Система Станиславского — это обширная теория сценического искусства, которую разработал в начале XX века педагог, режиссер и актер Константин Станиславский. Эта система изменила подход театральных деятелей к актерскому мастерству и до сих пор остается основой обучения артистов по всему миру.
Константин Станиславский родился в семье, увлеченной театром, и с ранних лет участвовал в любительских постановках. С годами он все глубже погружался в театральное искусство, и вскоре его по праву стали считать профессионалом.
В 1888 году Константин Станиславский вместе с актером Александром Федотовым, художником Федором Соллогубом и оперным певцом Федором Комиссаржевским организовал Московское общество искусства и литературы. А спустя год, в рамках деятельности общества, Станиславский впервые выступил в роли режиссера: поставил спектакль «Горящие письма» по пьесе Петра Гнедича.
Все больше и больше занимаясь актерским мастерством и режиссурой, Станиславский оставался недоволен господствующими принципами работы на сцене. В конце XIX века театр в России был достаточно консервативным: актеры стремились показывать эмоции, но не проживали их по-настоящему. Театру не хватало системного подхода к развитию персонажей и психологического реализма. Актерские приемы были поверхностными, жестикуляция — утрированной, а спектакли — условными и почти шаржевыми.
Со временем Станиславский сформировал собственный взгляд на сценическое искусство. И когда вместе с Владимиром Немировичем-Данченко создавал Московский Художественный театр, он стремился воплотить в жизнь свои замыслы.
Режиссер описал три технологии актерской игры: ремесло, искусство представления и искусство переживания. Ремеслом он называл использование актерами готовых шаблонов. Искусством представления — умение показывать чувства. А вот искусство переживания было, по мнению Станиславского, эталонным: оно предполагало погружение в характер героя и умение почувствовать настоящие эмоции.
Станиславский хотел добиться от артистов правдоподобной игры. Он побуждал их погрузиться в собственные переживания и эмоции, чтобы по-настоящему прочувствовать своих персонажей. Он подчеркивал важность тщательного анализа героя, понимания его мотивов. Также режиссер считал, что эмоции должны рождаться «здесь и сейчас», то есть во время самого спектакля, чтобы каждое действие актера на сцене было естественным и оправданным.
В книге «Работа актера над собой» Станиславский писал: Как видите, наша главная задача не только в том, чтоб изображать жизнь роли в ее внешнем проявлении, но главным образом в том, чтобы создавать на сцене внутреннюю жизнь изображаемого лица и всей пьесы, приспособляя к этой чужой жизни свои собственные человеческие чувства, отдавая ей все органические элементы собственной души.