Тема 10. Электронные услуги в экономической сфере: финансы

  • 31.07.2014

Интернет-экономика. Понятие личного кабинета. Распоряжение вкладами - он-лайн-банкинг (получение информации о состоянии счета, перевод средств между различными счетами, покупка валюты, оплата счетов). Электронная коммерция. Представление налоговой декларации и других фискальных документов.

Использование информационных технологий для продвижения товаров на рынке и повышения качества обслуживания заказчиков привело к созданию новых рынков труда и капитала с применением средств электронного документооборота. В настоящее время интернет-экономика включает в себя широчайший набор государственных и коммерческих финансовых услуг.

Проведение любых операций: оплаты коммунальных платежей и услуг сотовой связи, переводов денежных средств, покупки валюты – не может быть анонимным и требует обязательного указания реквизитов получателя и отправителя платежа, то есть необходимо пройти регистрацию на выбранном ресурсе и завести  личный кабинет. - on-line (работающая в реальном времени) система управления услугами, настройками сервисов, личными счетами через интернет.   .

Условия регистрации могут в некоторой степени различаться, но практически всегда требуется указать фамилию, имя и отчество, адрес электронной почты, контактный телефон и другую контактную информацию. Эти данные относятся к категории персональных и должны обрабатываться в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных (http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html), при этом ответственность за их на нераспространение ложится на дистрибьютора услуги.

Для проведения электронных платежей необходимо лично обратиться в офис выбранного вами банка и заключить договор на услуги  он-лайн-банкинга jбслуживание, предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей.   . Вы будете зарегистрированы как пользователь системы и получите идентификатор, пароль, а также средства обеспечения дополнительных мер безопасности, предпринимаемых банком. Как правило, в качестве таковых используются одноразовые пароли, предоставляемые либо в виде SMS-сообщений на мобильный телефон клиента, либо в виде специальных карт с кодами, на которые нанесено стираемое защитное покрытие (рис. 10.1). Кроме того, все банки, предоставляющие подобные услуги, обязательно на своих сайтах публикуют информацию об элементарных правилах безопасности при использовании электронных банковских систем.

Рис. 10.1. Карта одноразовых паролей (переменных кодов) системы Телебанк ВТБ24

Так Сбербанк ОнЛ@йн (https://esk.sbrf.ru/) предупреждает, что для входа в личный кабинет требуется ввести только идентификатор и пароль/одноразовый пароль (рис. 10.2). При этом вводить пароль в систему следует только, если реквизиты Вашей операции соответствуют реквизитам в полученном SMS – сообщении. Сбербанк России обращает особое внимание клиентов, что никогда не отправляет сообщения с просьбой подтвердить, обновить или предоставить персональные данные (ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, номер мобильного телефона, информацию банковской карты, CVV, ПИН, кодовое слово и другие).

Рис. 10.2. Стартовая страница Сбербанк ОнЛ@йн - форма для ввода идентификатора и пароля

Среди электронных услуг банка ВТБ24 (http://vtb24.ru/) имеются сервис дистанционного обслуживания Телебанк (https://www.telebank.ru/), бесплатный информационный сервис Телеинфо и Мобильный банк – банковские операции на мобильном телефоне.

Рис. 10.3. Стартовая страница Телебанк ВТБ24 - вход в системы Телебанк и Телеинфо.

Обращает на себя внимание наличие демонстрационной версии системы Телебанк, которая несет на себе рекламную и обучающую функции.

Для системы разработан интуитивно-понятный интерфейс. В разделе Счета и карты (рис. 10.4) можно получить исчерпывающую информацию о состоянии счетов как рублевых, так и валютных; узнать какие средства находятся на пластиковой карте; познакомиться с курсами обмена валют.

Рис. 10.4. Телебанк ВТБ24 – информация о счетах и картах пользователя (конфиденциальная информация скрыта)

В разделе Операции можно увидеть все типовые платежные ситуации, систематизированные по тематическим группам, например Коммунальные платежи или Сотовая связь. Для каждого обыденного случая разработана универсальная платежная инструкция, в которой реквизиты получателя формируются автоматически. Достаточно ввести сумму и назначение платежа (например, для оплаты услуг сотовой связи – номер телефона) (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Телебанк ВТБ24 – пример универсальной платежной инструкции (проведение платежа за сотовую связь)

Для покупки валюты подготовлена отдельная типовая инструкция в разделе Конверсионные операции. При необходимости можно осуществить перевод средств с одного счета на другой в одноименном разделе. В нестандартной ситуации можно создать собственное платежное поручение. В разделе История операций можно увидеть сведения о поступлении и расходе средств за интересующий пользователя период.

Возможность проведения электронных платежей способствует развитию такой части интернет-экономики как электронная коммерция. Здесь также можно выделить открытые ресурсы, позволяющие любому желающему познакомиться с каталогом товаров и получить информацию об их свойствах, стоимости, о действующих скидках до похода за покупками, например, как в случае с федеральной сетью магазинов О’кей (http://www.okmarket.ru/).

Приобретение товара в интернет-магазинах подразумевает:

  • выбор товара и принятие решения о способах оплаты и доставки;
  • по желанию - предварительную оплату товара с помощью рассматриваемых выше систем он-лайн платежей;
  • получение товара в пункте выдачи заказов или на дому (курьер оплачивается отдельно) с оплатой после вручения заказа.
  • Как правило, интернет-магазины имеют интуитивно-понятный интерфейс и удобную систему помощи. Старейшим онлайн-мегамаркетом является OZON.ru (http://www.ozon.ru/). Незарегистрированному пользователю в подобных магазинах доступно только знакомство с ассортиментом товаров.

Проникновение информационных технологий в бизнес позволяет оперативно отслеживать изменения на фондовом рынке, быть в курсе котировок валют, получать оперативные консультации в области инвестиций. Одним из старейших и авторитетнейший ресурсов в этой области является сайт РосБизнесКонсалтинг (http://www.rbc.ru/) - ведущей российской компании, работающей в сферах масс-медиа и информационных технологий. На сайте много информации в свободном доступе, но для бизнесменов, желающих получать оперативную комплексную информацию о рынке, предлагается отдельный платный закрытый информационный ресурс.

Среди государственных услуг, имеющих отношение к финансовой сфере, на первом месте находятся услуги, связанные с декларированием доходов и уплатой налогов.

Федеральная налоговая служба России (ФНС) (http://www.nalog.ru/) позволяет любому желающему узнать свою задолженность по налоговым вычетам (https://service.nalog.ru/debt/) (рис. 10.6).


Рис. 10.6. Федеральная налоговая служба – сервис Узнай свою задолженность

Согласившись с требованием предоставить свои персональные данные для обработки на сервере ФНС России, вы можете легко воспользоваться этим сервисом, для чего достаточно ввести ИНН, фамилию и имя гражданина. В результате выводятся (рис.10.7): сумма задолженности (или сведения об ее отсутствии), а также информация о налоговом органе, осуществляющем надзор за данным физическим лицом.

Рис. 10.7. Федеральная налоговая служба – результат обращения к сервису Узнай свою задолженность (конфиденциальная информация скрыта)

Если вы желаете:

  • получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;
  • контролировать состояние расчетов с бюджетом;
  • получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;
  • оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи;
  • обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию;
  • то к вашим услугам интернет-сервис Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц (https://lk2.service.nalog.ru/lk/) (рис. 10.8)

Рис. 10.8. Федеральная налоговая служба – вход в личный кабинет

Для получения доступа к этому вы должны лично обратиться в любую инспекцию ФНС России, независимо от места постановки на учет с документом, удостоверяющим личность, и свидетельством о постановке на учет физического лица. В сервисе предусмотрена возможность подачи онлайн-заявления на подключение к услуге для последующей регистрации при личной явке.
Возврат налоговых вычетов в случаях на приобретения квартиры и получения доходов от продажи квартиры, а также социального налогового вычета по расходам на обучение налогоплательщика требует заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). На сайте ФНС (http://www.nalog.ru/fl/fl_ndfl/3782413/) можно скачать формы налоговой декларации, получить информацию о порядке и правилах заполнения, познакомиться с примерами заполнения декларации в различных ситуациях. Кроме того, существует возможность подготовить налоговую декларацию в специальной компьютерной программе ("Декларация 2010", "Декларация 2011"). Совершенно бесплатно вы можете скачать: установочный пакет (дистрибутив) программы, аннотация к ней, а также инструкцию по установке (http://www.nalog.ru/el_usl/no_software/prog_fiz/3879939/).

Сайт ФНС России предлагает гражданам использовать электронную форму для различных видов обращений (рис. 10.9), позволяющую обращаться в налоговые органы без личного визита. При необходимости жалобы, предложения, пожелания налогоплательщиков направляются в соответствующие территориальные органы Федеральной налоговой службы по принадлежности.

Рис. 10.9. Федеральная налоговая служба – электронная форма для обращения в центральный аппарат или региональное управление

И, наконец, очень полезный сервис, предлагаемый на сайте ФНС России, позволяет создать квитанцию на уплату государственной пошлины с автоматическим определением кодов ИФНС и ОКАТО (https://service.nalog.ru/gp.do) (рис. 10.10).

Рис. 10.10. Федеральная налоговая служба – сервис Уплата госпошлины

Электронные операции в сфере экономики (распоряжение вкладами, осуществление платежей, представление налоговой декларации и других фискальных документов ) требуют авторизации в той или иной форме и осуществляются с помощью личных кабинетов, о безопасности которых заботится организация, предоставляющая услуги.

Практика

Упражнение 10.1
Сравните электронные услуги, предоставляемые Сбербанком ОнЛ@йн (https://esk.sbrf.ru/) и любым другим банком России, используя открытую справочную информацию. Сделайте выводы о привлекательности услуг того или иного банка для вас лично.

Упражнение 10.2
На сайте онлайн-мегамаркета OZON.ru (http://www.ozon.ru/) в разделе Книги найдите издания, в названии которых присутствует ключевое слово интернет. Выберите из них самую интересную, с вашей точки зрения, и узнайте ее тираж и стоимость.

Упражнение 10.3
Узнайте свою задолженность по налоговым вычетам на сайте Федеральной налоговой службы России (https://service.nalog.ru/debt/).
Примечание: для выполнения упражнения необходимо указать ваш действительный ИНН.

Упражнение 10.4
Скачайте с сайта Федеральной налоговой службы России (http://www.nalog.ru/fl/fl_ndfl/3782413/ ):

форму налоговой декларации (форма 3-НДФЛ);
пример заполнения декларации в случае получения социального налогового вычета по расходам на обучение налогоплательщика.