К 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского

  • 04.04.2022

К 90-летию Тарковского: 8 бессмертных шедевров режиссера

Вспоминаем культовые картины Андрея Тарковского: возвращаемся в «Иваново детство», смотримся в «Зеркало» и постигаем «Жертвоприношение» в попытках понять самих себя

«Каток и скрипка»

Короткометражный фильм, снятый под впечатлением от ленты Альбера Ламориса «Красный шар», — дипломная работа Андрея Тарковского, в которой режиссер вместе с оператором Вадимом Юсовым оттачивают мастерство визуальных приемов в изысканных кадрах с зеркалами и бликующими отражениями, в работе с фактурой и светотенью. Сентиментальная история дружбы маленького скрипача и молодого рабочего — первое рассуждение автора на вечную тему отношений творца и народа, которая позже монументально раскроется в «Андрее Рублеве».

 «Иваново детство»

Залитый светом лес, беззаботное лето и мамина улыбка — счастливое детство Ивана в одночасье забрала война. Все, что осталось у 12-летнего сироты, отправившегося добровольцем в разведку, — отчаянная жажда мести. Душераздирающий полнометражный дебют Андрея Тарковского показывает противоестественность войны через призму искалеченного детства, теплые воспоминания о котором живут теперь лишь в коротком и тревожном сне.

 «Андрей Рублев»

Средневековая Русь глазами великого живописца Андрея Рублева как необъятное полотно для исследования духовного состояния русского народа.

Философская историческая драма получила приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале в 1966 году, однако в СССР долгое время пролежала на полке. На родине картину ругали за мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» и «антипатриотичность», но в итоге лента была признана шедевром и считается одной из главных в творчестве Тарковского.

«Солярис»

Солярис — таинственная планета, полностью покрытая Океаном, загадку которой уже давно и тщетно пытаются разгадать ученые космической станции. Сюда прибывает психолог Крис Кельвин, чей скепсис по поводу «соляристики» рассеивается, когда ему является его жена Хари, покончившая с собой.

 

Метафизическая фантастика Тарковского, наполненная цитатами из Брейгеля, Баха, Достоевского и Гете, спорит с первоисточником Станислава Лема, писавшего роман о месте человека во Вселенной, о его проблемах во вселенском масштабе, тогда как для режиссера главными оказываются бессознательное человека и тема раскаяния и возможности искупления.

«Зеркало»

Самое личное, интимное кино Тарковского, в котором незримой фигурой автора выступает голос умирающего поэта Алексея, чьи переживания переданы сквозь воспоминания и сны, переплетающиеся с архивными кадрами исторической хроники. Лирическое, мягкое повествование о памяти, чувствах и взаимоотношениях героя/режиссера с матерью и отцом разворачивается в трех временных отрезках и сопровождается стихами Арсения Тарковского. «Зеркало» было признано вершиной творчества Андрея Тарковского и одним из лучших фильмов всех времен.

«Сталкер»

Вольная экранизация книги братьев Стругацких «Пикник на обочине» о Сталкере — проводнике в аномальную Зону, где, по слухам, существует таинственная комната, исполняющая «самые заветные, искренние и выстраданные» желания. Тягучее, замедленное, как сама эпоха советского застоя, роуд-муви с Кайдановским, Солоницыным, Гринько и Фрейндлих о кризисе веры, лишенное привычных для мастера изобразительных мотивов, стало последним фильмом режиссера, снятым в СССР.

«Ностальгия»

Оставив жену и ребенка дома, русский писатель Андрей Горчаков путешествует по Аппенинам в поисках деталей биографии крепостного музыканта Сосновского, некогда учившегося в Италии. Сопровождающая его переводчица пытается постичь состояние писателя, который все глубже впадает в тягостное оцепенение. Находясь вдали от родины, Тарковский исследует природу русской ностальгии — та оказывается чем-то большим, чем просто тоской. Проникновение в собственную душу все сильнее толкает режиссера к теме кризисного состояния современного человека.

«Жертвоприношение»

Журналист и писатель Александр живет на острове Готланд с женой, дочерью и немым внуком. Семья собирается праздновать день рождения героя, но по радио объявляют о начале ядерной войны. Александр готов принести в жертву все, что любит, лишь бы это прекратилось.

«Жертвоприношение» — последний фильм Андрея Тарковского, его «завещание» человечеству и одновременно предостережение. «Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».

Смотрим на:

https://kino.mail.ru/news/55775_k_90_letiyu_andreya_tarkovskogo_8_bessmertnih_shedevrov_rezhissera/

 

Биография

Советский кинорежиссер и сценарист, после 1980 года работавший в Западной Европе. Народный артист РСФСР.

 

Родился в литературной семье. Отец, Арсений Александрович Тарковский — поэт и переводчик, мать, Мария Ивановна Вишнякова, окончила Литературный Институт в Москве.

 

В 1951-1952 годах учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако, получив сотрясение мозга на физкультуре, оставил занятия. Не окончив курс, устроился в ВНИИ цветных металлов и золота, а в мае 1953 года — коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института НИГРИ Золото в Туруханский район Красноярского края. Там он проработал почти год на реке Курейке, прошел пешком сотни километров по тайге и сделал альбом зарисовок, который затем сдал в архив Нигризолота. По возвращении из экспедиции в 1954 году подал документы во ВГИК и успешно поступил на режиссерское отделение (мастерская М. Ромма).

 

Первая режиссерская курсовая работа Тарковского — короткометражный фильм «Убийцы» был поставлен осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал среднеметражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957) и «Концентрат» (1958), отразивший опыт работы Тарковского в геологической партии, визуально насыщенный сценарный этюд, сохранившийся только на бумаге.

 

На третьем курсе встретил в монтажной Андрея Кончаловского, в то время первокурсника режиссерского отделения. С этого момента началась их творческая дружба и соавторство. Вместе они написали сценарий «Антарктида — далекая страна» (1959 год), отрывки из которого публикует «Московский комсомолец». Тарковский попытался предложить сценарий к постановке на «Ленфильме», но получает отказ. После этого они работали над сценарием «Каток и скрипка» (1960 год) и успешно продали его только что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Получил разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы.  Концепция картины сформировалась под воздействием увлечения Тарковского и Кончаловского фильмами французского режиссера Альбера Ламориса, в частности, его короткометражным фильмом «Красный шар», завоевавшим в 1956 году Гран-при на Каннском кинофестивале и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и оператора Вадима Юсова, отмеченная раскрепощенностью камеры и цветовой выразительностью, принесла Тарковскому первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

 

В 1974-м году завершил работу над «Зеркалом», В 1977-1978-годах снял знаменитый фильм «Сталкер». С 1982 года отправился в Италию для съемок фильма «Ностальгия». По окончании съемок в 1984 году принял решение не возвращаться в СССР. После этого он снял только один фильм — «Жертвоприношение» (снят в Швеции, совместная продукция европейских стран).

К 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского

Предыдущие посты

Это интересно

Это интересно

Интересные краткие факты обо всем. А вы об этом знали?

Российским водителям хотят продлить срок действия прав

Российским водителям хотят продлить срок действия прав

Министерство экономического развития России предложило продлить действие водительских удостоверений,

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)