Тема 8. Электронные услуги в системе социального обеспечения и социальной поддержки

  • 30.07.2014

Обзор технических и организационных решений, применяемых или имеющих потенциал применения для повышения качества услуг социального обеспечения. Социальный реестр населения. Система «Забота».

На современном этапе предоставление качественных услуг гражданам в процессе социального обслуживания является актуальным. Основными категориями нуждающихся при этом являются женщины и дети, инвалиды и люди пожилого возраста.

Последним необходима социальная помощь с учетом их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Благодаря информационным технологиям можно вести социальный реестр граждан, учитывающий различные категории льготников и разнообразные меры поддержки.
Мы уже упоминали о положительном опыте создания в Ульяновской области Интеграционной информационной системы органов социальной защиты населения.

Система позволяет автоматизировать следующие виды деятельности социальных служб:

  • ведение и учет регистрационных данных граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки, в объеме, необходимом для принятия решения о назначении;
  • формирование и обработка данных, связанных с решениями о назначении гражданам мер социальной поддержки, принимаемыми на основании информации, предоставленной гражданами и/или внешними организациями;
  • поддержка принятия решения по заявлениям граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки;
  • оперативный контроль данных, предоставляемых гражданами, и формируемых специалистами, эксплуатирующими систему;
  • юридически значимое информационное взаимодействие с внешними организациями, в том числе предоставляющими (оказывающими) социальную помощь гражданам;
  • формирование отчетной документации по данным, регистрируемым и формируемым в Системе;
  • проведение аналитической работы.

Сведения о жителе Ульяновской области хранятся в электронном личном деле (рис. 8.1), содержащем исчерпывающие сведения о гражданине, включая категорию льгот, сведения о пенсиях и выплатах, информацию о здоровье и многое другое.

Рис. 8.1. Электронное личное дело жителя Ульяновской области – общая информация

Каждый раздел личного дела содержит исчерпывающие данные, необходимые для оказания социальной поддержки. Например, набор сведений о здоровье (рис. 8.2) включает данные об инвалидности, заболеваниях и степенях утраты трудоспособности, а также дополнительную информацию из индивидуальной программы реабилитации.

Рис. 8.2. Электронное личное дело жителя Ульяновской области – данные о здоровье

А в разделе «Пенсионные сведения» (рис. 8.3) учитываются сведения о пенсии гражданина, получаемой в Пенсионном фонде РФ.

Рис. 8.3. Электронное личное дело жителя Ульяновской области – пенсионные сведения

Дополнительно следует отметить, что благодаря информационной системе оказание социальной помощи, например, назначение выплат, может выполняться как по конкретному личному делу, так и по списку личных дел в массовом режиме.

Другие формы социальной поддержки предполагают в городах наличие центров комплексного социального обслуживания и специализированных отделений социальной помощи на дому. Пенсионеры, проживающие в сельской местности, особенно в отдаленных населенных пунктах, заинтересованы в наличии выездных бригад социального обслуживания. Подобная реформа может быть осуществлена только с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан.

Примером сотрудничества государства с бизнесом в передаче части услуг на аутсорсинг является инновационная технология медицинской, социальной, бытовой помощи «Система Забота» (http://www.mobidok.ru/), включающая круглосуточную информационную поддержку пожилых людей и инвалидов в любых вопросах, созданная компанией «Леге» в Санкт-Петербурге.

С помощью специального устройства «Тревожная кнопка» (рис. 8.4) пожилой человек может поддерживать активный образ жизни с ощущением спокойствия и защищённости, своевременно получая:

  • помощь в вызове скорой помощи;
  • информацию о показаниях и противопоказаниях приёма лекарств;
  • информацию о работе лечебных учреждений и специалистов;
  • рекомендации по поведению в сложной ситуации бытового, медицинского и социального характера;
  • помощь в организации коммунальных услуг;
  • психологическую поддержку в любой жизненной ситуации.

Рис. 8.4. Варианты устройства «Тревожная кнопка»

«Система Забота» функционирует следующим образом:

  • при возникновении любого медицинского или социального вопроса, бытовой проблемы или сложной жизненной ситуации подопечный «Системы Забота» нажимает на кнопку сотового устройства (используется технология «тревожной кнопки»);
  • происходит соединение с врачом-оператором центра обработки вызовов (операторами работают дипломированные врачи с профессиональным опытом не менее 3 лет);
  • при поступлении вызова врач-оператор немедленно видит на мониторе всю информацию о подопечном (система позволяет идентифицировать позвонившего, даже если он не в состоянии говорить);
  • оператор быстро обрабатывает обращение благодаря доступу ко всей необходимой информации: состояние здоровья подопечного, контакты социальных служб, медицинских учреждений, жилищно-коммунальных хозяйств, списки постоянно применяемых препаратов и т.д.
  • операторы быстро выбирают наиболее правильную схему решения возникшей проблемы и решают ее;
  • информация передается исполнителю (социальной службе, медицинскому учреждению, родственникам, ЖКХ и т. д.);
  • осуществляется контроль решения возникших вопросов;
  • в сложных ситуациях с подопечным осуществляется связь до разрешения проблемы.

Проект «Система Забота» реализован в Санкт-Петербурге. В настоящее время к этой услуге подключено более 8 тыс. абонентов. Можно сказать, что использование новой технологии не только облегчает жизнь пожилым людям и инвалидам, но и приносит значительную пользу социальным службам, поскольку сокращается количество «непродуктивных» вызовов неотложной помощи, участковых врачей и социальных работников. Кроме того, благодаря этой системе можно получать оперативную и регулярную статистику о реальных запросах граждан, что облегчает контроль качества социальных услуг.

Подробнее о «Системе Забота» можно узнать из статей:

http://www.dp.ru/a/2010/08/20/Pravo_na_Sistema_Zabota
http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/ingen/faq?pnewsid=82403
http://www.soctv.ru/news/190/
http://www.chaspik.spb.ru/people/mediko-sotsialnaya-pomosch-sistema-zabota-trevozhnaya-knopka/
и видеоматериалов:

http://www.mobidok.ru/video

* * *

В России, как мы видим, накоплен некоторый положительный опыт повышения качества услуг социального обеспечения на основе современных технических и организационных решений. Благодаря информационным технологиям можно учитывать индивидуальные потребности и материальную обеспеченность социально незащищенных категорий граждан и своевременно оказывать им адресную помощь.

Практика

Упражнение 8.1
Прочтите статью ««Круг поддержки» выездная социальная бригада в помощь инвалидам и пенсионерам» (http://помощьинвалидам.рф/novosti/103-lkrug-podderzhkir-vyezdnaya-soczialnaya-brigada-v-pomoshh-invalidam-i-pensioneram).
Как вы оцениваете такую форму помощи как выездная социальная бригада?
С вашей точки зрения, какие еще формы социальной помощи в сельской или дачной местности были бы полезны пенсионерам?

Упражнение 8.2
Просмотрите видеоролик «Тревожная кнопка», иллюстрирующий процесс реализации «Системы Забота» в Невском районе (http://www.youtube.com/watch?v=1Frcj2-1_uc&feature=related).
Хотели ли бы вы воспользоваться «тревожной кнопкой» для себя или своих близких? По какой причине?
Как вы оцениваете тот факт, что оператором системы является врач-терапевт?