Возраст как время человеческой жизни

  • 30.11.2014

 

Проблема возраста, если помыслить её философски, это не что иное как вопрос о времени, поставленный перед человеком в практической плоскости его собственной неповторимой жизни.

Почему возраст столь важен для каждого человека? - Говоря о возрасте человека, я говорю о самом важном в человеческой индивидуальности. Дело в том, что он задевает некоторые глубинные основания нашей жизни, - он так же неповторим и индивидуален, как индивидуальна каждая человеческая жизнь. Ясно, скажем, что «сорок лет» одного человека не равны «сорока годам» другого человека.

Возраст в обыденном сознании выражается, прежде всего, количественно, но это неточная, обедненная характеристика. Возраст, сведенный только к цифре, выражающей прожитые годы, то есть – только к количественному измерению – это плоская абстракция бесконечно многообразного процесса жизни. Конечно, эта абстракция необходима  для познания человека вообще и познания человеком самого себя, но ни жизнь человека, ни его возраст ею не исчерпываются. Чтобы конкретизировать тему индивидуальности возраста, не сводимой только к количественной характеристике прожитых лет, обратимся не к тому, как считаетсявозраст, а к тому как он переживается, - или к его  экзистенциальной это то, что относится к существованию как таковому (Dasein – по-немецки) в его фактичности. – Вот я живу во всей неповторимости своей жизни, где будни чередуются с праздниками, периоды радости сменяются уныньем, - успехи сменяются неудачами, где неудобная обувь, как это ни прискорбно, соседствует на равных (что особенно обидно!) с возвышенными философскими прозрениями. Всё это, взятое синкретично, в единстве и нерасторжимости и дает экзистенцию как моё существование.  характеристике. Человеческий возраст – это феноменмеры, как единства количества (прожитых лет) и качества (неповторимой индивидуальности жизни).

Человек – конечное существо. Глубинный экзистенциальный смысл концепта возраста (идеи возраста, понятия возраста) именно в конечности человеческого бытия, смысл человеческого возраста в его ограниченности, конечности, в конце концов – в смертности каждого человеческого существа. Человек рождается, в сущностном плане как бы «из ничего», и онсмертен, - уходит в небытие. Сама же его  жизнь между рождением и смертью – это как скольжение на волне в серфинге. 
Видео 1

Конечно, возрасты взаимосвязаны, «поддерживают» или отрицают друг друга. Но каждый возраст (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) не являются только средствами и обязательно имеют ценность в самих себе. Каждый возраст самоцелен и самоценен.  Нельзя считать, что детство это всего лишь некая «вспомогательная конструкция», - строительные леса, с помощью которых можно выстроить «хорошую»  или «плохую» взрослость. Или, далее, – взрослость не есть всего лишь «средство» для достойной старости.

Итак, возраст есть изнутри, экзистенциально переживаемое нами время бытия, которое представляет собой самоценность.

 Возраст и страх

Возраст – это проблема жизни с точки зрения одной из самых всепоглощающих эмоциональных составляющих человеческого бытия – с  точки зрениячувства страха. Каждый возраст обладает своим специфическим страхом. Далее мы сможем обратиться чуть более подробно к страху старика, что конституирует этот возраст (См. тему 2).

Однако, страшно не только то, что ты умрешь? - и, стало быть, вся жизнь может быть рассмотрена как ожидание смерти. Страшно  и то, что, рождаясь на этот свет, ты вынужден всё начинать сначала.  Ты являешься в мир помимо своей воли, хотя бы потому, что у тебя как новорожденного воли ещё нет. Фактически, ты обнаруживаешь себя в уже существующем  мире радикально неподготовленным к нему, - как незваный гость. Мы увидим далее более подробно, что трагедия старика в том, что он уже чужой в этом мире, а глубинная, может быть, скрытая от него самого, трагедия ребенка (хотя ребенок не может выразить эту свою трагедию, или даже в полной мере осознать и пережить её), что он  в этом мире ещё чужой. Этот равнодушный мир «не хочет» его принимать. Мир не звал и не ждал его. Ребенок ничего не знает об этом мире, он ещё никак не обозначил свое бытие в нем. Переживание ребёнка – зачем я появился в этом мире. Оно, по сути, имеет отношение не только к детству и выражено А.С. Пушкиным в одном из самых трагических его произведений:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана,
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь обречена…

Жизнь человека – постоянное преодоление страха. Универсальный способ справиться со страхом – это некоторый «запас прочности» нашего бытия, готовность ко всему, что бы ни случилось, - некоторый его жизненный потенциал в самом широком смысле слова. Поэтому проблема возраста – это, по сути,  проблема потенциала, его накопления и растраты. Вопрос первой половины жизни, не столько ребенка, сколько подростка, молодого человека и ранней взрослости – это вопрос способностей, задатков, дарований, которые также есть проблема человеческого потенциала. Обладаю ли я дарованиями, задатками? Предопределил ли Бог мое назначение, моё  Beruf Der Beruf (нем.) – профессия и одновременно призвание (от нем. rufen – звать). Важный термин в работе немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920) «Протестантская этика и дух капитализма», в которой показано, что становление капитализма в Западной Европе было тесно связано с протестантской трудовой этикой, в которой «трудиться – значит молиться» и где истовый, тщательный труд в этом мире рассматривается как угодный Богу. См.: http://www.koob.ru/weber/protestantskaya_etika; 21.09.11, где есть возможность прочитать указанную работу.    Молодой человек в постоянных сомнениях, подчас мучительно, решает для себя и хочет продемонстрировать другим, что он действительно обладает задатками, - что он талантлив, может быть, даже, в потенции, -  гениален. Такая постановка вопроса в новоевропейской цивилизации по сути близка вопросу, формулируемому  в традиционных цивилизациях: призван ли я Богом?

Очевидным образом жизненный потенциал, как мы увидим в дальнейшем,  особенно важен в старости. Настоящий старик должен быть - хотя бы! - богат деньгами. Это некоторое (конечно же, весьма косвенное!) свидетельство, что он в мире что-то значит, - имеет какое-то право на существование, - он что-то совершил достойное. Или – старик обладает заслугами, потенциалом влияния, мол, он «не зря прожил свою жизнь», с ним считаются, к его словам прислушиваются, он заслужил авторитет потому что изменил этот мир, и мир после прожитой стариком жизни стал лучше.

Таковы самые первые наметки переживания возраста, показывающие важность этой характеристики для человека. Чтобы более основательно осмыслить наше переживание возраста, необходимо внимательным образом осмыслить, что такое в философском плане время вообще, и как время связано с возрастом человека.

Смысл возраста:  мера человеческой  жизни

Время это форма бытия.  В отличие от пространства,  время это не экстенсивная, а интенсивная форма бытия. - Что это означает? Пространство в самом абстрактном плане есть особое отношение, где постулируется, предполагается расположение одного рядом с другим, -подле другого. Время же, напротив, это такое отношение, где предполагается, постулируется  последовательность одногопосле другого. Каждая соседняя точка в пространстве не уничтожает другие точки, между тем как каждый следующий момент времени упраздняет предыдущий, чтобы и самому быть в свою очередь уничтоженным.

Следовательно, особенности такой формы бытия как время, сказываются и на возрасте. Возраст как время человеческого бытия представляет собой интенсивную форму жизни человека, которая переживается как особенно напряженная. Ведь множественность отдельных моментов (периодов, этапов, ступеней) человеческой жизни неодолимо исчезает, и её никак нельзя удержать. Юность безвозвратно уходит, сменяясь зрелостью, а зрелость необратимо и неодолимо сменяется старостью… Философия возраста или – времени человеческой жизни  исследует, как один эпизод, одно событие, одно время, один период, один этап невозвратно сменяются другими эпизодом, событием, временем, периодом, этапом.

Человеческий возраст и возраст исторической общности

Человеческое время (т. е. как раз возраст- форма бытия человеческого индивида), с одной стороны, и время общности того или иного масштаба, скажем, семьи, коллектива, этноса, с другой, взаимодействуют. Человеческий  возраст задает модели времени той или  иной общности, даже времени существования всего человечества во Вселенной; возраст индивида дает времени всего человечества действительность непосредственного переживания. И напротив, время той общности в которую включен индивидуальный возраст человека, существенным образом воздействует на него. Проследим, как в связи с историческим временем меняются концепции человеческого времени или – возраста человека.

Ритмы истории – ритмы человеческого возраста. Поколения

Историческое время протекает ритмически, где моменты величайшего напряжения (скажем, войны, революции, социальные катастрофы) сменяются известным расслаблением истории. Акценты, задающие напряжение в историческом развитии, это чрезвычайные моменты,  кайросы Кайрос (др.-греч. К????? – данное время) - древнегреческий бог счастливого мгновения. У древних греков было два концепта времени, персонифицированных, олицетворенных как боги. Хронос - Бог прошедшего и все пожирающего; Кайрос - бог неуловимого мига удачи. Он появляется неожиданно, и поэтому на его помощь трудно рассчитывать. Кайрос указывает на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, если хочешь добиться успеха. Этот бог изображался с большим чубом, за который можно было ухватить подвижного, ускользающего крылатого Кайроса. В руках у Кайроса весы: символ справедливости судьбы, посылающей успех тем, кто его достоин. Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос - это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. В философии: особое и обычно краткое по протяженности время, выделяющееся из потока космического и исторического времени высшим духовным значением происходящих в нем событий. По Н.Бердяеву, это «как бы вторжение вечности во время, прерывность в космическом и историческом времени, пополнение и исполнение времени». В дальнейшем изложении мы ещё вернемся к этому термину и раскроем его подробнее. Пауль Йоханнес Тиллих (1886-1965) - немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии, широко использовавший понятие кайроса. Ср.: «Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический, творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не требуется во всякое время» (Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. с. 217). Понятие кайроса применительно к человеческой жизни будет более подробно прояснено в лекции «Отрочество». (П. Тиллих). В противоположность кайросу следует обозначить состояние, которое можно метафорически назватьисторической дремотой, сном истории. Сон истории - это период, когда, как кажется, ничего не происходит.

Историческое развитие во времени предстает как чередование кайросов и дремоты. Это и есть в самых общих чертах ритм истории. Жизнь человека, - драма проживания им своего возраста – так же ритмичны как и проживание общностью своей истории:  некоторые  чрезвычайные напряжения, когда человек «всецело присутствует», сменяются спокойными, созерцательными периодами. Ритм биографии необходим, поэтому мы сталкиваемся также с некоторой внешней ритмизированностью человеческого бытия,  скажем, ежегодное празднование дней рождения, или отмечание памятных дат, юбилеев. Этот ритм, привносимый культурой, обычаем, традицией в непрерывное течение человеческого возраста, позволяет выстроить особую композицию движения по возрастам, - организовать время человеческой жизни как своего рода драматургическое произведение.

Проживание человеком своего возраста зависит от того, попадает ли его время на момент чрезвычайного напряжения в истории, кайроса, или, напротив, ему выпало жить в эпоху исторической дремоты. Не случайно, в современном кинематографе сформировался специфический жанр – фильмы-катастрофы, которые показывают поведение людей в чрезвычайных обстоятельствах конца света, стихийного бедствия,  техногенной катастрофы Катастрофа природно-техногенная - разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.   .

Связь человеческого возраста с историческими событиями создаетпоколения. Скажем, в русском XIX веке мы знаем поколение декабристов, поколение «шестидесятников». В советском XX веке отчетливо выделяется поколение тех, кто так или иначе участвовал в Великой Отечественной войне, - поколение «шестидесятников», то есть тех, кто был воспитан на идеях «оттепели» и ХХ съезда КПСС. Каждый без труда укажет и на другие поколения, которые сыграли ту или иную роль в российской, советской или постсоветской истории.Однако для понимания возраста необходимо указать и более общие установки, которые существуют в человеческом сознании.

Две концепции исторического времени – две концепции человеческого возраста

Существует по крайней мере две концепции возраста человека, которые связаны с базовыми представлениями об историческом  времени. Эти две концепции возраста взаимодополнительны, или, как говорят, - комплементарны, отражают с разных сторон разные стороны возрастного измерения человеческой жизни.

Первая концепция понимания историисостоит в том, что мир вечен и время бесконечно.  Конкретным воплощением этой концепции времени предстает так называемое вечное возвращение. Индуистская традиция, например, выделяетчетыре века (юги), которые сменяют друг друга, причем после четвертой юги, кали-юги, где мы сейчас живем, должна снова наступить первая юга. Гесиод также выделяет четыре века: золотой, серебряный, бронзовый, железный. Затем - вселенская катастрофа и… всё сначала. Демиург, бог не первого ряда богов, творец с оттенком «халтурщик», преобразует хаос в космос, потом забывает о созданной им космической упорядоченности. Между тем божественный порядок «вытекает», «выветривается» из мира, который снова превращается в хаос. Тогда демиург спохватывается, снова вдыхает в мир божественное начало, и он снова становится космосом. И так – бесконечно.  С той же необходимостью, с какой природа когда-то устранит мыслящий дух на Земле, она его породит где-то во Вселенной снова, говорил Ф. Энгельс, также принимая (бессознательно!)   концепцию вечного возвращения.

Такой концепции исторического времени в философии возраста соответствует идеяметемпсихоза: душа человека снова и снова возрождается после смерти, проживая всё новые и новые жизни, и так – без конца, если не предпринять особые усилия для того, чтобы выйти из колеса  Сансары Дхармачакра («колесо дхармы», «колесо закона») - в буддизме символ дхармы, учения Будды о пути к просвещению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами. ,  вечной череды новых рождений Реинкарнация (греч. ?? - снова» + греч. ????????? - воплощение), метемпсихоз (греч. ???????????? - переселение душ) - группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое.   .

Колесо Сансары. Тибетский монастырь
(Колесо Сансары. Тибетский монастырь)

Вторая концепция понимания историиможет быть названа библейской, поскольку она последовательно проведена в Библии. В ней постулируются абсолютное начало мира, связанное с «творением мира из ничего», и неизбежность его абсолютного конца.

А. Дюрер. Апокалипсис. 1498 г.
(А. Дюрер. Апокалипсис. 1498 г.) 

Причем последнее событие однократно и непоправимо. Не мыслится возможности никакого нового порождения. Мир закончится абсолютно.

Из этой второй концепции следует постоянное и напряженное ожидание человеком своего конца, т.е. непоправимой смерти. Соответственно, и возраст человека понимается таким образом, что если после смерти и возможна иная жизнь человеческой бессмертной души (скажем, «блаженство» в раю или «вечные муки» в аду), то это будут совершенно, качественно иные формы существования, которые никак не могут быть даже сопоставлены с земной жизнью и к которым никак нельзя отнести понятие возраста. Загробная жизнь, попросту говоря, принципиально «не имеет возраста», как,  скажем, электроны и протоны принципиально не могут иметь  вкуса и запаха.

Соответственно, и возраст человека после смерти теряет смысл. Жизнь человеческая  заканчивается абсолютно так же, как она абсолютно не была до рождения. Для человека новоевропейской цивилизации остается слабое утешение, что человек оставит какие-то положительные, «нетленные» следы в культуре, но и они, увы,  не вечны:

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

(Г. Державин)

Неизбежность смертности свидетельствует о том, что нам хотелось бы представить своё время, прежде всего, как циклическое время. Да, пусть мы умрем, но наши дети, внуки снова и снова повторят тот цикл, который проделали в своё время мы, а до нас – наши отцы и деды. Циклы поколений складываются в линейное время истории социума, цивилизации, - линейное время, которое в другом масштабе само оказывается циклическим, включенным в другое, на первый взгляд, линейное, но также циклическое время.

В циклическом времени возраста нам  непосредственно даны  дионисийные Аполлоническое и дионисийское - понятия, введенные Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Ницше в своем «Рождении трагедии из духа музыки» рассматривал драму Вагнера и античную трагедию как средоточие отдельных моментов аполлонического и дионисийского начал. Отражение аполлонического и дионисийского имеет место во всех видах и жанрах искусства, в них явлены два полюса многообразной человеческой культуры. Дионис (др.-греч. ????????, ????????, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus) в древнегреческой мифологии - бог вина; у римлян Вакх (др.-греч. ??????, лат. Bacchus), в честь которого совершались оргии - вакханалии. Аполлон (др.-греч. ???????), Феб (др.-греч. ?????? - лучезарный), напротив, представал как средоточие света и умеренности. Противоположность между этими двумя категориями обусловлена противоположностью между пластическим искусством образов и непластическим искусством музыки. Аполлон и Дионис - это разные миры: мир сновидения и мир опьянения.    стихии, которые предстают, прежде всего, как фатальность рождения и фатальность смерти. Линейное время социума, выступающее как горизонт циклического времени отдельной человеческой судьбы,  мнится не дионисийным, а  аполлоническим. Аполлоническое начало - это чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога - творца образов; дионисийское - первобытный хаос и ужас, вакхический восторг, трепет опьянения и экстаза.    Оно мыслится как беспредельное восхождение, как фундаментальная вертикаль, как порыв и прорыв в сферу трансцендентного, как спасение.

Именно линейное время задает горизонт смысла жизни, выходящий за границы индивидуального принципиально циклического бытия. Даже если «Бога нет», то бессмертие культуры задает нам  иллюзорную надежду на бессмертие. Вопреки выше приведенным трагическим  словам умирающего Державина Пушкин с надеждой восклицает:

Весь я не умру
Душа в заветной лире
Мой прах переживет
И тленья избежит…

Идея бессмертия души, входящей в сферу разума, по Канту, (наряду с бытием Бога и целостностью мира) построена на идее линейного времени, которое через свою беспредельность вообще выходит за рамки времени, становится по ту сторону времени вообще.

 Значит, в проблему возраста обязательно входит момент  не только  смерти, но и бессмертия. Последнее моделируется линейным временем, уходящим в беспредельность и снимающим время вообще.

Путь к бессмертию особенно в новоевропейской цивилизации предстает как  объективация Объективация – воплощение в чем-то объективном, доступном восприятию. Скажем, объективация художественного замысла.   ,  опредмечивание Опредмечивание и распредмечивание - категории немецкой классической философии, получившие широкое распространение благодаря марксистским интерпретациям. Эти категории выражают противоположности в человеческой предметной деятельности. Опредмечивание — это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом» Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта: изменяя мир, человек изменяет самого себя, Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в процессе непрерывного воспроизведения его и созидания человеческой деятельностью.   ,  материализация Материализация - воплощение, облечение чего-нибудь в материальные, осязательные формы.    и т.п. Мир вещной объективности предстает как соломинка, за которую цепляется смертный человек, чтобы в той или иной мере достичь бессмертия. Это связывает тему возраста с проблемой авторствования.Авторствование через объективацию есть способ, конечно же - иллюзорный, но, тем не менее, неизменно порождающий надежды, на пути к бессмертию.

Таким образом, возраст человека задан в разломе между циклическим и линейным временем, аналогично тому как возраст существует в разломе между биологическим и социокультурным временем. В преодолении возраста нами руководит безумная надежда выйти из циклического времени в линейное - в надежде на «жизнь вечную».

 Возраст как символ. Что значит быть «современным»?

Возраст интересен не только сам по себе, но и как  знак, как символ  человеческой самореализации. Возрасту могут быть приписаны различные смыслы. Каждый, вероятно, наблюдал явление, так сказать, «возрастной озабоченности», к примеру — восклицания типа: «Мне уже 20 лет, а я еще ничего не совершил!» или «Мне уже 25, а я еще не замужем!». Молодящийся старец, как, скажем, у Т. Манна в «Смерти в Венеции»; зрелая дама, желающая выглядеть юной, или, напротив, двенадцатилетняя девочка, которая использует все возможности косметики, чтобы смотреться на восемнадцать…

Советская репортажная фотография
(Советская репортажная фотография)

 

Обложка журнала American
(Обложка журнала American)


(МС Вспышкин)

В приведенных примерах возраст выступает как основание для связи себя с той или иной общностью.

Человеку, живущему в Новоевропейской цивилизации, такой символизм возраста предстает как  определенный синдром современности. Для него весьма существенно понимание исторического времени как современности, что тесно связано со специфическим видением возраста человека на нынешнем этапе цивилизации.

Что такое современность? Это понятие не было столь актуальным в традиционных и в древних обществах. Оно появилось в условиях господства идеи прогресса. Современность это становящееся, происходящее, момент изменения, движения в историческом бытии. Последнее обнаруживает себя в современности через социальную действительность, созидаемую людьми. Или, иными словами: современность — это момент бытия, который поддается сознательному изменению. Современность это то, что «поправимо», то, что «можно сделать лучше». Именно момент поступательного, прогрессивного развития общества существенен для понимания современности как ценности. Соответственно, «современен» тот человек, который своей свободной волей воздействует на историю. Единение индивидуального возраста и возраста прогрессирующей общности, скажем, страны или всех «промышленно развитых стран» отвечает на вопрос, что значит  «быть современным», идти в ногу со временем, или отставать от времени, «быть несовременным».

Человек, который «является современным», понимает современность. Ему нравится всё новое, отвечающее настоящему моменту. Он сегодня, к примеру, в постсоветской России осваивает компьютер, мобильный телефон, английский, Интернет, и это наполняет его  гордостью за себя, что он «идет в ногу со временем».

 

Стив Джобс, основатель компании «Эппл»
(Стив Джобс, основатель компании «Эппл»)


(Диджей в ночном клубе)

Такой человек, как ему кажется, способен вмешаться в реальность и способен изменить её. Если говорить более конкретно, то современность зависит от «длины воли», связывающей поколения.   «Длинная воля» «Длинная воля» - термин Ф. Ницше.   той или иной общности (скажем, нации, класса, властвующей или интеллектуальной элиты) предполагает, к примеру, что ценности и цели дедов воплощаются не только самими дедами и отцами, но и внуками.  «Короткая воля»  См.: Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., Вагриус, 1997. См. также: http://www.gaidar.org/; 21.09.11. Камов Б. Аркадий Гайдар. Биография, Л., 1963; Его же. Партизанской тропой Гайдара, М., 1968. Жизнь и творчество Гайдара. Сб. ст. о Гайдаре, 3 изд., М., 1964.   обнаруживается, например, тогда, когда внук с не меньшим энтузиазмом разрушает то, что так деятельно строил дед. Чем воля «длинней», тем больше, протяженней, «просторней» современность, тем больше свобода. «Размер» современности — это мера социальной свободы, в том числе, - и свободы человеческой жизни. Причастность человека к современности («быть современным»), таким образом – это господство социокультурного  времени над биологическим временем. В этом господстве человек переживает свою свободу.

 Выводы

Что же такое возраст? Это, прежде всего, количественное измерение человеческой жизни числом прожитых лет. Возраст постоянно напоминает нам о смерти, а потому с переживанием своего возраста явно или скрыто связан экзистенциальный страх.

Человек живет одновременно в двух возрастах: социокультурном и биологическом. Социокультурный возраст человека связывает его с временем жизни общностей, в которых он существует, а биологический возраст определяет привязанность человека к циклу его биологического проживания. Связь возраста человека с временем жизни той или иной общности дает нам понятие поколения. Переживая себя как принадлежащие к поколениям, мы утверждаемся в своем единстве с обществом и создаем условия возможности преодоления («снятия») своего биологического возраста.

 Вопросы для самопроверки

1. Что такое поколение?

2. Какую роль играет переживание страха в осмыслении своего возраста?

3. В каком смысле можно говорить о «возрасте» человеческой общности или объединения, скажем, нации, класса, страны?