13. Социальное обслуживание пожилых в России

  • 01.12.2014

Как уже было отмечено выше, начиная с 1987 г. в России стало быстро развиваться социальное обслуживание пожилых на дому (надомное обслуживание). Первоначально оно заключалось в доставке продуктов и лекарств на дом и небольшой помощи в уборке и уходу за собой. В конце 1980-начале 90-х годов доставка продуктов была очень актуальна, поскольку получение талонов на продукты и «отоваривание» их в очередях было многим пожилым не под силу. 

В настоящее время сложившаяся практика доставлять продукты «вручную» кажется крайне неэффективной, но к ней привыкли и пожилые, и социальные работники. Отметим, что эта услуга в большинстве стран выполняется торговыми сетями, которые развозят на своем транспорте продукты любым заказчикам.

Растущий спрос на разнообразные социальные услуги не мог быть удовлетворён только на дому, и со временем пришлось открывать специализированные социально-медицинские, социально-бытовые, социально-реабилитационные и иные отделения. Специалисты данных учреждений, приходя на дом к пенсионерам и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, узнают их проблемы и нужды и оперативно принимают решение о формах обслуживания, оказании адресной социальной, бытовой или иной помощи.

Как уже было отмечено, государственные сервисные учреждения, т.е. Центры социального обслуживания населения, предоставляют лишь часть необходимых социальных услуг, а большая их часть ещё ждёт своего исполнителя, в том числе волонтеров (ими могут быть соседи или друзья) или члена негосударственной организации.

Более чем 20-летний опыт работы сферы социального обслуживания показал, что некоторые услуги из перечня гарантированных почти или вообще не пользуются спросом, зато нужда в некоторых других значительно выше, чем могут предложить государственные учреждения. Многие услуги завуалированы словами «содействие в…» и т.п., а некоторые, в которых наиболее нуждаются пожилые граждане и инвалиды, даже не прописаны.

На рынке социальных услуг в малых городах и сельском секторе государственные учреждения -  практически единственные их поставщики, и им необходимо провести серьезную нормотворческую работу по временной и стоимостной оценке и стандартизации услуг, расширению их перечня и конкретизации услуг, оказываемых в надомных и полустационарных условиях.

В каких-то случаях перечень гарантированных услуг довольно узок, в каких-то – очень широк. Во многом это зависит от политики субъекта РФ в сфере социального обслуживания населения. Так, один из самых подробных перечней для обслуживания пожилых в сельской местности, где оно, естественно, более трудоемко, чем в городе, таков:

ПЕРЕЧЕНЬ ГАРАНТИРОВАННЫХ УСЛУГ
предоставляемых социальными и медицинскими работниками
социального и социально-медицинского отделений

- Приобретение и доставка продуктов питания, горячих обедов (не более 8 кг за раз) -2-3 раза в неделю.
- Содействие в приготовление пищи (очистка овощей, кипячение молока и т.п.)
- Приобретение и доставка промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, гуманитарной, благотворительной и других видов натуральной помощи.
- Содействие в получении топлива для проживающих в жилых помещения без центрального отопления.
- Сдача вещей в стирку, химчистку, обуви в ремонт и их обратная доставка.
- Содействие в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи; посещение обслуживаемых в стационарных учреждениях.
- Организация предоставления различных услуг учреждениями и предприятиями торговли, общественного питания, коммунально-бытового хозяйства, здравоохранения, нотариальными и другими учреждениями.
- Помощь в написании писем, их прочтении; чтение периодики и книг (до 2 часов).
- Содействие в оформлении документов, т.ч. для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения комитета труда и социальной защиты населения области.
- Оказание консультативной помощи по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления пенсионных и др. выплат, льготам и субсидиям.
- Оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы (беседы)
- Содействие в уборке (совместно с пенсионером очистка от пыли полов, стен, мебели, дверей)
- Содействие в оплате коммунальных услуг и жилья, разовые поручения (по оплате).
- Поднос дров со двора (до 10кг), топка печей при необходимости.
- Поднос воды из колонки или колодца (7-10 ведер в неделю).
- Мелкий ремонт одежды (пришить пуговицу, наложить заплатку, починить петлю, зашить дырочку и т.п.).
- Оказание или содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ, целевых территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях
- Наблюдение за состоянием здоровья (измерение tº, АД)
- Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в т.ч. оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, смена постельного и нательного белья и т.п.).
- Проведение медицинских процедур на дому в соответствии с назначением лечащего врача (прием лекарств, закапывание капель и др.).
- Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.
- Организация транспортных услуг (сопровождение в поликлинику, больницу, баню и т.п.)
- Содействие в организации ритуальных услуг и в погребении (подача записок, свечей в церковь и т.п.).

Возможные направления развития социального обслуживания связаны с отказом от закрытых учреждений и развитием «защищенных социальных домов», или даже городов для пожилых, подобных «Городам солнца»/«retirement  communities»  в США.  

Контрольные вопросы

Когда в СССР начало развиваться социальное обслуживание?
Какие формы социального обслуживания сегодня наиболее развиты?
Каких форм обслуживания пожилым не хватает?
Нужно ли привлекать соседей и друзей к обслуживанию знакомых пожилых?