Тема 4. Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг

  • 30.07.2014

Цели, задачи, принципы работы и возможности МФЦ. Инфоматы.

Электронное правительство Электронное правительство: (e-government, электронное управление) — использование в практике органов государственной власти современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для осуществления всего спектра правительственных функций, нацеленное на обеспечение доступа граждан к достоверной официальной информации, на создание новых возможностей для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества, а также на повышение эффективности и прозрачности госуправления.  дает гражданам возможность быстро и удобно получить информацию о деятельности государственных органов и государственных услугах. Кроме того, предоставление услуг происходит на качественно новом уровне. Для этого повсеместно открываются  многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ) - российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".   

МФЦ открываются во многих городах России. В Санкт-Петербурге, например, работают центры во всех районах города (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. МФЦ в Санкт-Петербурге

Информацию о расположении и графиках работы МФЦ можно получить с помощью портала Государственные услуги в Санкт-Петербурге (http://gu.spb.ru/mfc/). Кроме того, во многих районах, например в Выборгском, для удобства населения открыты филиалы МФЦ, а в нескольких районах Санкт-Петербурга работают мобильные пункты (автобусы) оказания государственных услуг.

Использование мобильных пунктов позволяет производить обслуживание населения в труднодоступных местах и отдаленные районы городов, а также осуществлять прием граждан, независимо от адреса прописки заявителя.

Подробнее о работе мобильного пункта в городе Томске можно узнать из видеоматериала (http://xn--l1aqg.xn--p1ai/videos/4/48/- ).


Оказываемый МФЦ спектр услуг достаточно широк и будет подробнее обсуждаться в лекции «Электронные государственные и муниципальные услуги».

Многое делается для того, чтобы обращение в МФЦ было достаточно комфортным для граждан. Центры располагаются в местах с хорошей пешеходной и транспортной доступностью. График работы МФЦ - ежедневно с 9.00 до 21.00 без обеда и выходных - позволяет выбрать удобное время для посещения. Существует возможность предварительной записи на получение услуги. Прием осуществляется, как правило, с использованием электронной очереди.

Электронная очередь функционирует следующим образом:

В зале обслуживания клиент выбирает на пункте регистрации нужную услугу, получает талончик с номером электронной очереди, переходит в зону ожидания. Система информационных табло позволяет посетителю следить за количеством людей, стоящих перед ним в очереди и контролировать свое продвижение (рис. 4.2).
Освободившийся оператор нажимает на кнопку вызова клиента, на табло высвечивается очередность и номер окна обслуживания.
Сообщение с номером электронной очереди и окна обслуживания одновременно дублируется речевым вызовом.

 

Рис. 4.2. Информационное табло и окна обслуживания в МФЦ Воронежа 

Посмотрите видео, как функционирует электронная очередь в городе Томске (http://xn--l1aqg.xn--p1ai/videos/4/5/- ).

В МФЦ достаточно много справочных и информационных материалов, расположенных на стендах. Кроме того, предусмотрены детские зоны, зоны для молодых матерей, зоны ожидания, кафе. Уже никого не удивит тот факт, что за последние годы (с 2009 по 2011) количество обращений граждан России в МФЦ выросло в 43 раза.

Деятельность МФЦ осуществляется на основании федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с данным законом любая организация, уполномоченная оказывать государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронной форме, может действовать по принципу «одного окна».

Этот принцип позволяет гражданину получить нужную услугу без дополнительного сбора в различных инстанциях документов и справок, подтверждающих его права на получение данной услуги. Использование принципа «одного окна» позволяет упростить процедуры получения услуги и сократить время, затрачиваемое гражданином на прохождение различных инстанций. Кроме того, предполагается, что использование принципа «одного окна» будет способствовать противодействию коррупции и ликвидации рынка платных посреднических услуг. Рис. 4.3 иллюстрирует основные этапы получения услуги в МФЦ. 

Рис. 4.3. Основные этапы получения услуги в МФЦ

Создание Многофункциональных центров предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» и предоставление электронных услуг через информационный портал Государственные услуги в Санкт-Петербурге (http://gu.spb.ru/), дает жителю Санкт-Петербурга, независимо от места регистрации (проживания), следующие преимущества:

  • возможность подать документы на получение услуги и получить результат в удобное для него время;
  • гражданин может не затрачивать усилия на формирование полного пакета документов для предоставления услуги, поскольку обработка оригиналов документов (включая их безвозмездное копирование и сканирование) происходит в присутствии заявителя;
  • не затрачивать время на сбор документов, необходимых для принятия решений о предоставлении государственных услуг, поскольку с 1 июля 2012 г. исполнительным органам запрещается требовать от граждан документы, информацию, которая находится в распоряжении органов, предоставляющих госуслуги.
  • создание электронного дела позволяет при последующих обращениях экономить время заявителя;
  • сократить период ожидания в очереди (для подачи документов - не более 45 минут; получение результата предоставления услуги - не более 15 мин);
  • получить информацию о ходе предоставления услуги и о готовности результата предоставления услуги.

Гражданин может направить заявление в орган власти через Портал государственных услуг в электронном виде. При рассмотрении органом власти заявления, гражданин будет информирован об этапах его рассмотрения, результатах принятого решения по электронной почте. Результат предоставления услуги также планируется направлять заявителю в виде электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица. При желании гражданин сможет самостоятельно распечатать полученный документ.

Кроме того, гражданин может получать государственные услуги интерактивно в режиме самообслуживания с помощью инфоматов (рис. 4.4).

Инфоматы (информационные терминалы) предназначены в основном для тех граждан, у которых нет выхода в Интернет, или им удобнее использовать терминал. Они должны со временем появиться рядом с платёжными терминалами, в почтовых отделениях, в метро.

Рис. 4.4. Инфомат (информационный терминал) – общий вид.

Они представляют собой электронные терминалы, расположенные в местах предоставления государственных услуг. Инфомат дает возможность получить информацию об услуге, заполнить и распечатать бланки, записаться в очередь, оплатить пошлины и штрафы, а также сделать взнос в ряд благотворительных фондов.


Так, например, в республике Татарстан (https://uslugi.tatar.ru/infomats) с использованием инфоматов можно:

  • оплатить штрафы ГИБДД по номеру автомобиля и номеру техпаспорта;
  • подать заявление, оплатить пошлину, записаться на получение готовой выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
  • подать заявление на получение информации в Государственный кадастр недвижимости и узнать о статусе его готовности;
  • заполнить и распечатать заявление на получение загранпаспорта нового образца, оплатить пошлину и записаться на подачу заявления;
  • проверить наличие задолженности и оплатить налоги и внести дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;
  • оплатить услуги ЖКХ ряда управляющих компаний.

Ввод необходимой информации осуществляется с помощью удобной сенсорной панели (рис 4.5.), реагирующей на прикосновения.

Рис. 4.5. Сенсорная панель инфомата из МФЦ Воронежа

Некоторые модели инфоматов оснащены системой приема пластиковых карт, а также принтером и сканером, чтобы гражданин мог на месте распечатать бланк или создать электронную копию своей справки для немедленной отправки в нужное ведомство прямо с инфомата. Удобный интерфейс — большие кнопки, яркий экран, возможность связаться с оператором инфомата — облегчает доступ к госуслугам людям разного возраста и разного уровня компьютерной грамотности.

К сожалению, в настоящее время спрос на государственные услуги превышает предложение. Это привело к возникновению различного рода коммерческих структур, которые оказывают достаточно широкий спектр услуг, необходимых гражданам.

В этой связи интересным является опыт создания в Санкт-Петербурге Единого Центра Документов (http://www.7771000.ru/). В одном здании в течение относительно небольшого промежутка времени можно оформить паспорт или визу, получить медицинские и юридические услуги, помыть автомобиль, произвести сделку с недвижимостью и так далее (рис 4.6).

Рис. 4.6. Услуги, предоставляемые Единым центром документов в Санкт-Петербурге

Как правило, коммерческие услуги предоставляются значительно быстрее, чем государственные, поэтому пользуются спросом у части населения, ведущей активный образ жизни и не испытывающей материальных проблем.

* * *

Таким образом, многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, действующие по принципу «одного окна» обеспечивают качественно новый уровень предоставления государственных услуг, в том числе и в электронной форме.

Практика:

Упражнение 4.1

С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже перечня найдите в Интернете информацию о работе МФЦ вашего города, района или населенного пункта.
Какие государственные услуги можно получить в вашем МФЦ?
Устраивают ли вас место расположения и график работы вашего МФЦ?

Подсказка: рекомендуемые ИПС

Упражнение 4.2

Просмотрите видеоролик «В Краснодаре открылся новый МФЦ», (http://www.youtube.com/watch?v=LjBvTr2pphY).
За какими услугами вы обратились бы в МФЦ в первую очередь?
Как вы полагаете, какие услуги не должны предоставляться в МФЦ?