Детство. философский смысл

  • 30.11.2014


(Советская репортажная фотография) 

В 1979 году выдающиеся советские режиссеры Юрис Подниекс и Герц Франк сняли шедевр документального кино "На десять минут старше": в течение десяти минут камера неотрывно следила за лицом маленького зрителя в кукольном театре. На экране мальчик переживал столько эмоций, что на глазах зрителей превращался в новую личность. Посмотрите! Видео 6. Фильм "Старше на десять минут" (реж. Г. Франк, 1979).

Для нас обычно не замечать (и не понимать!) то, что мы видим каждый день. Привычка к феномену детства мешает схватить его  метафизический Метафизика (др.-греч. τα μετα τα φυσικά - то, что после физики) - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.    смысл, тем более, что монополию на исследование детства захватили педагоги, ориентированные в большинстве случаев позитивистски и прагматически. Обыденное обнаружение детства в бесчисленных проявлениях повседневности препятствует пониманию того, что осмысление его существенно не только для философии возраста, но для всякого миросозерцания,  -  вне зависимости от того, сознает это тот или иной философ, или нет. Детство, таким образом, нуждается именно в философском удивлении как в особом типеметафизического умственного напряжения.

Проблема детства как и всякий возраст вообще это проблема времени, и наоборот,  время в его существенном измерении становления вообще раскрывается с помощью метафоры детства. Подобно тому как старость  показывала нам изнутри идею исчезновения, так детство раскрывает нам  идею становления как единство бытия и ничто: «Истину как бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих, это единство есть  становление Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974, с.222. См.: http://lib.rus.ec/b/250306/read. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 1770 -1831) - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии. ». Детство - это начало, некий исходный период  времени человека, когда «всё в первый раз», подобно тому как старость, обсуждавшаяся в предыдущей теме, это финальный период человеческого возраста, когда «всё в последний раз».

Ребенок: диалектика принятости и непринятости


(А. Картье-Брессон. Мальчик с бутылками. 1954 г.) 

Мы уже говорили в теме 1, что ребенок является в этом мире как ещё чужой, он, если говорить в терминах мира необходимости, никому не нужен. «Равнодушная природа» холодно и случайно порождает новые человеческие существа и столь же холодно и случайно уничтожает их. Контрацептивы, аборты, смерть младенцев, ещё фактически не начавших жить человеческой жизнью – всё это обнаружение эксцессов возраста, когда возраст человеческого существа даже и не начинался.

Но кроме мира необходимости есть и собственно человеческий мир – мир милосердия, - мир свободы, подлинно социокультурный мир - собственно человеческий мир. Этот мир принимает каждого ребенка с распростертыми объятиями. Желанного ребенка ждут родители, ребенок придает смысл их жизни, - и не только для родителей, но и для бабушек и дедушек; зачастую для них дитя составляет центр мира, ради чего им «стоит жить».Видео 7

   

Страны гордятся высокой рождаемостью и печалятся, если попадают  в  ситуацию депопуляции. В случае катастрофы, когда, скажем, тонет корабль, в первую очередь спасают детей и женщин - как тех, кто лучше способен заботиться о детях, кто способен рожать детей в будущем. Словом, рождение каждого ребенка предстает в мире милосердия по модели рождения Христа. Всякий раз кажется, что появляющийся новый человек – это пришествие нового мира.

В балансе принятости и непринятости  возникает более или менее зыбкое ощущение безопасности ребенка, который пребывает со своими игрушками в своеобразном  «гомеостазе» (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὁμοιος — одинаковый, подобный и στάσις - стояние, неподвижность) - свойство биологических систем сохранять относительную динамическую устойчивость параметров состава и функций. Основой данной способности выступает умение биосистем противостоять возмущениям со стороны внешней среды за счет автономности и стабильности их внутренней организации.   . Регулируют гомеостаз ребенка обиды как свидетельство того, что гомеостазу что-то угрожает. Там где обида перешла меру и явилась в превращенной форме, нормальная реакция обиды переходит вкапризы.

Послушайте фрагмент книги.Аудио 3. Н. Г. Гарина-Михайловского, "Детство Тёмы",  гл. 1, "Неудачный день".

Детство как культивирование благоговения


(А. Картье-Брессон. Дети, смотрящие на машинки. 1956 г.)


(Репортажная фотография) 

Если формы социальной реальности в своих существенных  измерениях связаны с  ребенком, то естественно ожидать, что и сама социальная, как и историческая реальность  задается детством в некоторых кардинальных своих  моментах.

Во-первых, детством определяется идея вертикали и идея иерархии в строении социальной реальности. Детство – это всегда подчинение, причем плодоносное подчинение, образующее основание социального порядка. Культура подчинения, вырабатываемая в детстве, конституируемая социальным институтом детства  - лежит в основе всякой культуры вообще. Благоговение как фундаментальная базовая структура человеческого общежития формируется в рамках взаимоотношения детей и родителей.


(И. Н. Крамской. В. С. Соловьев. 1885 г.) 

Там где существует стабильное общество, там  налицо устойчивые иерархические вертикали, создающие скелет  социального порядка. В традиционном обществе существует фундаментальная параллель между детьми, рабами  и  домашними животными. Не следует в духе плоского морализирования  полагать, что будто бы эта параллель может «унизить» ребенка. Скорей, она позволяет  раскрытьсвященные основы всего многообразия   человеческой реальности в ее исторической  ретроспективе.

Именно потому,  что детство - это подчинение в высоком смысле этого слова, как подчинение гармонии высшего порядка, как благоговение и восхищение, именно поэтому детство это любовь. Ребенок окружен любовью, он сам излучает любовь, - проявляет начало любви в любом обществе. Ребенок  располагает к любви уже самим своим внешним видом.

Видео 8. Фрагмент из фильма "Человек идет за солнцем" (реж. М. Калик, 1961).

                                             

Переживание детства как любви принимает формы заботы и вины. Можно сказать, что над каждым ребенком витает комплекс вины, излучаемый окружающими его взрослыми. Поэтому преступления по отношению к детству выступают как наиболее чудовищные. Наиболее ярко выразил немыслимость преступления по отношению к ребенку Ф.М. Достоевский. В центре романа «Братья Карамазовы» лежит сюжет о том, как помещик затравил собаками мальчика, камнем зашибившего ногу собаке: «…ребеночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть... «Гони его!» командует генерал, «беги, беги!» кричат ему псари, мальчик бежит... «Ату его!» вопит генерал и бросает на него всю стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!..».

В этом важном для русской и мировой культуры образе переплетаются две вины – вина перед детьми и перед животными. Вообще внутренняя близость детей и животных существенна.

Итак, детство, говоря словами В.Соловьева, это единство жалости и благоговения. Культура подчинения, жалости и благоговения  есть результат длительной и сложной взаимной «притирки» культуры; такая культура подчинения и благоговения есть воистину национальное достояние.

Видео 9. Фрагмент из фильма «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (реж. Р.Быков, 1974)

Напротив, эпоха перемен во всех известных нам цивилизациях характеризуется радикальным превращением социальных вертикалей: "И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними" (Ис. 3; 4-5).

Новоевропейская цивилизация с ее культом  прогресса  и идеологемой освобождения имеет тенденцию всю себя мыслить как некоторую эпоху перемен, а потому социальные  вертикали постоянно оказываются под огнем дерзкого вопрошания. Это рождает сложное, неустойчивое, амбивалентное (двойственное) отношение к детству. Оно теряет под собой почву.  Танатическое  термин, используемый для обозначения влечения к смерти. В древней мифологии Танатос – это бог смерти.   равнодушие к ребенку рядится в одежды угождения его  дионисийским  Метафизика Метафизика (др.-греч. τα μετα τα φυσικά - то, что после физики) - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Гегель Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974, с.222. См.: http://lib.rus.ec/b/250306/read. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 1770 -1831) - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии. Гомеостаз Гомеостаз (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὁμοιος — одинаковый, подобный и στάσις - стояние, неподвижность) - свойство биологических систем сохранять относительную динамическую устойчивость параметров состава и функций. Основой данной способности выступает умение биосистем противостоять возмущениям со стороны внешней среды за счет автономности и стабильности их внутренней организации. Подробнее см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EC%E5%EE%F1%F2%E0%E7 Танатос Танатос, Фанатос, Танат, Фанат (греч. Thanatos – смерть) – термин, используемый для обозначения влечения к смерти. В древней мифологии Танатос – это бог смерти. Подробнее см.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1197/%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%A1 Дионис Аполлоническое и дионисийское - понятия, введенные Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Ницше в своем «Рождении трагедии из духа музыки» рассматривал драму Вагнера и античную трагедию как средоточие отдельных моментов аполлонического и дионисийского начал. Отражение аполлонического и дионисийского имеет место во всех видах и жанрах искусства, в них явлены два полюса многообразной человеческой культуры. Дионис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus) в древнегреческой мифологии - бог вина; у римлян Вакх (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus), в честь которого совершались оргии - вакханалии. Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος - лучезарный), напротив, представал как средоточие света и умеренности. Противоположность между этими двумя категориями обусловлена противоположностью между пластическим искусством образов и непластическим искусством музыки. Аполлон и Дионис - это разные миры: мир сновидения и мир опьянения. Аполлоническое начало - это чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога - творца образов; дионисийское - первобытный хаос и ужас, вакхический восторг, трепет опьянения и экстаза. Дионисийное начало - это содержание, из которого черпает творец, глубинные интуитивные прозрения бездн бытия.    прихотям.

Детство и творчество

Видео 10. Малыш читает стихи Р. Рождественского.

Послушайте фрагмент аудиокниги. Л. Н. Толстого "Отрочество". Аудио 4 

Прежде всего, применительно к детству существенна категория экзотики. Радикально другое предстает парадоксальным образом как подлинно свое. Моя частность, моя ограниченность предстают как окно к Абсолюту: рефлексия частного оказывается выходом к всеобщему. В этом суть метафоры, суть символа: дети – это метафора человеческого бытия. Культурологически  детство предстает как творчество, как производство нового, - новых идей. «Будем как дети» - это призыв к обществу двигаться вперед неизведанными путями.

Если творчество всегда есть единство и взаимные переходы новизны и значимости, то ребенок персонифицирует начало новизны, в то время как  система образования (см. следующий раздел) предстает как формализованная и устоявшаяся значимость. Ребенок всегда непосредственно близок творчеству. Не только взрослый учит  ребенка, но и ребенок учит взрослого, именно, - раскрывая дионисийное измерение мира, ребенок  учит взрослого творчеству. Дионисийные неповторимость, спонтанность, непосредственность  и оригинальность ребенка, с одной стороны,  раскрывается аполлоническими закономерностью,  необходимостью, стройностью, уравновешенностью и проверенностью  института образования, с другой.

Детство в этом смысле фундаментальная оппозиция цивилизации. Только в столкновении с плодоносным хаосом ребенка образование раскрывает в полной мере свое аполлоническое начало, опирающееся на всю историю культуры. Следовательно, постижение детства всегда оказывается  исследованием и испытанием творческого процесса в той форме, как он сложился  в данной культуре, - испытанием того, в какой мере эта культура способна дать ответ на вызов мира. Если данное общество характеризуется кризисом в образовании,  что характеризуется тем, что культура не в состоянии справиться  с ребенком, то перед нами грозный симптом того,  что эти культура и цивилизация могут не справиться и с другими внешними вызовами.

Ребенок и социальный институт образования


(Советская репортажная фотография)

Видео 11. Фрагмент из фильма "Доживем до понедельника" (реж. С. Ростоцкий, 1968).

Чтобы понять ребенка, необходимо понять социальный институт образования и наоборот – чтобы осмыслить что такое образование в обществе, даже если это  образование взрослых, надо объяснить ребенка.

Ребенок особенно «чувствителен», - особенно способен к усвоению новых знаний. Здесь работает механизм  «импринтинга» Импринтинг (англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать), формирование устойчивых следов в психике после однократного переживания. Образуются столь прочные условно рефлекторные связи, которые могут сохраняться на всю жизнь влияя на предпочтения и поведение человека. Импринтинг осуществляется только в строго определенном периоде жизни (детском и отчасти – в подростковом возрасте), а его последствия чаще необратимы.   . Импринтинг – первоначальное, непроизвольное впечатывание знаний в память ребенка.  Импринтинг представляет собой особую зону усвоения знания - между наследственностью, с одной стороны, и рациональным логическим усвоением знания, с другой. Бесконечное многообразие усвояемого ребенком опыта, далеко выходящее за пределы только формального образования, которое дается в школе, схватывается ребенком именно в процессах импринтинга. В частности, первый сексуальный опыт (уже не в детстве) также усваивается по законам импринтинга.


(Советская репортажная фотография) 

Школьное образование чрезвычайно существенно именно потому, что оно соединяет импринтинговые формы освоения знаний, навыков, мотиваций с рациональными формами их освоения.

В нашу эпоху, когда столь высоко ценятся естествознание и техника, иногда представляется, что главным социальным институтом  является наука. Но на самом деле, главным, определяющим всю культуру в любом цивилизованном обществе  от древних цивилизаций и до наших дней является не научная деятельность по производству новых научных знаний, а образование, распространение уже известного знания, освоение уже наличного багажа знаний всё новыми и новыми поколениями. Социальный институт науки по сравнению с социальным институтом образования занимает менее значительное место даже и в новоевропейской цивилизации, где наука представляется стержнем всех других социокультурных институтов. Социальный институт науки и в формах своего функционирования и развития существенным образом зависит от тех способов, приемов и методов трансляции знания, которые имеются  в данной  цивилизации.

У социокультурного феномена образования есть два мифологических «патрона», покровителя:

1. Прометей, который дает инструкции. К примеру, «стиральную машину надо включать так…». Прометей научил людей добывать и использовать огонь, за что и был наказан богами на вечные муки.


(Генрих Фридрих Фюгер. Прометей несёт людям огонь. 1817 г.)

2. Гермес представляет собой принципиально другой прием научения. Он никогда не дает прямых определений. Он всё время как будто насмехается над учеником, да  и над самим собой. Он не дает прямых ответов, а, скорей, ставит вопросы и – учит ставить вопросы.


(Статуя Гермеса «Logios Hermes». II век) 

Дом ребенка


(Советская репортажная фотография)

Детство  - это не только проблема  времени, но и проблема пространства в частности, - проблема  Дома ребенка Проблема взаимоотношения возраста и структуры пространства будет обобщенно рассмотрена далее в теме 7: «Время жизни человека в пространственной проекции. Океан – Остров – Дом».   . Ребенка вне такой структурной  единицы как Дом не понять. Ребенок живет в особом  антропологическом пространстве. Детство - это Дом по преимуществу. Детство протекает  дома. Ребенок со  соз Дом - как юбка матери - убежище ребенка

Не только Дом  формирует ребенка, но и ребенок формирует Дом. Дом созидается, творится ребенком. Там, где нет детей, Дом не только холоден и пуст, но там Дома просто нет. Различные формы  социального пространства (дом, храм, рынок, город, курортная зона, производство, театр и театр военных действий) все они существуют в предположении  ребенка, или в его отрицании. И это предположение есть мера гуманизации социального пространства.

Выводы

Итак, детство, осмысляясь в философском плане, что связано, естественно, и с другими аспектами его понимания, - дидактическим, культурологическим, психологическим или ином смысле, - имеет кардинальный методологический смысл, раскрывая  идеи времени, пространства, становления, творчества и любви.

Вопросы для самопроверки

1. Считаете ли Вы свое детство интересным периодом Вашей жизни? Если «да» или «нет», то почему?

2. Какая книга или кинофильм о детстве Вам представляется наиболее интересным и произвели на Вас наибольшее впечатление?

3. Вы предпочитаете, чтобы Вашим учителем был Прометей или Гермес?

Дополнительные иллюстрации

1. «Письма к сыну» лорда Честерфилда.

2. М. Горький Мать. Аудиокнига. Выдержки

3. Анастасия Цветаева. Воспоминания. Часть 1. Детство.

4. Марк Твен Принц и нищий. Аудиокнига.