К началу 19 века сложились архитектурные ансамбли Дворцовой, Сенатской, Александринской и Михаловской площадей. Именно в этот период были построены Анчиков дворец, Елагин дворец, здания Синода и Сената, Михайловский дворец, здание Александринского театра, Смольный институт, здание Биржи с ростральными колоннами.
Кроме этого город становится крупным промышленным центром. К 1830 году здесь насчитывалось свыше 300 заводов и фабрик, а в 1836 году строится первая в России железная дорога, связавшая Царское Село с городом.
Город продолжал свое развитие как политико-административный центр империи, к 1802 году были учреждены министерств а и Государственный совет Российской империи.
Развитие Петербурга, как научного центра также продолжилось, был создан Педагогический институт, открыта Пулковская обсерватория, а в 1845 году основывается Русское Географическое общество.
Развивается транспортная сеть, в 1851 году из Петербурга в Москву отправляется первый поезд, а вскоре железнодорожное сообщение между городами становится регулярным. В 50-е годы XIX века строятся Московский, Варшавский, Балтийский вокзалы, а в 70 годы XIX века Финляндский вокзал.