мужских персонажей.

 

К


Комедия
– разновидность драматического произведения, противоположная трагедии. В ходе сюжета, разворачивающегося на фоне совпадений, случайностей и не зависящих от героев обстоятельств конфликты и борьба персонажей разрешаются весело, но поучительно, со счастливым финалом. Самые ранние сохранившиеся комедии были созданы в Древней Греции, и самым первым драматургом, писавшим комедии, считается Аристофан (V – IV в.в. до н.э.).

Комиссаржевская Вера Фёдоровна (1864 – 1910), выдающаяся драматическая актриса и театральный деятель. Выступала на профессиональной сцене с 1891 года. В 1894 – 1896 годах работала в Вильно в антрепризе Н.К. Незлобина, сыграла за это время около 60ти ролей. В 1896 году Комиссаржевская поступает на сцену Александринского театра. Блестящий успех приходит к ней после роли Ларисы в «Бесприданнице», затем Нины Заречной в чеховской «Чайке», Маргариты в «Фаусте» и других. Много гастролировала, чтобы открыть собственный театр. Сочувствовала революционному движению, благодаря средствам, вырученным от благотворительного спектакля, поспособствовала приобретению оборудования для бакинской типографии, в которой печатались брошюры социал-демократической, социал-революционной и других антиправительственных партий. В 1904 году открыла собственный Драматический театр, сейчас театр её имени в том же здании, что и ТЦ Пассаж. Современники признавали её самой выдающейся актрисой отечественной сцены.

 

О

Опера – театральный жанр, объединяющий музыку, вокал и развитие сценического сюжета в спектакле. Основой оперы является музыка и литературная составляющая – либретто, оригинальное или созданное на основе литературного произведения.

Опера

На фото: театральные программки спектаклей с фамилиями участвующих артистов и либретто разных опер.

Островский Александр Николаевич (1823 – 1886) – драматург, чьё творчество стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Автор множества театральных пьес, начавший карьеру с комедий «Свои люди – сочтёмся!» и «Не в свои сани не садись». Более тридцати лет, начиная с 1853 года, новые пьесы Островского почти каждый сезон ставились в московском Малом и петербургском Александринском театрах. Островский был бытописателем негативных сторон обывательской жизни типичных, казалось бы, представителей мещанского и купеческого сословия, той среды, которую А.Н. Добролюбов назвал «тёмным царством». В 1860 году в печати вышла пьеса «Гроза», которая художественными средствами ставила острые социальные вопросы. Обсуждение освещённых Островским в этом произведении проблем концентрировалось вокруг полемической статьи А.Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», критически анализировавшей актуальные для того времени общественные темы. В 1863 году за эту пьесу Островский был награждён Уваровской премией и избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого был А.Н. Островский. В социальном окружении Островского было много талантливых писателей, актёров, драматургов, и их взаимодействие и творческое сотрудничество способствовали развитию отечественного театрального искусства.

П


Плисецкая
Майя Михайловна (1925 – 2015) – советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра СССР в 1948 – 1990 годах. Представительница театральной династии Мессерер-Плисецких. Считается одной из величайших балерин ХХ века.

C

Скоморохи – в славянской традиции участники праздничных театрализованных представлений, музыканты, певцы, фокусники, актёры комедийного жанра, представители острой социальной сатиры. Скоморошество было известно с XI века, этот жанр достиг особой популярности в допетровской Руси XV – XVII веков.

скоморохи

На фото: выступление скоморохов на фестивале исторической реконструкции "Битва на Неве" в сентябре 2021 года.

Собинов Леонид Витальевич (1872 – 1934) – выдающийся русский оперный певец, лирический тенор, один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы. С 1923 года – Народный артист РСФСР, прославился как один из известнейших певцов мира.

Станиславский Константин Сергеевич (1863 – 1938) – театральный режиссёр, актёр и педагог, теоретик и практик театрального искусства. Создатель всемирно известной актёрской системы, позволяющей профессионально и убедительно играть роль, выполнять поставленную актёрскую задачу. В 1898 году основал Московский художественный театр вместе в Немировичем-Данченко. Первый, кто получил звание Народный артист СССР (в 1936 году).

Суфлёр – работник театра, подсказывающий актёрам текст пьесы в ходе репетиции или спектакля. Рабочее место суфлёра в театре – специальная суфлёрская будка на сцене или одной из боковых кулис, скрытых от зрителей.

Т

Травести – (в переводе с итальянского языка значит «переодетые») – разновидность актёрского амплуа, в котором взрослые актёры играют детей и подростков, а также лиц противоположного пола. Как правило, травести является женским амплуа, в нём выступают актрисы, играющие как девочек, так и мальчиков, и юношей.

Трагедия – разновидность драматического произведения, в котором сюжет приходит к какой-то катастрофе, часто к гибели героев. В трагедии возникают и разрешаются напряжённые ситуации, острые противоречия и многогранные конфликты. Большая часть трагедий написана в стихотворном жанре.

Мельпомена

 

На фото: статуя Мельпомены в Павловском парке. Бронзовая копия античной мраморной статуи, изготовленная в 1795 году в Санкт-Петербурге. Скульптор Ф.Г. Гордеев, мастер-литейщик Э. Гастеклу. В древнегреческой мифологии Мельпомена – муза трагедии. Актёры и другие работники театра часто называют себя служителями Мельпомены.

Ф

Фонвизин Денис Иванович (1745 – 1792) – драматург и литератор, создатель жанра русской бытовой комедии. Основной профессией его была служба секретарём у главы русской дипломатии Н.И. Панина, что не помешало реализации его литературного и драматургического таланта. Самые известные произведения Фонвизина - «Недоросль», «Бригадир», также он художественно переводил тексты театральных пьес с французского языка. Пьесы Фонвизина были написаны в стиле литературного классицизма, особенностью которого было, например, то, что представление на сцене занимало столько же времени, сколько описываемые события заняли бы в реальной жизни, поэтому спектакли эпохи классицизма длились по несколько часов. Другие особенности – в подражании образцам античной словесности, в строгом соблюдении правил поэтики.

Ч

Чехов Антон Павлович (1760 – 1904) – один из самых всемирно известных драматургов, чьи пьесы в силу своего психологизма, экзистенциальной остроты сюжетов и социальной актуальности до сих пор являются одними из самых частых театральных постановок и кинематографических экранизаций в России и за рубежом. Самые известные из его пьес – «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад». По основной своей профессии работал врачом, был видным общественным деятелем в сфере благотворительности. Создал более пятисот литературных произведений, которые приобрели заслуженную популярность среди читателей и зрителей спектаклей и фильмов, созданных на основе его текстов.

Из истории русской театральной сцены

Предыдущие посты

Деловой этикет: Италия

Деловой этикет: Италия

Итальянцы. Как они ведут себя и что движет ими? Как лучше всего установить с ними хорошие отношения?

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)