Общее определение религии. Социальные формы религии. Религия – установившаяся система мировоззрения, основанного на определённых верованиях в божественное, обоснованных догмами и поддерживаемых ритуалами. Религия как социальный институт существует в трёх основных формах: церковь, деноминация и секта. Церковь понимается как традиционное религиозное массовое объединение народа, традиционно проживающего на определённой территории. Это устоявшиеся нормы вероисповедования, закреплённые вековыми традициями. Деноминация – это обновление традиционной церкви, сначала реформаторское, революционное, а затем, как правило, вновь обретающее формы традиционной церкви. Таким примером может считаться протестантизм, основателем которого стал Мартин Лютер, выступивший против традиций католической церкви, но при этом стремившийся обосновать и защитить своё понимание христианства. Изначально реформаторское движение, повлекшее за собой определённые социальные потрясения, лютеранство и протестантизм в целом к настоящему моменту обрели все признаки традиционной церкви. Секта – это такая форма религиозного взаимодействия, которая предполагает отчуждение личности во всех социальных сферах: прежде всего, отрыв человека от собственной идентичности – характера, семьи, прежних устойчивых социальных связей, в том числе прежних форм религиозности, часто от собственности и своих экономических стратегий и интересов. Секта, как правило, ссылается на сюжеты традиционных религий, но при этом утверждает, что откроет адептам истину древних учений, которую «скрывает» традиционная церковь. Часто деятельность сект связана с нарушением норм уголовного и административного права, а иногда напрямую носит экстремистский и террористический характер, поэтому антиобщественные аспекты деятельности сект, как правило, пресекаются государством как социальным институтом. Секты имеют недолгий хронологический период существования, поэтому культ как основа культуры рассматривается на примере традиционных религиозных объединений (церквей).
Виды религий. Религии по признаку принятого догматикой количества богов можно классифицировать как политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие). Политеистический характер веры характерен для первобытных (примитивных) и древних религий. Для первобытных (примитивных) религий характерно одушевление сил природы, приписывание им осмысленности и магических свойств. Этому феномену соответствуют такие формы религиозного мировоззрения, как анимизм, тотемизм и фетишизм. Анимизм убеждён в одушевлённости всех объектов, с которыми взаимодействует человек, предполагает соответствующее «ритуальное» взаимодействие с психической, а не только физической составляющей предметного и природного мира. Фетишизм предполагает культ неодушевлённых вещей, поклонение им, вера в то, что ритуальные предметы могут оказывать существенное воздействие на судьбы человека и мира, если им правильно «служить» и «поклоняться». Вера в колдовство, магию и магические действия сродни этим формам религиозного мировоззрения. Тотемизм – это вера в религиозное единство группы людей (обычно рода) и тотема, символического предка, которым чаще всего признаётся растение или животное. Анималистические признаки, части облика различных животных, присутствуют и в древних политеистических религиях, например, в древнеегипетских верованиях. Многобожие предполагает, что все явления природы и социальной жизни имеют своих божественных покровителей. Примерами политеистических религий были древнеегипетские религиозные представления и античный пантеон богов.
Мифы и легенды Древней Греции содержат космогонию (учение о происхождении мира), отражают все стороны человеческой жизнедеятельности и олицетворяют силы природы. Для мифологического сознания характерен синкретизм, то есть слитность природного и неприродного, физического и метафизического. Боги и титаны участвуют в сотворении и развитии мира (Гея, Уран, титаны Океан, Кронос), обитают на горе Олимп во главе с Зевсом и его женой Герой, олицетворяют человеческие чувства и потребности (богиня любви Афродита), покровительствуют занятиям (Аполлон и 9 муз – искусству, ремёслам – Гефест, войне – Арес, охоте – Артемида, виноделию и мистериям – Дионис, загробному царству – Аид, морю – Посейдон, земледелию и урожаю – Деметра, подвижности и лукавству – Гермес и т.д.). Неразделённость представлений о физическом и метафизическом, характерная для мифологического сознания, отражают мифы о том, как Боги взаимодействуют с людьми, испытывают человеческие страсти, и от союзов богов и людей рождаются герои, например, Геракл.
Следующий этап развития религиозных представлений о мире – появление единобожия, то есть монотеистических религий. Попытку ввести поклонение единому богу предпринял египетский фараон Аменхотеп IV, взявший имя Эхнатон и проведший религиозную реформу, которая предполагала, что надо поклоняться не множеству богов, а одному – солнечному диску Атону. Однако, после его правления древние египтяне опять обратились к своим традиционным верованиям с понятными им представлениями о смысле жизни и смерти, соответствующими богами и ритуалами. Можно сказать, что эта монотеистическая реформа была деноминацией, не получившей своего развития. Первой устойчивой монотеистической религией стал иудаизм, национальная религия еврейского народа. Таким образом, первая классификация религий, проявившаяся в ходе исторического развития – это политеистические и монотеистические религии.
Следующий вид классификации религий мы можем определить по характеру распространения. Если приверженцами религии могут быть представители только определённой национальности, то это национальная религия. Примерами национальный религий являются иудаизм и индуизм. Индуизм обосновывает также кастовую систему индийского общества, которая просуществовала около трёх тысяч лет. Если религия может распространяться на все народы и социальные страты, то это мировая религия. Примерами мировых религий являются буддизм, христианство и ислам. В каждой из этих религий есть свои ответвления, связанные с местной спецификой исповедующих их народов. Есть пример, когда разные по теологической направленности религии имеют общий догматический источник – например, основу священных текстов иудаизма, христианства и ислама составляет одна и та же книга, Ветхий Завет, ставший основой для дальнейшего изучения и почитания в этих религиях таких священных текстов, как Тора, Библия и Коран. Религии «Книги» называются авраамическими. Таким образом, в мире было и есть многообразие религий, каждая из которых, независимо от национального или мирового характера распространения, является неотъемлемой частью конкретной культуры конкретного народа. Религия также может выступать знаковым аспектом межкультурных коммуникаций.
Роль религий в межкультурных коммуникациях. В системном подходе в изучении культуры рассматриваются три типа межкультурных коммуникаций: аккомодация, аккультурация и ассимиляция. Эти типы коммуникаций могут происходить в разных формах, от межкультурного конфликта до сотрудничества, и каждый вид коммуникации предполагает определённый межкультурный процесс. Аккомодация означает приспособление одной культуры к другой без особого взаимного влияния. Например, земледельцы и скотоводы сосуществуют рядом, договорившись об определённом режиме использования земель под посевы или выпас. Одна культура так и остаётся земледельческой, а другая скотоводческой, продолжая придерживаться своего образа жизни и типа хозяйствования. Так и религии могут существовать друг рядом с другом, не подвергаясь существенному взаимному влиянию. Аккультурация предполагает заимствование материальных аспектов культуры в хозяйственной, бытовой сфере или в сфере искусства. Примером межрелигиозной аккультурации могут служить общие бытовые обычаи и праздники у представителей разных религий. Ассимиляция – это процесс поглощения одной культуры другой, и он может происходить по языковому признаку, по религиозному принципу или в процессе генетического слияния народов со смешением норм и традиций. Примером религиозной ассимиляции была история взаимодействия древнегреческой и древнеримской культур. Когда древнеримские легионы в I веке до н.э. завоевали Восточное Средиземноморье, римляне усвоили древнегреческую политеистическую религию, и древнегреческие боги с другими, римскими именами, продолжали быть покровителями тех же природных стихий и социальных явлений, что и в греческой мифологии, «перейдя» в древнеримский пантеон богов. При этом не было ассимиляции по языковому признаку, то есть какого-то слияния древнегреческого языка и латыни содержательно или в системе письменности, или значительного смешения древнегреческого и римского народов. Нельзя забывать об идеологической роли религии, которая традиционно способствует обоснованию легитимности власти, и в том числе поэтому играет определённую роль в процессе культурной ассимиляции.
Таким образом, культ как основа культуры способствует формированию обычаев и традиций народа, стимулирует создание материальной культуры и искусства, часто влияет на формирование национального языка, а также участвует в процессе межкультурных коммуникаций.
Религии, традиционно исповедуемые на территории России. Традиционные религии, в течение столетий исповедуемые на территории России, это, в алфавитном порядке: буддизм, ислам, иудаизм и христианство.
Буддизм — традиционная религия, возникшая на северо-востоке Индии в середине первого тысячелетия до новой эры. Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама (623-544 г.г. до н.э.), Будда (просветлённый). Основные понятия буддизма: карма — судьба души на всю историю её перевоплощений (реинкарнаций), нирвана — очищение сознания, приводящее к освобождению, то есть прекращению перерождений, выходу из круга перерождений, сансары, дхарма – закон о взаимосвязи явлений в мире, которым объясняется существование страданий, боли, беспокойства.
Основа учения — Четыре благородные истины Будды:
- мир полон страданий;
- есть причина этих страданий;
- можно пресечь страдания, избавившись от эмоций и желаний;
- есть путь, восемь этапов которого ведут к возможному достижению нирваны.
Ритуальная практика буддизма различается в культурах разных народов. В буддизме изначально сформировались две основные школы, трактующие возможность спасения: хинаяна («малая колесница») и махаяна («большая колесница», «широкий путь» спасения, который доступен не только монаху, но и мирянину).
На территории России традиционно исповедуется в Бурятии, Калмыкии, частично в других регионах.
На фото: «Царевич с супругой среди дворцовых покоев», сюжет буддизма. Фрагмент росписи, рубеж V – VI веков н.э. Аджанта, Индия.
Буддизм. Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изучения:
Ислам (мусульманство) — традиционная религия, возникшая на Аравийском полуострове в седьмом веке новой эры.
Основатель ислама — Мухаммед (570-632 годы н.э.).
Слово «ислам» означает покорность воле Всевышнего.
Источники вероучения — Коран (откровение, священная книга, продиктованная Мухаммеду архангелом Джабраилом от имени Бога) и (для большинства мусульман) Сунна (предание о жизни Мухаммеда).
Мусульмане обязаны исполнять «пять столпов ислама»: свидетельство о едином Боге (шахада), как правило, на арабском языке, молитва (салят), пост (саум) — воздержание от еды и плотских удовольствий в дневное время в месяц рамадан, когда Мухаммед получил Коран, милостыня (закят), паломничество (хадж).
Существует три основных течения в исламе: сунниты (признают законность сунн о жизни Мухаммеда), шииты ((«шия» по-арабски значит партия) отвергают сунну, считают, что у светской и духовной власти могут находиться только потомки Мухаммеда) и хариджиты (хаваридж по-арабски значит «покинувшие»), которые выступали за равенство всех мусульман, выборность имама-халифа.
На фото: Санкт-Петербургская соборная мечеть на Кронверкском проспекте. Архитекторы Н.В. Васильев, С.С. Кричинский. Период строительства 1910 - 1920 годы.
На территории России ислам традиционно исповедуется в Татарстане, Башкирии, районах Северного Кавказа и других регионах. Хронологически третья из авраамических религий, имеющих в своей основе «Книгу», то есть интерпретирующих варианты текста Библии.
На фото: Коран, изданный на русском языке по инициативе представителей татарской общины Санкт-Петербурга.
Ислам. Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изучения:
Иудаизм — традиционная религия, возникшая в начале второго тысячелетия до новой эры благодаря формированию канона священных книг иудаизма в XIII – II веках до новой эры. Название этих книг в еврейской традиции – Танах, важнейшей частью которого является Тора (в христианской традиции эта часть Библии называется Пятикнижием пророка Моисея (годы жизни приблизительно XV-XIII века до новой эры, жил 120 лет)). Пророк Моисей заключил завет (соглашение) с Богом у горы Синай. Основные идеи иудаизма: 1) бого-избранность еврейского народа (религиозный этноцентризм); 2) Бог един; 3) Моисею, первому и величайшему пророку, дан весь закон; 4) Бог всеведущ, награждает праведника и карает злодея, к концу дней Бог пошлёт Мессию. Хронологически это первая из авраамических религий. Предполагается, что в иудаизме может быть один Храм, в Иерусалиме, а место для молитвенного собрания верующих во всех странах мира называется синагога. Со II в. до н.э. до XIX в. н.э., во второй период развития иудаизма, раввинско-талмудический, в некоторых богословских направлениях появились представления о посмертном воздаянии, воскресении мёртвых, подробные правила и предписания поведения верующих. На территории России иудаизм исторически был представлен со времён Древней Руси, когда на южных окраинах располагалось еврейско-хазарское государство, называвшееся Хазарский каганат. В Крыму уже с этого периода иудаизм исповедовался в форме караимства (караимизма), направления в иудаизме, различающегося с раввинско-талмудическим в толковании роли индивидуальной молитвы верующих.
На фото: Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте в Санкт-Петербурге.
Во времена Российской империи евреи проживали на юго-западных территориях и в Польше, и там в XVIII веке зародилось самобытное реформаторское течение в иудаизме - хасидизм, а затем хабад-хасидизм, призывающий к мудрости и радости как формам проявления религиозной веры. Это богословское течение отличалось от богословского развития иудаизма, представленного в Западной и Центральной Европе.
На фото: Тора, священный текст иудаизма, эти книги находятся в Большой Хоральной синагоге в Санкт-Петербурге на Лермонтовском проспекте.
Иудаизм. Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изучения:
Христианство — традиционная религия, возникшая в I веке новой эры как синтез древних восточных верований в возможное воскрешение мёртвых, мессианских ожиданий иудаизма и идей античного стоицизма, проявившихся в проповеди любви к ближнему. Основавший религию Иисус Христос явился миру как Бог в человеческом обличье (0 – 33 годы н.э.), поэтому христианство называют религией Богочеловечества. Основные идеи: Бог един в трёх лицах (Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос), Бог-Дух Святой), Бог воплотился как человек, чтобы проповедовать любовь к ближнему. Иисус Христос воскрес после смерти, христианство предполагает воскрешение из мёртвых после Конца Света и Страшного Суда. Хронологически это вторая из авраамических религий. Священная книга - Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Догматика христианства формировалась на Вселенских соборах, самые известные из которых Никейский собор 325 г. и Константинопольский собор 381 г., обосновывавшие веру в Божественную Троицу. В христианстве существует множество течений, самостоятельных церквей, наиболее многочисленные из них католичество и православие. Разделение на западную (католичество) и восточную (православную) христианские церкви произошло в 1054 году. Католичество самая массовая христианская конфессия, имеющая наибольшее количество последователей в современном мире.
На фото: средневековый католический собор в г. Страсбург. Нотр-Дам-де-Страсбург, на этой фотографии фрагмент фасада с характерным для готики изображением цветка в круге. Строительство началось в 1015 году, затем собор в течение столетий строился и перестраивался. Восточная часть собора выполнена в романском стиле, западный фасад, украшенный тысячами скульптур, а также продольный неф выполнены в готическом стиле. Среди известных строителей собора - Ульрих фон Энсинген и Эрвин фон Штайнбах.
Ранее христианство датируется периодом до падения Западной Римской империи в V веке новой эры, затем можно говорить о средневековом периоде. На грани поздней античности и раннего средневековья формируются основные формы христианского богословия – катафатическая и апофатическая теология. Катафатическое богословие описывает Бога через имеющиеся качества, апофатическое – через то, чем Бог не является (например, Бог не есть зло). Катафатическое богословие признавало, что сложно описать Бога через какие-то качества или свойства, единственное утверждение в христианстве, которое говорило о присущем Богу качестве, что «Бог есть свет».
В европейской истории и культуре период средневековья занимает с V по XV века. Это период со времени падения Римской империи в 476 году до падения Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 год. Символом расцвета средневековья были крестовые походы 1096-1270 годов, символом завершения – начало Раннего Возрождения в Италии в XV веке (1420 годы) и начало Реформации в Германии (1517 год). Временные границы для обозначения средневековья условны, потому что идеология средневековья формировалась в христианской философии, социальной церковной деятельности (например, церковных соборов типа Никейского собора 325 года, осуждавшего арианство как ересь), патристике (учении отцов церкви) и становлении монашества как социального института в IV веке. На формирование идейных установок средневековья оказали влияние многие мыслители того периода. Например, святой Иероним (342-419) сделал перевод Библии на латынь, а святой Амвросий (ок.340-397) идеологически обосновывал монашество и независимость церкви от государства.
Вследствие разделения христианства на Западную и Восточную церкви в 1054 году в период средневековья сложились разные культурные традиции на основе теологического характера средневекового мировоззрения и национального многообразия средневековой Европы. Западноевропейская традиция была связана с латынью, византийская и восточноевропейская - не только с латынью, но и с греческим, и с церковнославянскими языками.
Для средневекового мировоззрения был характерен теоцентризм, центральное положение теологии (богословия) в структуре знания. Философия признавалась разными авторами (Иоанн Дамаскин (675 -750), Пётр Дамиани (1006-1072, он обосновал целибат)) служанкой богословия. Философское богословие проявилось в двух формах – патристика и схоластика. Патристика – учение отцов церкви. Особо почитаемые – Василий Великий (330-379), Григорий Богослов (Назианзин, ум.389), Иоанн Златоуст (ум.407).Патристика сформировала канон, то есть отделила боговдохновенные тексты (Библию как Ветхий Завет и Новый Завет) от апокрифических текстов (небиблейские раннехристианские и позднеиудейские тексты на библейские сюжеты) и агиографии (жанра литературы, который посвящён житиям святых). В учении отцов церкви антропологические и этические проблемы решаются в контексте богословских и онтологических размышлений. Такова, например, философия каппадокийцев (византийских философов) Василия Великого, Григория Нисского и западноевропейского мыслителя Августина Аврелия. Василий Великий (330-379, «Шестоднев») считал, что в акте божественного творения заложено развитие, «самозарождение». Поэтому созерцание мира, красоты и величия космоса возводит ум к размышлениям о Творце (космологическое и телеологическое доказательства бытия Бога). Григорий Нисский (335-394, «Об устроении человека») утверждал, что богообразность (человек – образ и подобие Божие) – выражение единой сущности Бога и человека. Причастность к Благу означает, что в человеке есть «представление всего прекрасного, всякая добродетель и мудрость» (моральное доказательство бытия Бога). Благодаря им человек может быть свободен и самовластен. Однако свобода воли без контроля разума порабощает человека «естеству», и это порождает зло (идеи неоплатонизма). Его идеи были гуманистическими, он считал, что ничто так не укрепляет «взаимное общение и человеколюбие», как «словесные науки» - грамматика, риторика, философия. Августин Аврелий (354-430), известный также как Блаженный Августин, является одним из виднейших представителей западной патристики. Творчество святого Августина определило развитие христианского богословия на последующее тысячелетие. В трактатах «Исповедь» (377-400) и «Свободное суждение» (391-395) продолжал учение Платона об идеях, о сущностях, которые предшествуют существованию физического мира. Августин утверждал, что Бог создал мир из ничего. До того, как Бог сотворил мир, ничего не существовало, так как до творения не могло существовать время. Онтология Августина построена вокруг учения о Боге как принципе бытия (средневековый неоплатонизм). В трактатах «Исповедь» (397-398), «О Троице» (399-412), «О Граде Божьем» (ок.426) Августин доказывал, что быть добродетельным – значит ценить душу больше тела, уметь контролировать страсти. Антропология Августина сформировала представления, определившие этические воззрения средневековья: - человек создан по образу и подобию Божьему; - человек может спастись, обратившись к Христу; - человек имеет свободу воли, это может быть свобода к добру и свобода ко злу (Боэций (ок.480-524/6), «Утешение философией»); - человек от природы своей греховен, так как первородный грех совершили Адам и Ева, тело человека греховно. Схоластика (название происходит от слова «школа») – направление в богословской (философской) мысли средневековья, которое развивает идеи «учителей церкви», внесших значительный вклад в католицизм. Список «учителей церкви» не является законченным, он может пополняться, например, в 1997 году римский папа Иоанн Павел II провозгласил одним из учителей церкви Терезу из Лизье. Схоластика решала проблемы доказательства бытия Бога, присутствия зла в мире и теодицеи (оправдания Бога за присутствие зла в мире). Примером ранней схоластики в византийской мысли было творчество Иоанна Дамаскина. Иоанн Дамаскин (675 – ок.753/780) своими трактатами способствовал сохранению и формированию церковного культа. В своей работе «Источник знания» (Ч.I «Диалектика», ч. II «О ересях» (выступал за иконопочитание), ч. III «Точное изложение православной веры», на церковнославянский язык перевод осуществил Иоанн Экзарх Болгарский (Х век), на русский кн. А.М. Курбский (XVI век)) характеризовал философию как «служанку веры». Он давал следующие определения философии: 1) постижение сущего; 2) познание вещей божественных и человеческих; 3) помышление о смерти; 4) уподобление Богу; 5) искусство искусств и наука наук; 6) любовь к мудрости (согласно учению Августина, истинная мудрость есть Бог). Ярчайшим примером западноевропейской схоластики является теолог и философ Фома Аквинский (1225(6) – 1274). В комментариях на трактаты Аристотеля он проявил себя как последователь Аристотеля, стремился вывести бытие Бога из бытия вещей. Фома Аквинский утверждал, что всё человеческое знание возникает из частных понятий, которые могут быть абстрагированы в универсальные идеи, а также верил в непрерывность процесса божественного творения – Бог продолжает создавать всё, включая людей. В основе онтологии Фомы Аквинского – восходящая к Аристотелю антитеза потенциального (возможного) и актуального (действительного). I. «Потенциальное» - незавершённость, открытая для перемен, несовершенство. Понятие «потенциального» у Фомы Аквинского близко аристотелевскому понятию «формы». II. «Чистая потенциальность» - материя, «слабейший» вид бытия, характеризуется пассивной восприимчивостью к воздействию извне. III. «Актуальное» - завершённость, осуществление, то есть совершенство. В своей противоположности материи актуальна форма как принцип порядка. Абсолютная актуальность – Бог, источник всякого оформления. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский различает субстанцию (самодостаточную сущность) и акциденции (несущественные свойства вещи). Соглашаясь с Аристотелем, Фома определяет душу как энтелехию (форму) тела, и источник форм – Бог как высшее благо, поэтому человеческое счастье – не плотские наслаждения, а стремление к познанию Бога. В трактате «Сумма теологии» Фома Аквинский систематизировал доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, кинетическое, телеологическое и моральное. Онтологическое доказательство определяет Бога как беспричинную причину бытия, первую причину, самодостаточную сущность, саму себя производящую (causa sui) – это Бог. Космологическое доказательство – Бог как нефизическая сущность, производящая существование физических объектов. Кинетическое доказательство – Бог как недвижимый двигатель. Если всё в мире постоянно движется, то что-то произвело первое движение – это Бог как источник движения. Телеологическое доказательство указывает на то, что всё в мире целесообразно, закономерно, значит, цель вложена Творцом. Моральное доказательство – это доказательство от степени совершенства, знание о добре и зле. Примером схоластических дискуссий является также дискуссия номиналистов и реалистов об универсалиях (самодостаточных сущностях наподобие «идей» в онтологии Платона).
Церковная архитектура и храмовое пространство западноевропейского христианства. Средневековое западноевропейское искусство было связано с потребностями феодального общества, поэтому в тот период важными задачами было строительство замков и храмов. Самая крупная форма изобразительного искусства, архитектура, обогатила культуру двумя новыми архитектурными стилями. Это романский стиль, преобладавший в X – XII века, и готический XIII – XV веков. Основным строительным материалом романского стиля был камень с частичным использованием кирпича и дерева. Внешние формы романского стиля были заимствованы из средневековой греческой, то есть византийской архитектуры, и соединились с местными европейскими строительными приёмами того времени. В романском стиле строились крепостные сооружения и здания крепостного характера: монастырские комплексы, замки, городские укрепления, и, конечно же, церкви и соборы.
Для романских храмов характерны узкие арочные проёмы и аркады, ордеров в античном стиле в средневековой архитектуре нет, как элемент используется капитель, отдалённо напоминающая коринфскую. Для западноевропейских храмов характерно присутствие скульптуры, образующей архитектурную орнаментацию. До нашего времени сохранилось не так уж много сооружений романского зодчества. Романские зодчие отказались от деревянных перекрытий, заменив их каменными сводами, и устойчивость здания обеспечивали массивные стены. Вот некоторые примеры: соборы в Отэне и Пуатье, замки Бретани, стены города Каркассона во Франции, соборы в Майнце, Вормсе и Шпайере в Германии, церкви на севере Италии.
На фото: интерьер собора в городе Шпайер, земля Рейнланд-Пфальц, Германия. Строительство Большого имперского собора было начато примерно в 1025 году, собор в течение веков строился, реконструировался и перестраивался.
Позднее в храмовой архитектуре появляется новый стиль – готика. Слово «готика» произошло от итальянского слова gotico, буквально означающего «готский», то есть название германского племени готов. Это художественный стиль, являющийся символом средневекового искусства в Западной, Центральной и, частично, Восточной Европы. Возникновение и развитие этого стиля связано с ростом и богатством монастырей, экономическим процветанием европейских городов, ставших крупными центрами торговли и ремёсел. Основной тип готических сооружений – это собор, строившийся не только как самое крупное здание города, но и центр общественной жизни.
На фото: Нотр-Дам-де-Страсбург, фрагмент стены с аркбутанами (наружными подпорками в виде полуарок).
В соборах проводились торжественные богослужения, сообщались постановления властей, на соборной площади собирались люди ради театрализованных представлений и ярмарок. Предполагалось, что готические соборы должны быть крупными не только для того, чтобы показать политическое и экономическое могущество города, а чтобы вместить практически всё население, а также пришлых людей. Для решения этих задач применялись новые архитектурные приёмы конструктивных решений. Для готического стиля характерна лёгкая, экономичная, прочная конструкция, позволяющая хорошо освещать внутреннее пространство. Для готической архитектуры характерны огромные оконные проёмы, и такого типа каркасная система нуждалась в укреплении. Так появились характерные подпорные элементы: контрфорсы (устои), поперечные стенки и аркбутаны – наклонные полуарки. Именно они придавали зданию ажурность как одну из главных черт готического стиля. Наиболее массивной частью храма был главный фасад с двумя башнями. Бывали и исключения, например, Нотр-Дам-де-Страсбург имеет одну несимметричную башню.
Основным декоративным убранством готических соборов была скульптура на главном фасаде и в интерьере. Вместо характерных для романского стиля росписей в готике развилось искусство витражей на окнах. Витражи выполнялись из небольших кусочков разноцветного стекла, запаянного в металлический свинцовый переплёт, и льющийся из окон разноцветный свет освещал мрачновато-лаконичные стены готических храмов. Специфика строительного дела этой эпохи заключалась в том, что архитекторы не имели заранее разработанных проектов, представляя образ будущего собора в целом и направляя работы в этом направлении. Другой особенностью было использование ручного труда, отсутствие машинной техники, что предопределяло медленные темпы строительства. Например, начало строительства Собора Парижской богоматери, Нотр-Дам-де-Пари, относится к середине XII века, когда на месте галло-римского храма в западной части острова Ситэ епископ Морис де Сюлли заложил первый камень собора. Строительство собора продолжалось и возобновлялось в течение веков, вплоть до XIX века, и Нотр-Дам-де-Пари не был в этом смысле исключительным случаем.
На фото: фрагмент фасада собора Парижской богоматери на фоне безупречно лазоревого Парижского неба. Собор строился, начиная с XII века.
Готические соборы строились 50, 100 и более лет, что воспитывало многовековые цеховые традиции и преемственность поколений. Всемирную известность имеют соборы Парижа, Реймса, замки Куси, Шантильи, Пьерфон во Франции, соборы Кёльна, Нюрнберга, Гейдельберга, Аахена в Германии, соборы в Вене, Праге, Флоренции, Сиене, дворец Дожей в Венеции, архитектура стран Прибалтики. В развитии готики есть три основных стиля: ранняя готика, более лаконичная, зрелая готика, более сложная и детальная, и так называемая «пламенеющая» готика, изобилующая декором с устремлённой вверх перспективой и напоминающая огонь. Примером пламенеющей готики является Кёльнский собор. Материальная культура европейского христианского средневековья, и в первую очередь шедевры храмовой архитектуры, до сих пор восхищают своей красотой и изобретательностью конструкций, не зря французский писатель В. Гюго называл готику «каменной симфонией». Таким образом, на примере западноевропейского средневекового периода христианства мы можем наблюдать, как мировая религия может развиваться со специфическими особенностями конкретной культуры и эпохи.
Раннее христианство и католичество. Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изучения:
С 1517 года в результате Реформации католицизма, которую возглавил Мартин Лютер, появилось новое направление в христианском богословии, богослужебной и бытовой практике – Протестантизм, существующий в настоящее время в разных формах и представленный различными течениями.
Реформация. Реформация - религиозное движение в Германии, возникшее в 16 веке и реформировавшее традиционную католическую церковь. Лидер Реформации – Мартин Лютер (10.11.1483 – 18.02.1546). Поводом к Реформации послужило возмущение верующих политикой папы римского. 18 октября 1517 года папа Лев Х выпустил буллу об отпущении грехов посредством продажи индульгенций в целях «оказания содействию построения храма святого Петра и спасения душ христианского мира». Доктор теологии и монах-августинианец Мартин Лютер выступил против этой буллы 31 октября 1517 года со своим программным заявлением «95 тезисов», положившим начало истории протестантизма. Последующие работы Мартина Лютера – «К христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», развивали новое понимание христианства, а также способствовали борьбе за национальную и религиозную независимость Германии. Мартин Лютер изложил своё учение о спасении через веру. С его точки зрения, спасение может зависеть не от покупки индульгенций, а от личных усилий, труда физического и духовного. Мартин Лютер выступал против монашества, индульгенций, богатства церкви, утверждал, что спасающийся должен жить скромно. Мартин Лютер указал на злоупотребления Римско-католической церкви, отверг католические практики. Например, вместо семи церковных таинств (крещения, миропомазания, евхаристии (причастия), исповеди, брака, елеосвящения, священства), Мартин Лютер признал значимыми такие таинства, как крещение, исповедь и причастие. Браки также заключаются в лютеранской церкви, но брак не признаётся здесь таким таинством, как в католической церкви. Таинства действуют не автоматически, а в силу веры. Реформация англиканской церкви. Англиканская церковь является ещё одним примером протестантизма. Реформатором выступил король Генрих XVIII (1491 -1547). В 1534 г. британский Парламент принял «Акт о супрематии», согласно которому главой англиканской Церкви провозглашался король, а не папа римский. Данная реформа также сократила количество таинств и основными признаёт крещение, исповедь, причащение. Отношение к таинству брака тоже реформировалось, хотя церемония заключения брака в церкви осталась аналогичной с дореформенной. Реформация породила несколько течений в протестантизме, связанных общей идеей личностных усилий, необходимых для спасения души. В истории Реформации необходимо также упомянуть такие имена, как Ян Гус и Жан Кальвин. Ян Гус (1369 – 1415), чешский реформатор, ректор университета в Праге. Казнь Гуса вызвала гуситские войны в Чехии. Жан Кальвин (1509 – 1564) – французский теолог, ему принадлежит концепция предопределения и суверенитета Бога в спасении души. Необходимо также упомянуть, что Реформация сопровождалась религиозными войнами. Например, гуситские войны, борьба католиков и гугенотов, Варфоломеевская ночь во Франции в 1572 году, религиозные войны в Германии. Новаторским достижением разных направлений протестантизма стало то, что в реформаторских церквях богослужения стали вестись не на латыни, а на национальных языках, понятных прихожанам.
Таким образом, эпоха Возрождения произвела переворот не только в искусстве, науке и философии, но и в социальной, политической и религиозной жизни Европы.
На фото: Лютеранская церковь святых Петра и Павла на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.
Протестантизм. Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изучения:
Православие — направление в христианстве, распространённое в Восточной Европе, традиционная вероисповедная конфессия большинства населения России на протяжении более тысячелетия, с 988 года н.э., то есть со времени принятия христианства в Древней Руси.
Православие отличается от католичества и других направлений западноевропейского христианства по богословским вопросам: 1) способу вычисления дня праздника Пасхи (поэтому православная Пасха может быть позже католической и на неделю, и на месяц, иногда совпадать по датам); 2) отношения к взаимодействию составляющих Святой Троицы – католичество считает, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, а православие признаёт, что только от Бога-Отца. По этому вопросу между западной и восточной христианскими церквями практически было достигнуто общее мнение на церковном соборе во Флоренции в 1439м году, и даже было подписано соглашение, так называемая Флорентийская уния, но затем восточные церкви не стали следовать этому соглашению, не признав его; 3) отношения к тому, как выпекать хлеб для важнейшего ритуала христианства – таинства Причащения, из какого теста этот хлеб делать, из дрожжевого или недрожжевого. В православии сложились оригинальные формы храмового искусства, вдохновлённые византийским примером, но выработавшие оригинальные формы архитектуры, иконописи, музыкальной богослужебной традиции. Древнерусское искусство, связанное с православием, выработало различные самобытные художественные школы архитектуры, фресковой живописи, иконописи, мозаичного искусства, и многие произведения и артефакты тысячелетней культуры православия в России сохранились до наших дней.
Культовое искусство православного христианства. Наиболее самобытной формой древнерусской православной культуры являются иконы. Традиции иконописи пришли в Древнюю Русь из Византии. Само слово «икона» означает по-гречески образ, изображение. Как же создавались иконы? Их писали на досках, скреплённых с тыльной стороны деревянными шпонками. На лицевой стороне, в центре, делалось углубление – ковчег (другое название – средник), в котором помещалось основное изображение, окаймлённое широкими полями. Паволока – это льняная ткань, которой заклеивали средник и поля, чтобы надёжнее сцепить деревянную основу с грунтом. Левкас – грунт, который делали из мела, смешанного с рыбным клеем. Левкас накладывали на паволоку несколькими слоями. На левкас тонкой кистью или шилом наносили подготовительный рисунок. Краски, которыми писали иконы - темпера, изготовленная из различных элементов почвенного грунта, разведённых на яичном желтке. Техника исполнения в иконописи отличается от масляной живописи. Иконописец начинал работу с фоновых элементов, второстепенных деталей – условного пейзажа, одежд. Самая ответственная часть работы, живопись ликов, оставлялась на потом. Завершённую икону покрывали олифой, которая придавала краскам единый, чуть желтоватый фон и предохраняла от мелких повреждений. У олифы есть такая особенность, как быстрое потемнение. Из-за этого со временем она могла полностью скрыть иконопись, превратившись в непроницаемую плёнку. Для раскрытия первоначального изображения требуется тщательная многолетняя работа реставраторов, потому что многие древние иконы дошли до наших дней в сильно трансформированном виде, и прекрасную живопись средневековых мастеров может скрывать загрязнённая плёнка, а часто и слои позднейших обновлений, сделанных поверх неё с целью «обновить» образа. Первыми учителями древнерусских мастеров стали византийские художники, искусство которых выросло на многовековых традициях, уходящих корнями в античный мир, что существенно сказывалось на иконах домонгольской поры. Ярким примером иконописного искусства является одна из древнейших сохранившихся икон - "Ангел Златые власы".
На фото: икона «Ангел «Златые власы»», или «Архангел Гавриил». Темпера, XII век. 48,8*38,8.
Икона «Ангел Златые власы» - шедевр иконописи домонгольской Руси, одна из древнейших русских икон. В древности икона Архангела входила в комплекс деисусного чина, украшавшего алтарную преграду храма. Первоначальное происхождение иконы неизвестно. Предположительно, она была создана новгородским мастером в конце XII столетия. Монументальностью образа, рисунком преувеличенных черт лика, миндалевидных глаз, образ напоминает одну из манер новгородской живописи, известной по росписям церкви Спаса Преображения на Нередице (1199). Прекрасный, одухотворённый лик ангела обращён к зрителю. Чуть склонена голова с крупными прядями золотых волос. Для понимания значения образа необходимо учесть, что икона являлась частью художественной композиции, которая первоначально состояла из трёх или пяти икон. На центральной располагалось изображение Христа, а по сторонам – Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангела Михаил и Гавриил. Эта группа святых, обращённых с молитвой к Христу, называется «деисус», что в переводе с греческого означает «моление». Символически деисус означает идею заступничества святых перед Христом на грядущем Страшном Суде. Архангел Гавриил изображён замаливающим грехи человеческие, поэтому он полон грусти. Цветовая гамма иконы воспринимается как излучающая свет благодаря тонкому многослойному письму. Возможно, в середине XVI века при разграблении Великого Новгорода опричным войском царя Ивана Грозного вместе с другими ценностями икона Архангела была вывезена в Москву и вошла в убранство кремлёвских соборов. В 1864 году она была обнаружена при разборе «рухлядной кладовой» на Ивановской колокольне в Московском Кремле среди «ветхих и негодных к употреблению» памятников, предназначенных к уничтожению. Икону передали в Публичный Румянцевский музей. В ХХ веке образ Архангела стал называться «Ангел Златые власы». В 1934 году икона поступила в Русский музей и с тех пор никогда не покидала его залов, бессменно открывая экспозицию крупнейшего в мире музея русского искусства. Судьба иконы "Ангел Златые власы" показательна с точки зрения Российской истории в целом.
Древнерусское искусство создавало очень выразительные и художественно сложные примеры храмовой архитектуры. К сожалению, время оказалось беспощадно ко многим шедеврам. После революции 1917 года идеология нового советского государства утверждала атеизм и боролась со всеми формами религиозности, уничтожая и духовную, и материальную составляющую религии. Уничтожалось огромное количество церквей, икон и предметов культа, и лишь некоторым культурным памятникам удалось спастись. После развала Советского Союза в 1991 году государство перестало транслировать атеистическую идеологию как государственную, и отношение к религии в обществе стало более положительным.
Согласно социологическим данным и опросам, в настоящее время православие как свою религию определяют более 80% граждан России.
На фото: Новый Завет, издан в Санкт-Петербурге в Синодальной типографии в 1868м году.
Православие. Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изучения:
Таким образом, на территории России исторически представлены одна всемирно распространённая национальная религия и все три традиционные мировые религии. Согласно современной Конституции Российской Федерации свобода совести, то есть личного выбора исповедуемой религии или отказа от любого вероисповедания, гарантирована законодательством.
ЛИТЕРАТУРА:
Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)