Размер шрифта

Онлайн экскурсия «Культура Древнего Египта в музейных коллекциях»

  • 78 просмотров
  • Время прочтения: 3 минуты
  • 19.09.2021

Наиболее крупные коллекции древнеегипетского искусства собраны в музеях Лувра (Париж, Франция), Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), в Государственных музеях Берлина (одного из крупнейших музейных объединений в мире), Музее египетского искусства в Мюнхене и, конечно же, в Национальном музее египетской цивилизации в Каире.

Большая часть приведённых здесь примеров принадлежит к египетской коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Древний Египет является одной из старейших цивилизаций на земле. Собрание древнеегипетских артефактов в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина охватывает практически весь период существования этой цивилизации от V тыс. до н.э. до первых веков н.э. В основе древнеегипетской коллекции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – подлинные артефакты, аккумулированные в результате исследований и изысканий известным учёным-востоковедом В.С. Голенищевым (1856 – 1947). Ещё на раннем этапе развития русской школы востоковедения В.С. Голенищев, специалист в области литературы и истории, знаток иероглифики, занимался исследованием папирусов и памятников искусства. Неоднократно бывая в Египте, он приобретал у торговцев древностями различные предметы, относящиеся к древнеегипетской цивилизации. Обладая профессионализмом исследователя-искусствоведа, Голенищев умел обнаружить подлинные древнеегипетские артефакты и настоящие шедевры среди многочисленных подделок, которыми изобиловали тогда лавки местных антикваров, что и придало научную и художественную ценность его коллекции. Ещё до окончания строительства музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина собрание В.С. Голенищева было приобретено музеем для формирования фондов, поэтому стилизация вестибюля музея была выполнена в египетских мотивах. После революции 1917 года музейные фонды пополнились ещё рядом памятников древнеегипетского искусства благодаря дару учёных, чья деятельность была связана с музеем.

Древнейшими экспонатами собрания (IV тысячелетие до н.э.) являются сосуды из твёрдых пород камня, керамические вазы с росписью, ритуальные рельефные плиты, многие из которых сделаны в виде животных. Древнеегипетские мастера руководствовались каноническими приёмами изображения. Канон – это свод правил, сложившийся в результате художественной практики и закреплённый традициями. Для древнеегипетского канона изображений характерно то, что в передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развёрнуты в профиль, плечи в фас, торс на три четверти. Портретному искусству в Древнем Египте придавалось ритуальное значение. Согласно религиозным представлениям египтян о загробном мире, духовная энергия человека – «ка» - («двойник») существовала ещё до рождения индивидуума, сопутствовала ему в жизни, а после смерти должна была стать гарантом физического воскрешения. Согласно древнеегипетским верованиям, в какой-то момент после смерти человек должен воскреснуть телесно, физически, когда душа вновь вселится в тело. Для этого тело должно быть максимально сохранно, чтобы быстрее восстановиться, и именно поэтому в Древнем Египте и было развито искусство мумифицирования. Также этим объяснялось и развитие канонического портретного искусства – скульптурная форма саркофага, деревянная роспись чехла для саркофага должны были с соблюдением всех канонов воспроизводить черты покойного, чтобы духовный двойник - «ка» точно узнал, в какое тело должна попасть душа, чтобы ожить. В современном восприятии выглядит удивительно, но в каждой культуре, конечно, свои базовые понятия и традиции. В канонических портретах, рельефах и росписях, голова чётко очерчена в профиль, а глаз при этом изображается в фас. Египтяне придавали глазу символическое значение в процессе воскрешения умершего к вечной жизни. Это представление восходит к мифу о поединке небесного божества Хора, изображавшегося в виде сокола, и бога Сета, олицетворявшего злое начало, и символ глаза был важен в религиозных мистериях, описанных в ритуальных текстах.

 

Рисунок 1. Слева: рельеф с изображением мужчины, опирающегося на посох. Середина III тысячелетия до н.э. Известняк раскрашенный. Высота 49 см, длина 54 см. Справа: туалетная ложечка с резной ручкой в виде букета цветов. XVIвек до н.э. Длина 21,7 см.

В эпоху Среднего царства (XXI – XIX века до н.э.) создавалось множество произведений деревянной скульптуры. Среди них композиции, изображающие носителей жертвенных даров, отрядов воинов, писцов, а также ритуальные ладьи с гребцами. Древние египтяне верили, что покойный должен отправиться в «посмертное плавание» в город Абидос на поклонение богу Осирису. С этой целью и помещали в гробницах модели таких лодок. О том, как они выглядели, можно судить по двум экспонатам подобного рода из собрания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

 

Рисунок 2. Модель лодки с гребцами. XXI-XXвека до н.э. Дерево раскрашенное. Длина 89 см.

Новое царство (1580 – 1085 годы до н.э.) стало одной из самых протяжённых эпох древнеегипетского государства. Если Древнее царство отмечено строительством пирамид, то в Новом сооружаются гигантские храмовые комплексы, посвящённые главным богам, из которых первое место отводилось солнечному божеству Амону.

Особая область искусства - произведения графики, в основном ритуального содержания. Примером являются папирусы с иллюстрациями к «Книге мёртвых». Все изображения имеют символический смысл: в основе композиции мумия покойного на ложе, около неё стоит бог загробного мира Анубис, представленный в виде человека с головой шакала. Он держит в руке сосуд с очистительным огнём, перед которым летит птица, олицетворяющая душу умершего, «ба». Ложе с мумией находится между двумя плакальщицами со знаками богинь Исиды и Нефтиды. Под мумией изображены четыре сына Хора, которые должны сопровождать покойного в загробный мир.

 

Рисунок 3. Папирус с миниатюрами, иллюстрирующими «Книгу мёртвых» со сценой бальзамирования покойного. XIвек до н.э.

Коллекция предметов древнеегипетской цивилизации Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина содержит много интереснейших артефактов, среди них знаменитые фаюмские портреты, маски и погребальные пелены, составляющие ценность московского собрания.

Надо отметить, что не все шедевры древнеегипетского искусства связаны с религиозными аспектами мироощущения этой цивилизации. К произведениям отчасти светской культуры, например, относятся образцы графики – рисунки на остраконах. «Остракон» буквально означает черепок, осколок керамики. Применительно к искусству Древнего Египта остраконы – это рисунки, исполненные не только на обломках керамики, но большей частью на сколах камня (обычно известняка), реже дерева, то есть на материале, который всегда был под рукой у мастеров, занимавшихся декоративным оформлением гробниц фиванского некрополя: росписью стен, изготовлением статуй и предметов погребального инвентаря. Собрание Государственных музеев Берлина содержит богатую коллекцию древнеегипетских остраконов. Модели композиций и детали отдельных сцен создавались мастерами на предварительной стадии работы, и после подготовительного этапа остраконы могли быть выброшены, поэтому в набросках художники позволяли себе неканонический стиль изображения. Остраконы создавались или как рисунки-эскизы, или как композиции для настенных росписей и рельефов.

 

Рисунок 4. Остракон с изображением египтянки в лодке. Новое царство. ХХ династия. Около XIвека до н.э. Рисунок кистью на известняке.

Большинство остраконов обнаружено в раскопках поселения Дейр эль Медина, где жили мастера, обслуживавшие царский некрополь в Долине царей. Он был расположен на западном берегу Нила, напротив столичных Фив. Найденные здесь остраконы относятся к концу Нового царства (1314 – 1085 годы до н.э.), к XIX – XX династиям. Помимо традиционных мотивов искусства в эпоху Нового царства появляются и менее распространённые. В рельефах храма Амона в Карнаке можно видеть полный динамики и экспрессии «Акробатический танец». Соответственно, для рельефов создавались и эскизные наброски. Остракон с изображением акробатического танца является своего рода шедевром: гибкая акробатка откинулась назад в стремительном движении, подвижную грацию фигуры подчёркивают спадающие пряди парика. В изображении есть интересная деталь: серьга в ухе, не подчиняясь движению фигуры, остаётся неподвижной, что не реалистично, но типично для древнеегипетского искусства, где художник никогда не жертвует линиями силуэта ради достоверности.

 

Рисунок 5. Слева: остракон с изображением акробатки. Фивы. Новое царство. XIXдинастия. Около 1300 г. до н.э. Рисунок кистью на известняке. Справа: Остракон с изображением кошки (символ богини Тефнут), павиана (символ бога Тота) и птицы. Около XIIXIвеков до н.э. Рисунок кистью на известняке. Государственные музеи Берлина.

Особый интерес представляют рисунки «животного эпоса», которые не всегда можно отнести к какому-то определённому сюжету. На одном из остраконов из собрания Государственных музеев Берлина представлена рыжая кошка с поднятой лапой, беседующая с павианом. Изображение её внешне напоминает львицу, что намекает на её иконографическую близость с образом богини Тефнут, предстающей в виде льва и кошки. Все элементы композиции уравновешены по ритму и по цвету и сюжетно связаны с мифом о «Возвращении Хатхор-Тефнут из Нубии» и элементами древнеегипетских басен. Смелая непринуждённость эскизных произведений неканонического искусства позволяет нам получить представление о творческом процессе далёкой древности.

Особой страницей древнеегипетского искусства можно считать рельефные и скульптурные изображения Нефертити. Почти тридцать три века отделяют нас от эпохи, когда жила древнеегипетская царица Нефертити. В переводе на русский язык её имя означает «Прекрасная пришла». Как жена Аменхотепа IV, Нефертити часто изображалась со своим венценосным супругом. Относительно кратковременное правление Аменхотепа IV (1370 -1352 годы до новой эры) стало яркой страницей в истории древнеегипетского государства вследствие тех реформ, которые он проводил. При сорокалетнем правлении его отца, Аменхотепа III, древний Египет достиг расцвета и могущества, несмотря на разногласия фараона с фиванским жречеством.

 

Рисунок 6. Статуя фараона Аменхотепа III. XIXвек до н.э. Чёрный гранит.

При его преемнике, Аменхотепе IV, эти разногласия усилились, потому что новый фараон для утверждения власти опирался не на знать, а больше на среднее сословие, представители которого вошли в его окружение. На шестом году правления молодой фараон провёл религиозную реформу: вместо многих древних божеств он провозгласил единым и истинным богом солнце, являющееся источником света и тепла для всего живого на земле. Чтобы противостоять жрецам, почитавшим Амона и поклонявшимся ему в образе человекоподобного бога, Аменхотеп IV утвердил культ Атона, олицетворявшего солнце. Устроив разрыв с жречеством, перенеся столицу из Фив в срочно построенный город Ахетатон («Горизонт Атона», расположен близ современной арабской деревни Тель эль-Амарна), создав новую, монотеистическую религию, Аменхотеп IV меняет своё имя на Эхнатон, то есть «Угодный Атону». В этот период в гробницах его придворных появляются новые композиции, представляющие Эхнатона и царицу Нефертити в окружении дочерей.

 

Рисунок 7. Рельеф на стеле, изображающий фараона Эхнатона, Нефертити и принцесс. Раскрашенный известняк. 1370-1352 годы до н.э. Национальный музей египетской цивилизации в Каире.

При проведении раскопок на месте недолговечной столицы, города Ахетатона (после смерти Аменхотепа IV – Эхнатона древние египтяне вернулись к почитанию традиционных богов и прежней столице) зимой 1912 года была обнаружена скульптурная мастерская ваятеля по имени Тутмос. Там были обнаружены скульптурные портреты, в том числе и знаменитый сейчас бюст Нефертити в голубой короне, о котором возглавлявший экспедицию Л. Борхардт сделал краткую запись в археологическом отчёте: «Описывать бесцельно – смотреть!», выражая благоговейное преклонение перед красотой и совершенством портрета Нефертити. В древнеегипетской скульптуре практически не встречаются отдельно исполненные головы-бюсты, и исключением оказались предметы, происходящие из так называемой мастерской скульптора Тутмоса в Ахетатоне, где были найдены отдельные детали фигур, маски, гипсовые отливы, и много слепков прелестных женских головок, изображающих дочерей Эхнатона и Нефертити. Амарнский период правления стал и ярким периодом неканонического древнеегипетского искусства.

 

Рисунок 8. Нефертити в голубой тиаре. Автор, предположительно, Тутмос. Раскрашенный известняк, 1370-1352 годы до н.э. Из египетского собрания Нового музея в Берлине.

Современная египтология – многогранно развитая наука, во многом благодаря тем учёным и исследователям, которые стояли у её истоков. Это и такие дешифровщики иероглифов, как Ж.-Ф. Шампольон, И.А. Гульянов, такой археолог-первооткрыватель, как Л. Борхардт, такие собиратели древностей, исследователи-практики и теоретики Б.А. Тураев и В.С. Голенищев. Египетские коллекции представлены в ведущих музеях мира. Это и Национальный музей египетской цивилизации в Каире NMEC - Национальный музей египетской цивилизации, и египетская коллекция Лувра Виртуальный музей ЛУВР / "Коллекция Лувра. Древний Египет." (historic.ru), и Музей египетского искусства в Мюнхене Музейная | СМЯК (smaek.de), и собрания Нового музея в Берлине (Египетский музей) Новый Музей в Берлине. Отели рядом, экспонаты, выставки, режим работы, стоимость билетов, фото, видео, как добраться, сайт, Старый музей — Туристер.Ру (tourister.ru), и отдел «Искусство Древнего Египта» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Искусство Древнего Египта (pushkinmuseum.art), и конечно же, египетская коллекция Государственного Эрмитажа Древний Египет (hermitagemuseum.org). Фотогалереи и виртуальные экскурсии на сайтах этих музеев предоставляют возможность онлайн обучения и ознакомления с их шедеврами.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Большаков А.О. Голенищев и мы//Вестник древней истории, 2006, № 4, с.173-180.
  2. Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб: Летний сад, Нева, 2000.
  3. Померанцева Н.А. Картины и образы Древнего Египта. М.: Галамарт, 2012.
  4. Померанцева Н.А. «Листки альбома» древнеегипетского художника//Юный художник, 1986, № 11, с.24-27.
  5. Померанцева Н.А. Нефертити – прекрасная пришла//Юный художник, 1987, № 3, с. 21-23.
  6. Померанцева Н.А. Памятники Древнего Египта//Юный художник, 1987, № 7, с. 20-23.
  7. Померанцева Н.А. Феномен канона в искусстве Древнего Египта. М.: БуксМАрт, 2018.
  8. Струве В.В. Значение В.С. Голенищева для египтологии//Очерки по истории русского востоковедения. Сборник III. М.: Издательство восточной литературы, 1960.
  9. Струве В.В. Петербургские сфинксы. СПб, 1912.
  10. 10.  Тураев Б.А. Древний Египет. М.: Юрайт, 2018.
  11. 11.  Тураев Б.А. История Древнего Востока в 2т. Том I. М.: Юрайт, 2021.
  12. 12.  Тураев Б.А. История Древнего Востока в 2т. Том II. М.: Юрайт, 2021.

  

Онлайн экскурсия «Культура Древнего Египта в музейных коллекциях»

Предыдущие посты

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)