Одежда в системе невербальных средств делового общения

  • 16.12.2021

В ряду основных требований делового этикета манера одеваться занимает особое место. В некоторых организациях и учреждениях, чтобы исключить произвол, индивидуальные пристрастия или элементарную неосведомленность, требования к внешнему виду складываются в кодексы и уставы, следование которым отслеживает менеджер по кадрам.

Гардеробная капсула - это набор из нескольких вещей, которые идеально сочетаются между собой по пропорциям, цвету, дизайну и назначению. В капсулу входит как сама одежда, так и аксессуары, обувь и украшения. В гардеробе современного человека могут быть деловая, спортивная, выходная, повседневная, домашняя и т.д. капсулы. Если половину времени он проводит в офисе, то и половиной гардероба должна быть деловая капсула.

Деловую одежду относят к разряду «нестрогой униформы», олицетворяющей собой характер работы, а также должности и статус сотрудников. Как «нестрогая униформа» одежда отражает идеологию организации, укрепляя ее корпоративный дух и визуальный образ. В системе социальной коммуникации деловая одежда служит своеобразным кодом, по которому распознают, причастность человека к той или иной социальной деятельности.

Деловой одежде присущ демонстративный характер. Она нарочито свидетельствует, что ее носитель относится к определенному слою общества, имеет определенную профессию и олицетворяет тот морально-психологический потенциал, которым обладает или, по крайней мере, должна обладать личность. Так, деловая одежда способна придать облику человека строгость, серьезность, аккуратность, собранность, – все без чего не обойтись при участии в ответственном мероприятии.

В деловой одежде человек подает себя официально. Он может и не быть таким, каким подает себя в соответствующем облачении, но он хочет быть таковым или, по крайней мере, таким хотят видеть его в окружении. Даже в пределах одной фирмы принято считать, что манера одеваться должна зависеть от должности и работы, т.е. секретари, агенты по сбыту, рабочие у конвейера, менеджеры, вице-президенты и президент должны выглядеть по разному. Среди подразделений одной и той же компании возможны различия в одежде, если руководитель подразделения наделен полномочиями лично устанавливать стандарты костюма своих подчиненных.

Включаясь в создание визуального образа человека, одежда не только информирует, извещает, но и производит впечатление. Воздействуя на подсознание, она способна вызвать  комплекс сильных бессознательных  импульсов, связанных с переживаниями, влекущими за собой неконтролируемые действия. Одеждой можно вызвать смех (эффект клоуна), сожаления и сочувствия (эффект нищего), покорность и повиновение (эффект власти), наконец, доверия (к форме военного, полицейского, профессиональной одежде врача).

Одежду относят к сигнификативной функции культуры. Деловая одежда, в частности, представляет собой разновидность условных, специальных обозначений, относящихся к коммуникативным символам. Входя в систему невербальных средств общения, она указывает на причастность к вполне определенной социальной активности, отвлеченной от национально-этнографической принадлежности или индивидуальных пристрастий, эстетических предпочтений. Деловая одежда претендует на приоритет конкретной определенной занятости, заявляет об отказе от произвольных способов времяпровождения.

Костюм стал своеобразным символом делопроизводства. Возникновение мужского делового костюма относят к началу Х1Х века, эпохе бурного развития промышленных предприятий. Женский деловой костюм заявил о себе на век позже в связи с расширением занятости в непроизводственной сфере: делопроизводство, сеть агентств, системы услуг. В обществе обозначился запрос на одежду удобную, неброскую, но презентативно-значительную.

Востребованность презентативности, универсальности и демократизма в ее устойчивых постоянных единицах нашли себя в феномене «деловой костюм», который обозначен вполне конкретно и поэтому легко узнаваем. Его, как женский, так и мужской, отличают особый стиль, закрепленный в комбинаторике (пиджак, брюки или юбка), сочетании наличия обязательных аксессуаров (галстук, кашне, шарф или косынка и пр.), ограничение в цветовой гамме, конструкция силуэта.

Деловая одежда в основном детерминирована требованиями приличий, принятых в качестве обязательных в мировой практике делового общения. К ним, прежде всего, относят санитарно-гигиенические требования. Одежда делового человека должна быть безупречно опрятной.

Приличия требуют также соответствия одежды лицам и обстоятельствам.

Требование соблюдения приличий в одежде включает в себя ориентацию на эстетическую норму, т.е. на соблюдение меры гармонии и красоты. Это касается покроя костюма, цвета и качества ткани, из которой он изготовлен, выбора аксессуаров и украшений. Следует учитывать, что одежда всегда была и остается уникальной возможностью улучшить внешность человека: скрыть его природные недостатки и подчеркнуть достоинства.