Тема 14. Электронные услуги в сфере культуры, образования, туризма

  • 31.07.2014

Культурные события: афиша, заказ билетов. Путешествия (в том числе паломнические): расписание движения различных видов транспорта, определение стоимости и заказ билетов, бронирование хостелов и гостиниц. Образовательные ресурсы и услуги. Электронные услуги в сфере культуры и искусства не представлены на Едином портале государственных услуг, но во всем разнообразии доступны на множестве сайтов государственных и коммерческих организаций.

Оперативную информацию о разнообразных культурных событиях: фестивалях, премьерах, гастролях, концертах, выставках, лекциях, включая детские мероприятия - можно получать с помощью специализированных ресурсов, таких как Афиша Санкт-Петербурга (http://www.billboard.spb.ru/

Аналогичные ресурсы имеются сегодня во многих регионах нашей страны.

Значительные события в культурной жизни России и мира широко освещаются в средствах массовой информации, будь то виртуальные представительства обычных печатных изданий, например, Российской газеты (http://www.rg.ru/culture/), или тематические электронные газеты, такие как "Культура-Портал" (http://kultura-portal.ru/).

Особое место среди открытых ресурсов Интернета в области искусства занимают музеи, благодаря сайтам которых получить представление об экспозициях, постоянных и временных выставках.

Сайт Государственного музея-заповедника Царское Село (http://tzar.ru/) позволяет нам совершить настоящие экскурсии по Екатерининскому и Александровскому дворцам-музеям и одноименным паркам. Виртуальный Эрмитаж (http://hermitagemuseum.org/) знакомит нас со знаменитыми коллекциями и уникальными экспонатами музея. А курсы Виртуальной Академии, созданные на основе собрания Эрмитажа, знакомят читателя с историей, культурой и искусством разных народов и эпох.

Хорошо известный в нашей стране Русский музей пошел по пути создания виртуальных филиалов (http://www.virtualrm.spb.ru/). В настоящий момент музей располагает 110 филиалами, в том числе один из них находится в Антарктиде. Каждый из них обеспечивает свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам и способствует приобщению широкой зрительской аудитории к ценностям российской культуры.

Собственно виртуальные музеи, то есть музеи, не имеющие аналогов в материальном мире, встречаются крайне редко. Примерами таких музеев могут служить Виртуальный музей русского примитива (http://museum.ru/primitiv/) и Русская утопия (http://www.utopia.ru/) – музей несостоявшихся архитектурных проектов. Конечно, кому-то может показаться, что ценность этих материалов невелика, но для мирового сообщества они, безусловно, представляют интерес.

Желающие «вживую» посетить то или иное учреждение культуры могут узнать всю необходимую информацию на его сайте. Так, например, на сайте уникального Ботанического сада Ботанического института РАН (http://www.binran.ru/botgard/index.htm) можно найти перечень наиболее популярных экскурсий и описание процедуры их предварительного заказа, часы работы сада и его местоположение.

А на сайте Билетер.ru (http://www.bileter.ru/) можно не только увидеть анонсы культурных событий, но и заказать билеты на концерт, в театр, в цирк. В разделе сайта Правила заказа билетов можно получить исчерпывающую информацию по оформлению и получению заказа, стоимости услуг, способах заказа и оплаты билетов и о многом другом.

Любителям путешествий Интернет предоставляет массу электронных услуг: информацию о наличии свободных мест и заказ билетов на различные виды транспорта (морской, железнодорожный, авиационный), заказ гостиниц, оформление страховых полисов. Для решения ваших задач вы можете обращаться непосредственно на сайты организаций, предоставляющих услуги.

Итак, если в ваши планы входит путешествие, то вы вправе выбирать наиболее предпочтительный для вас вариант:

  •  Обратиться в туристическое бюро или паломническую службу.

Сравнение сайтов подобных организаций, например, экскурсионного бюро «ПетербургТур» (http://petersburgtour.ru/) и паломнической службы «Легенда»(http://www.legendapalomnik.spb.ru/) показывает, что электронные услуги, предоставляемые путешественнику или паломнику, идентичны: информация о достопримечательностях мест посещения, календари поездок, сведения о ценах и скидках, контактные данные организации (телефоны, электронная почта).

  •  Спланировать путешествие самостоятельно (заказать билеты туда и обратно, забронировать гостиницу, составить график экскурсий).

Заказ билетов представляет собой сервис, доступный владельцу личного кабинета, то есть зарегистрированному на сайте пользователю. Без регистрации можно ознакомиться с расписанием маршрутов, получить информацию о наличии свободных мест и об условиях оплаты. В простейших ситуациях можно воспользоваться сайтом транспортной организации, например, автобусного вокзала Санкт-Петербурга, расположенного на Обводном канале (http://www.avokzal.ru/). В сложных случаях лучше воспользоваться специализированными поисковыми системами, такими как проект "Посошок" (http://www.pososhok.ru/). На таких сайтах можно найти и при наличии личного кабинета забронировать билеты на различные виды транспорта по самым выгодным ценам, заказать номер в гостинице, страховку, трансфер.

Сервис Яндекс.Расписания (http://rasp.yandex.ru/) (рис. 14.2) позволяет посмотреть актуальное расписание движения различных видов транспорта в вашем регионе, определение которого происходит автоматически. В более сложных случаях, вы можете провести поиск нужных сведений, указав в обязательном порядке пункт отправления и пункт назначения, а при желании – предпочтительный вид транспорта и дату поездки. В случае если отсутствует прямой путь до нужного вам населенного пункта, то вам будут предложены варианты с пересадками. Результаты поиска представят вам исчерпывающую информацию: для всех рейсов указывается время отправления и прибытия (время по умолчанию всегда местное), начальная и конечная точка, перевозчик, время в пути, и в большинстве случаев - номер рейса, модель транспортного средства, цена на одного взрослого пассажира