Экскурсия в Елагин дворец. Парадная анфилада.

  • 06.07.2021

История освоения Елагина Острова началась с момента основания новой столицы – Санкт-Петербурга. В начале XVIII века самый северный остров в дельте Невы, получивший название «Мишин», представлял собой лесистую местность, периодически подтопляемую невскими водами. Чтобы благоустроить остров, Пётр I подарил его одному из своих сподвижников – вице-канцлеру П.П. Шафирову, который стал обживать свои владения не сразу, так как подолгу находился за границей на дипломатической службе.

На протяжении XVIII столетия среди владельцев Мишина острова были выдающиеся личности: генерал-прокурор сената П.И. Ягужинский; историк, археолог, издатель, меценат А.П. Мельгунов; светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический.

Рис.1. Масляная поляна на Елагином острове.

В 1777 году остров покупает самый знаменитый его обладатель – Иван Перфильевич Елагин, екатерининский вельможа, обер-гофмейстер, главный директор придворной музыки и театра, писатель, историограф. Его деятельная натура сыграла заметную роль в истории освоения острова. При графе Елагине были проведены значительные мелиоративные, гидротехнические и парко-строительные работы: прорыты пруды и каналы, построены шлюзы, подняты за счёт подсыпки часто затопляемые участки, берега обнесены валом, проложена по периметру острова окружная дорога, прорублены просеки, построены павильоны, беседки, гроты, через каналы и протоки перекинуты мостики.

 

Рис.2. Елагиноостровский дворец.

В восточной части острова, на месте нынешнего дворца, на высокой террасе, был построен большой каменный дом в три этажа с домашней церковью, а рядом с ним разбит регулярный сад. С этого времени за островом закрепилось его окончательно название – Елагин. С островом связано множество исторических событий. Его любила посещать Екатерина II. Она бывала здесь, когда островом владели А.П. Мельгунов, Г.А. Потёмкин, затем охотно приезжала в гости к И.П. Елагину. Частым гостем Елагинской усадьбы был Г.Р. Державин, воспевший увлекательные прогулки и встречи на острове в стихах «Пикники». По легенде, в доме у Елагина останавливался граф Калиостро. После смерти Елагина в 1794 году остров ещё неоднократно менял своих владельцев, пока не был продан в казну.

В 1817 году император Александр I приобрёл его с целью создания летней резиденции для своей «любезной матушки», вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

 

Рис. 3. Анфилада Елагиноостровского дворца. «Туалетная». В дни торжеств Парадная Туалетная служила местом приготовления вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны к приёму гостей. Архитектурный облик комнаты восстановлен частично. По замыслу К.И. Росси для отделки стен были использованы белый искусственный мрамор и бумажные обои. Декоративную роспись потолка и фриза в технике гризайль исполнил художник Дж.-Б. Скотти.

Мария Фёдоровна, принцесса Вюртембергская, прожив со своим мужем, Павлом I, двадцать пять лет, родила ему десять детей (четырёх сыновей и шесть дочерей). Двое из них впоследствии стали русскими императорами – это Александр I и Николай I. Мария Фёдоровна много сделала для развития женского образования и благотворительности. Всю жизнь покровительствуя людям искусства, императрица и сама была творческой личностью – она хорошо рисовала, занималась резьбой по кости, чеканкой, прекрасно вышивала.

Проектирование и строительство дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове было поручено К.И. Росси (1775-1849). Это был первый крупный заказ архитектора в Санкт-Петербурге. К.И. Росси развил принципы архитектуры русского классицизма и стал первым зодчим столицы.

 

Рис. 4. Парадная анфилада Елагиноостровского дворца. «Опочивальня». Парадная Опочивальня была убрана с особой пышностью. В современной экспозиции представлена мебель первой трети XIXвека, фанерованная карельской берёзой. Особый интерес представляет банкетка (красное дерево, резьба, ткань), созданная по проекту К.И. Росси в 1820е годы.

Елагиноостровский ансамбль построен в стиле позднего русского классицизма (ампира). В него включён не только один из лучших в Европе пейзажных парков площадью 96 гектаров, но и дворец, и ряд служебных зданий – Кухонный, Конюшенный и Оранжерейный корпуса, дом садовника П. Бука, Фрейлинские корпуса, а также несколько павильонов – Музыкальный павильон под флагом, Гауптвахта (ныне утрачена).

Центром архитектурной композиции является дворец. Он возведён на фундаменте старого дома И.П. Елагина с сохранением прежнего фундамента и наружных стен.

Рис.5. Парадная анфилада Елагиноостровского дворца. «Опочивальня». Росписи потолка и фриза выполнил художник-декоратор Дж.-Б. Скотти.

К. Росси увеличил здание в объёме, перестроив третий этаж, и в значительной степени изменил фасады.

Рис. 6. Парадная анфилада Елагиноостровского дворца. «Фарфоровый кабинет».

По замыслу архитектора, на первом этаже расположились парадные залы, на втором – жилые покои, на третьем – домовая церковь.

Рис. 7. Дверь Фарфорового кабинета. Двери облицованы шпоном морёного клёна и декорированы изображениями роз, венков из незабудок, звёзд, искусно выполненных из золочёной бронзы.

Рис. 8. Парадная анфилада Елагиноостровского дворца. Вид из углового «Фарфорового кабинета».

Здесь работали лучшие русские мастера XIX века. Среди них скульпторы В. Демут-Малиновский, С. Пименов, живописцы Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи. Мебель, бронза, фарфор, ткани и прочие предметы в убранстве интерьеров были выполнены по проектам К. Росси на знаменитых императорских мануфактурах, и также частных Санкт-Петербургских заводах и фабриках.

Рис.9. Парадная анфилада Елагиноостровского дворца. «Голубая гостиная». Потолок, фризы и десюдепорты (декор дверей) расписаны Дж.-Б. Скотти. Лепной декор выполнил русский лепщик Н. Саягин. Камины из чёрного итальянского мрамора с прожилками созданы мастером С. Модерини.

Особое внимание К. Росси уделял планировке парка, придав ему пейзажный характер. Над его созданием, наряду с К. Росси, работал знаменитый мастер садово-паркового искусства XIX века Д. Буш. Парк состоит из взаимосвязанных частей, имеющих свои художественные особенности – Собственного сада, Старого английского сада, Масляного луга, Рощи, Западной стрелки. В 1932 году на территории парка был образован ЦПКиО им. С.М. Кирова, существующий и поныне.

Рис.10. «Овальный зал» - самое большое помещение Парадной анфилады Елагиноостровского дворца. В XIXвеке здесь устраивались балы и дипломатические приёмы.

Рис. 11. Свод купола Овального зала расписан в виде кессонов (углублений) с лепными розетками в технике гризайль художникам-декоратором Б. Медичи.

В годы Великой Отечественной войны дворец был разрушен. После войны, в 1946 году, архитектором В.М. Савковым были выполнены обмеры разрушенного дворца и проведена фиксация уцелевших деталей декоративного убранства интерьера. Проект воссоздания был разработан архитектором М.М. Плотниковым. Реставрация продолжалась до 1961 года.

Рис. 12-13. Парадная анфилада Елагиноостровского дворца. «Малиновая гостиная». Потолок украшают композиции на тему триумфа Аполлона и Венеры, выполненные Дж.-Б. Скотти масляными красками на холсте. Камин из белого мрамора создан мастером Ф. Трискорни.

Восстановительные работы выполнялись «Специальным научно-производственным объединением «Реставратор» Ленгорисполкома под руководством Государственной инспекции по охране памятников. Декоративные росписи исполнила бригада живописцев Л.А. Любимова и Д.Я. Казакова. Скульптурное убранство воссоздано скульпторами Г.А. Михайловой и Э.П. Масленниковым, модельщиками Н.И. Оде и Д.Д. Малашкиным. Сложный лепной декор выполнила бригада А. Е. Громова. Паркет набирали мастера бригады К.А. Караваева. Отреставрированное здание стало использоваться как однодневная база отдыха трудящихся.

Рис. 14. «Столовый зал» Елагиноостровского дворца занимает всю северную часть парадной анфилады.

В 1987 году Елагиноостровский дворец получил статус музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII – XX веков.

Музей вновь открылся для посетителей в 2021 году. О режиме работы музея и стоимости билетов можно узнать на сайте музея Елагиноостровский дворец-музей (elaginpark.org).

Экскурсия в Елагин дворец. Парадная анфилада.

Предыдущие посты

Экскурсии по пригородам Петербурга: Павловский парк.

Экскурсии по пригородам Петербурга: Павловский парк.

Пригороды Санкт-Петербурга являются уникальными памятниками мировой ландшафтной архитектуры с насыще

Экскурсия по пригородам Петербурга. Пушкин

Экскурсия по пригородам Петербурга. Пушкин

ГМЗ «Царское Село», Екатерининский и Александровский парки. Центром царскосельского дворцово-парково

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)