Принципы и цели создания электронного правительства. Основные документы, примеры из российской и международной практики. Участие граждан в формировании политики и управлении муниципалитетом, регионом, страной.
Развитие информационного общества невозможно без электронного правительства. Это понятие все чаще встречается в обиходе (англ.: e-government) и означает новую форму устройства деятельности органов власти, обеспечивающую за счет применения ИКТ качественно новый уровень получения госуслуг и информации о результатах работы государственных органов. Кроме того, используется и более общее понятие электронное государство, охватывающее весь спектр общественных отношений власти и общества.
Используется также термин электронное управление, который можно соотнести с комплексом методов внедрения электронного государства и электронного правительства.
В последние годы российским правительством сделаны важные шаги на пути перехода к электронному государству:
Назовём основные характеристики электронного правительства, важные как для граждан, так и для организаций:
Переход к электронному правительству необходим и государству, поскольку гарантирует повышения результативности и эффективности государственного управления. Проблемы с внедрением электронного государства в Российской Федерации носят не технический, а организационно-правовой характер.
В настоящее время параллельно происходят значимые для нашего общества процессы: с одной стороны, формируется инфраструктура электронного правительства, изменяется правовая база, чиновники получают новые навыки применения ИКТ в государственной службе; с другой стороны – население привыкает к новым формам обслуживания. Существенным компонентом программы создания электронного правительства является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Для гражданина очень важно, чтобы услуга удовлетворяла его потребности, не требовала лишних затрат времени и денег, была безопасной, надежной и законной. Для этого необходима однозначная идентификация получателя услуги, о чем будет рассказано в отдельной лекции.
Процесс перехода органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде должен происходить поэтапно (рис. 2.1). В 2012 г. Россия должна находиться уже на пятом (завершающем) этапе. Однако некоторые услуги имеют более длительные сроки реализации, например, предоставления услуги Минздравсоцразвития России - проведение медико-социальной экспертизы и информирование об услугах по реабилитации инвалидов - планируется на декабрь 2015 г.
Рис. 2.1. Основные этапы перехода к предоставлению электронных услуг
Сведения о государственных услугах могут быть получены через:
В 2011 году были приняты значимые нормативные правовые акты, развивающие область правомочности внедрения электронного правительства и электронных услуг, среди которых важнейшим является Федеральный закон № 210-ФЗ (http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html). В частности, он регламентирует:
Важной новацией данного федерального закона является установленный для органов, ответственных за предоставление государственных (муниципальных) услуг, запрет требовать от заявителя:
Значимым аспектом деятельности электронного правительства является вовлечение граждан в процессы управления муниципалитетом, регионом, страной. Задача публичного обсуждения вопросов, формирования и отправки в публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов требует серьезной подготовки.
Для этих целей Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало систему «Электронной демократии» и соответствующий портал (http://e-democratia.ru/).
Любой зарегистрированный пользователь на этом портале может участвовать в обсуждении документов и сообщать об имеющихся проблемах. Отметим, что регистрация на портале не представляет никакой сложности и требует указания фамилии, имени и отчества пользователя, номера мобильного телефона и адреса электронной почты, на который поступает подтверждение регистрации.
Новой и интересной формой обращений граждан является сервис «Проблемы на карте» (рис. 2.2). В доступной и образной форме можно увидеть имеющиеся в конкретном районе нарушения, например, общественного порядка или правил дорожного движения. Благодаря элементам управления можно отследить новые нарушения или исправленные проблемы и сделать выводы о деятельности или бездеятельности органов власти. И при необходимости подать жалобу в вышестоящие инстанции.
Рис. 2.2. Единый портал электронной демократии – сервис «Проблемы на карте»
На упомянутом выше портале широко представлены обучающие материалы для населения (http://social.e-democratia.ru/) как по системе «Электронная демократия», так и по использованию информационных технологий (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Единый портал электронной демократии – обучающие материалы
Обучающие материалы подготовлены в виде интересных и доступных для понимания широкого круга пользователей видеороликов и могут быть рекомендованы для самостоятельного изучения.
Нужно отметить, что в сети Интернет уже появилось достаточно большое количество видеоматериалов, посвященных деятельности электронного правительства и оказанию оказания электронных услуг. Приведем несколько примеров из российской и международной практики:
Ролик «Электронное правительство»
Ролик «Обслуживание в ЦОНе Шымкента…» (Казахстан)
Ролик «Кратко об "Электронном правительстве" Свердловской области»
* * *
Таким образом, электронное правительство представляет собой новую форму устройства деятельности органов власти за счет применения ИКТ. Благодаря новым технологиям становятся возможными не только информирование граждан о работе государственных органов или предоставление различных электронных услуг, но и активное участие граждан в публичном обсуждении политических и законодательных вопросов — электронная демократия.
Упражнение 2.1
С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже списка найдите сведения о следующих органах государственной власти:
Возникли ли у вас затруднения при проведении поиска?
Содержали ли найденные вами сайты контактные данные государственных служб (адреса, телефоны, электронная почта, график работы)? Легко ли вы их нашли?
Подсказка: рекомендуемые ИПС
Упражнение 2.2
Просмотрите видеоролик «О портале e-democratia.ru» (http://social.e-democratia.ru/).
Что вы думаете о возможностях дистанционного публичного диалога с органами власти?
О каких нарушениях вы хотели бы сообщить властям с помощью Единого портала электронной демократии?