Получение информации об изменениях в законодательных актах различного уровня. Оказание бесплатной юридической помощи в электронной форме (запись на консультацию, запрос специалисту с ответом на электронную почту, он-лайн консультация). Он-лайн голосование и он-лайн выборы: возможности и перспективы. Участие в социологических опросах. Обращение в государственные органы по вопросам гражданства и гражданского состояния (УФМС, ЗАГС).
Все сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политико-правовая и духовно-нравственная) находят отражение в Интернете в виде различных порталов, сервисов и услуг. Некоторые из них находятся в открытом доступе и не требуют идентификации (опознавания) пользователя. Как правило, это информация справочного характера. Прочие электронные услуги предоставляются только зарегистрированному пользователю.
Гражданско-правовая и политико-правовая сферы широко представлены в Интернете. Существуют сайты, позволяющие получить официальную информацию о деятельности государственных органов, то есть виртуальные представительства органов государственной власти. Среди таких ресурсов можно отметить сайт Президента Российской Федерации (http://президент.рф/ или http://kremlin.ru/), сервер органов государственной власти России (http://gov.ru/), обеспечивающие переход на информационные ресурсы всех ветвей власти Российской Федерации. С помощью сайтов органов власти можно, например, узнать часы работы приемной Уполномоченного по правам человека или о работе региональных органов власти.
Поиск информации о законодательных актах эффективен при обращении к сайтам государственных структур, таких как Государственная дума Федерального Собрания (http://www.duma.gov.ru/).
Познакомиться с внесенными к рассмотрению законопроектами без процедуры регистрации можно с помощью специализированной поисковой системы (http://www.duma.gov.ru/systems/law/) по наименованию, номеру или времени регистрации законопроекта.
Нормативно-правовые акты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации доступны в другой базе данных (http://duma.consultant.ru/). Указав вид документа, его номер или дату принятия гражданин легко может найти нужное постановление или другой правительственный акт (рис 9.1).
Рис. 9.1. Форма обращения к банку данных нормативно-правовых актов Государственной думы Федерального собрания РФ
Например, если вы хотите ознакомиться с Земельным кодексом Российской Федерации. С помощью стрелок справа, Вы указываете в форме вид документа – кодекс, название документа – земельный кодекс. Система легко найдет нужный вам документ.
Различные юридические фирмы в инициативном порядке поддерживают собственные информационные системы в правовой области, например компания «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/). Рекомендуем Вам также очень удобную правовую навигационную систему Бориса Дубровина «Кодексы и законы РФ» (http://www.zakonrf.info/search/).
Достаточно широко распространена в сети такая услуга как бесплатная юридическая консультация. Вы задаете вопрос, заполняя форму с описанием вашей проблемы и с указанием ваших контактных данных. В зависимости от ситуации, ответ может быть дан или в виде открытой публикации на сайте или в виде письма на вашу электронную почту. Если вы указываете свой контактный телефон, то через некоторое время после обращения юрист свяжется с вами. Так, например, функционирует бесплатная юридическая консультация при Всероссийском обществе юристов РФ (http://www.gos-ur.ru/).
Получить ответ от юриста электронной почтой можно воспользовавшись бесплатной Виртуальной юридической консультацией (http://www.9111.ru/). А сервис Диалог с клиникой Института внешнеэкономических отношений и права (Екатеринбург) (http://www.usla.ru/ch.php?cid=17&mid=122&obid=475) при Уральской государственной юридической академии позволяет получить on-line консультацию в виде развернутого ответа непосредственно на сайте.
Участвовать в обсуждении законопроектов или голосовать на выборах можно с использованием электронной демократии. В настоящее время во многих странах мира широко реализованы электронные опросы, электронные консультации, электронный подсчет голосов, электронная агитация, частично электронное правосудие (в части опубликования судебных решений), а также подача ходатайства в электронном виде.
По сообщениям средств массовой информации (ЗАКС.РУ - Политическая жизнь Северо-Западного региона - http://www.zaks.ru/new/archive/view/98237), в 2016 году в России пройдут первые электронные выборы.
Подробнее: презентация электронных бюллетеней в клипе «Электронные выборы» (http://www.russia.ru/video/ciksistem/).
Для нас интересен опыт Эстонии, которая в феврале 2007 года впервые ввела электронное голосование на парламентских выборах. Тогда более 30 тыс. человек приняло участие в электронном голосовании. А на муниципальных выборах 2009 года возможностью проголосовать с помощью ID-карты воспользовались уже более 100 тыс. человек — 9,5 % населения, имеющего право голоса.
Борис Кристальный, Юрий Фонтанов (CNews), авторы проблемной статьи «"Электронные" выборы: Москва плетется в хвосте», опубликованной на сайте Фонда «Информационная инициатива» (www.os.kz/index.php?mod=news&nid=202), критически оценивают текущую ситуацию в России.
Пока применение информационных технологий в России в сфере выборов ограничивается использованием специальных электронных комплексов обработки избирательных бюллетеней.
Предполагается, что для участия в электронном голосовании каждый гражданин должен иметь универсальную электронную карту (УЭК) с персональными данными. Процесс выдачи населению таких карт находится в начальной стадии. Кроме того, у избирателя должен быть доступ к компьютеру, подключённому к сети Интернет и оснащенному устройством для считывания УЭК.
Как система электронных ходатайств, консультаций, опросов функционирует Единый портал электронной демократии Российской Федерации (http://e-democratia.ru/), открытый в 2012 году. Портал предлагает незарегистрированному пользователю доступ ко всей опубликованной в системе информации, например, статистическим и аналитическим данным, текстам коллективных обращений. А зарегистрированный пользователь может также участвовать в обсуждении документов органов государственной власти, формировать обращения по своим темам, голосовать за важность тем, вести свой собственный блог. Ему доступны публикации новой проблемы на карте, изменение ее статуса, отправка электронной почтой сообщений по проблемам.
Кроме того, предварительная общественная экспертиза законопроектов осуществляется:
при Государственной Думе - http://veche.duma.gov.ru (рис. 9.2);
при Правительстве РФ - http://zakon.government.ru (рис. 9.3).
Рис. 9.2. Система общественного обсуждения законопроектов при Государственной Думе (сайт «Вече»).
В основу этих проектов положен принцип краудсорсинга (англ. crowdsourcing) – способ получения необходимых услуг, идей, выполнения заданий путем просьб о содействии к большому числу людей или организаций, чаще всего с использованием Интернета.
, позволяющий использовать мнения граждан для совершенствования законопроектов. Преимущество данного метода — переход от простого комментирования к активному привлечению граждан к работе над текстом законопроекта.
Обсуждение законопроектов в обеих системах доступно идентифицированному пользователю. Это значит, что в процессе регистрации на сайте «Вече» потребуется указать адрес электронной почты. Пользователи, уже имеющие страницу в социальных сетях Facebook (https://www.facebook.com/), Twitter (https://twitter.com/), ВКонтакте (https://vk.com/) или на Едином портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/) могут использовать её для входа в систему.
Доступ к системе общественного обсуждения «Открытое правительство» также возможен и для пользователей портала Государственных услуг.
Рис. 9.3. Система общественной экспертизы законопроектов «Открытое правительство».
Электронные услуги в гражданско-правовой сфере оказывают региональные органы государственной власти. В некоторых случаях происходит объединение официальных сайтов таких органов с Единым порталом государственных и муниципальных услуг. Так, например, функционирует Управление федеральной миграционной службы Санкт-Петербурга (http://www.ufms.spb.ru/). На этом сайте находится Инструкция по пользованию порталом государственных услуг (http://www.ufms.spb.ru/desc/instrukcija-po-dind-871.html), которая помогает сориентироваться в вопросах выдачи и замены паспортов, регистрационного учёта по месту пребывания, оформления вида на жительство и некоторых других.
В других регионах и муниципалитетах, например, в Октябрьском районе Ростовской области разработаны автономные системы предоставления электронных услуг (http://eg.octobdonland.ru/) и обращение за услугой, например, государственная регистрация заключения брака в органах ЗАГС не требует взаимодействия с Единым порталом.
* * *
В сфере политико-правовых электронных услуг достигнуты определенные успехи. С помощью единых порталов Электронной демократии и государственных услуг возможны обращения граждан в государственные органы по различным вопросам. Правовая информация широко распространена в сети, как в виде специализированных баз данных, так и виде систем открытого обсуждения законодательных актов различного уровня. Успешно работают сервисы по оказанию бесплатной юридической помощи в электронной форме. В перспективе в ближайшие годы в России планируется проведение первых он-лайн выборов.
Практика
Упражнение 9.1
Найдите с помощью сайта Государственной Думы (http://www.duma.gov.ru/) информацию о внесении поправок в Федеральный закон № 107-ФЗ от 3.06.2011г. «Об исчислении времени».
Упражнение 9.2
Найдите с помощью сайта Министерства труда и социальной защиты РФ (http://www.rosmintrud.ru/) текст постановления Правительства «О переносе выходных дней в 2013 году» и ознакомьтесь с его содержанием.