В предметах быта и обстановки
По воспоминаниям представителей послевоенного поколения советских детей, время было непростое, трудное, но их детство было счастливым и наполненным оптимизмом. Одной из насущных задач послевоенного времени было всеобщее образование, и Советское государство с этой задачей справлялось, несмотря на тяжёлые последствия Великой Отечественной войны. СССР стала самой читающей страной мира, где издавались в достаточном количестве доступные учебники, а также большое количество книг для детей, что способствовало росту образованности населения. Советских детей с малых лет приучали к труду и бытовому самообслуживанию, но для них были организованы возможности отдыха и досуга. Всесоюзные курорты принимали отдыхающих в пансионатах и санаториях, для детей организовывались пионерские лагеря. Символом отдыха советских детей стал главный пионерский лагерь страны – Артек.
Важным элементом образования и досуга были детские праздники, организовывавшиеся в детских садах, школах, домах культуры. Главным советским праздником вне идеологии стало тогда празднование Нового года, а главным символом этого праздника – Детская Новогодняя ёлка в Кремле. Каждый советский ребёнок мечтал туда попасть, и у многих эта мечта осуществилась. Вот воспоминания из послевоенного детства жительницы Загорска Екатерины Терешкевич:
«У каждого ребёнка в Загорске была мечта – попасть на ёлку в Кремль. И почти у каждого была иллюзия, что если попадёшь в Кремль, то обязательно увидишь Сталина. Я тоже очень мечтала об этом: Кремль, красные звёзды и Сталин! И однажды моя мечта чудесным образом сбылась…
Всё было огромным: и Георгиевский зал, и красивый ковёр, и величественная ёлка. Там я впервые увидела «настоящих» Деда Мороза и Снегурочку. Все маленькие дети рассаживались прямо на полу на этих прекрасных коврах. Там выдавали подарки с прекрасными конфетами! Подарки были в железных коробочках, которые хранились потом много-много лет. В общем, апофеоз детских мечтаний. Правда, Сталина на той ёлке я так и не увидела, но впечатлений было столько, что меня это и не расстроило. / из воспоминаний Екатерины Терешкевич из книги автора-составителя Л. Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье…». М., 2013.
В пятидесятые годы советской промышленностью выпускались красивые и развивающие игрушки, а хрупкие и невесомые советские ёлочные игрушки во многом стали символом обустроенного и надёжного советского быта.
Кондитерская промышленность тоже старалась не отставать, изобретая рецепты тортов, пирожных, мороженых и конфет по ГОСТу, которые в современном общественном мнении являются образцом вкуса и качества.
У большинства послевоенных советских детей бытовая обстановка была скудной, поэтому многим из них хотелось и получше одеться, и повкуснее поесть. Из-за идеологической закрытости страны советская лёгкая промышленность во многом не справлялась с тем, чтобы освоить актуальные модные тенденции, поэтому был развит индивидуальный пошив, профессия портного была достаточно распространённой. Чтобы пошив одежды стал более доступен населению, в школах были введены уроки труда, на которых обучали, в том числе, умению шить, чтобы каждая советская женщина потенциально умела бы шить для себя и своей семьи. В издававшихся советских журналах для женщин модницам предлагались выкройки и обзор тканей для самостоятельного изготовления одежды. Мировые модные тенденции проникали в советский быт, и популярность фильма «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко в главной роли была отчасти связана с показанными там новыми моделями праздничной одежды, вызывавшими восхищение у советских зрителей. Фурор произвел модный показ дома Dior в 1959 году в Москве, который тогда возглавлял Ив Сен-Лоран. Очевидно, что модный показ в Советском Союзе не представлял для этого фешенебельного модного Дома прямой коммерческой выгоды, но он оказался значимым каналом коммуникации с западным обществом того времени. Международные фестивали молодёжи, проводившиеся в Москве, также способствовали формированию интереса к новым тенденциям в моде и отчасти породили молодёжную субкультуру стиляг, но это уже другая история.
Возможно, прошедшие десятилетия заволокли восприятие этих лет ностальгической дымкой, но практически все представители послевоенного советского поколения считают своё детство счастливым, часто вспоминая не невзгоды, а приятные бытовые мелочи.
Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)