Дворянская усадьба как феномен «золотого века» русской культуры

  • 31.10.2021

                                                                                                                                                    Деревня, где скучал Евгений,

                                                                                                                                                    Была прелестный уголок…

                                                                                                                                                                               А.С. Пушкин.

Дворянская усадьба стала уникальным феноменом русской культуры конца XVIII – XIX веков, наиболее ярким воплощением стиля классицизма в архитектуре и ландшафтно-парковом дизайне. С момента издания в 1762м году царём Петром III указа «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне были избавлены от обязательной 25ти летней военной или гражданской службы, и, поскольку теперь они могли выбирать, служить им или нет, многие выбрали пребывание в своём поместье. Это привело к расцвету усадебной культуры, когда дворянские усадьбы стали островками «высокой» дворянской культуры, местами для интеллектуального и художественного творчества. Тут собиралась интеллигентная публика, организовывались спектакли и концерты, велись научные дискуссии и процветало изобразительное искусство. В данном учебном курсе история дворянских усадеб рассматривается на примере нескольких музеев-усадеб, открытых для посетителей в настоящее время. Итак, отправимся в онлайн-путешествие по дворянским усадьбам.

Усадьба «Приютино» в Ленинградской области

Одним из замечательных примеров музея в историко-архитектурной среде является Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино» во Всеволожском районе Ленинградской области. Самый известный её владелец - Алексей Николаевич Оленин (1764 – 1843), видный деятель русской культуры, первый директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств.

Приютино

На фото: Усадьба «Приютино».

Как и в петербургском доме Олениных на набережной реки Фонтанки, так и в усадьбе «Приютино» радушные хозяева гостеприимно встречали выдающихся деятелей русского искусства конца XVIII – первой половины XIX веков. Здесь бывали литераторы, художники, музыканты, актёры, учёные: Г.Р. Державин и Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков и В.А. Жуковский, П.А. Вяземский и А. Мицкевич, Ф.А. Кипренский и Ф.П. Толстой, Карл и Александр Брюлловы, М.И. Глинка, А.Ф. Львов и А.А. Алябьев. Ближайшими друзьями дома в течение нескольких десятилетий были великий баснописец И.А. Крылов и переводчик «Иллиады» Н.И. Гнедич. «Приютино» стало одним из излюбленных мест А.С. Пушкина в 1828 году, когда он был увлечён младшей дочерью Олениных Анной, и даже сватался к ней, но получил отказ.

Приютино

На фото: Интерьер музея-усадьбы "Приютино".

Строительство усадьбы началось в 1795 году, и облик усадьбы складывался постепенно. Парк в английском стиле, столь характерном для русского классицизма XIX века, проектировался с учётом особенностей неровного ландшафта и пруда, образовавшегося в результате установки плотины на реке Лубья.

Приютино

 

На фото: Интерьер музея-усадьбы "Приютино".

Возрождение усадьбы началось с 1969 года, когда в ней было решено открыть Всеволожский краеведческий музей. Музей открылся в 1974 году, а с 1990 здесь действует современная экспозиция. В интерьерах усадьбы экспонируются подлинные предметы обстановки XIX века, мемориальные вещи семьи Олениных.

Приютино

 

На фото: Интерьер музея-усадьбы "Приютино".

В части музея разместилась краеведческая экспозиция, посвящённая истории Всеволожского района и Ленинградской области. Музей-усадьба расположена рядом с Дорогой жизни, которая стала символом трагических лет в истории Ленинграда и Ленинградской области. Дорога жизни – это путь мужества и героизма, связывавший осаждённый город с остальной страной. По дороге жизни под вражескими обстрелами и бомбёжками из блокадного Ленинграда вывозили измученных голодом мирных жителей, а в город везли боеприпасы и продовольствие. Закономерно, что часть экспозиции посвящена страницам истории, связанным с Великой Отечественной войной.

Приютино

На фото: парк музея-усадьбы "Приютино".

Часть усадебного комплекса в данный момент реставрируется, и благодаря этому музей-усадьба должна стать ещё более прекрасной и романтичной. Об условиях посещения «Приютино» можно узнать на сайте музея. Музей расположен по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск, Приютино, д.1.

Пушкинские горы. Усадьбы в Псковской области, связанные с А.С. Пушкиным и его семьёй.

 

Пушкинские места Псковской области бережно хранят память о великом поэте А.С. Пушкине и его семье. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский заповедник) состоит из нескольких музейных объектов: Тригорское, Петровское, Михайловское, Некрополь Ганнибалов-Пушкиных, Бугрово и старинные городища.

Михайловское

На фото: Псковская область. Усадьба А.С. Пушкина Михайловское.

В Пушкинских горах расположен Святогорский монастырь, где находится семейная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных и могила А.С. Пушкина.

Святогорский монастырь

 

На фото: Святогорский монастырь в Пушкинских горах.

Музеи-усадьбы, связанные с Пушкиным, расположены у Пушкинских гор недалеко друг от друга. Интереснее посещать их в последовательности Тригорское – Петровское – Михайловское.

Тригорское

 

На фото: Дом Осиповых-Вульф в Тригорском, переделанный из помещения полотняной фабрики.

Пушкин любил бывать в Тригорском у своих друзей Осиповых-Вульф. Эта усадьба вдохновила его на создание образа «дома Лариных» в романе «Евгений Онегин».

Следующая усадьба, связанная с семьёй матери Пушкина, это Петровское – имение крестника Петра I Абрама Петровича Ганнибала и его потомков.

Петровское

 

На фото: Петровское. Дом Абрама Петровича Ганнибала.

Тут расположен особняк XVIII века в голландском стиле, построенный ещё для А.П. Ганнибала, и усадебный дом в стиле русского классицизма XIX века П.А. и В.П. Ганнибалов.

Петровское

 

На фото: Петровское. Дом Петра Абрамовича и Вениамина Петровича Ганнибалов.

Смысловым центром Пушкинского музея-заповедника является Михайловское.

Михайловское

 

На фото: Псковская область, усадьба А.С. Пушкина Михайловское.

Михайловское было любимым имением А.С. Пушкина, его домом, куда он приезжал для восстановления душевных сил, где он пребывал в ссылке за своё озорное вольнодумие, и где он много общался со своей старой няней Ариной Родионовной, его любимой собеседницей и вдохновительницей.

Михайловское

На фото: Михайловское. Интерьер дома А.С. Пушкина.

Пушкинские места Псковской области невероятно красивы, их природа была и до сих пор может быть источником литературного вдохновения. Пребывание здесь сказалось, например, на творчестве писателя Сергея Довлатова, который в 1977 году работал в пушкинском музее-заповеднике экскурсоводом. Этот период Довлатов впоследствии описал в повести «Заповедник», изданной в США в 1983 году. Так что в деревне Березино, недалеко от Пушкинских гор, есть ещё один литературный музей, посвящённый уже писателю ХХ века - Сергею Довлатову.

Здесь снимался самый популярный в 2019 году в России фильм «Холоп», который во многом обязан своим успехом прекрасным видам псковского края.

Эти места интересно посмотреть не только в фильмах и на фотографиях, туристам стоит приехать сюда, чтобы тоже почувствовать вдохновение от прикосновения к заповедной истории пушкинских мест.

Пригородные усадьбы Санкт-Петербурга. Усадьба Лейхтенбергских (Сергиевка)

Сергиевка, она же усадьба Лейхтенбергских, в настоящее время комплекс сооружений Биологического научно-исследовательского института СПбГУ, расположена по адресу Старый Петергоф, Ораниенбаумское шоссе, д.2. Сергиевка занимает территорию между железнодорожной станцией «Университет» и Ораниенбаумским спуском.

Сергиевка

На фото: Дворец Лейхтенбергских. Архитектор А.И. Штакеншнейдер. 

В начале XVIII века владельцем этой местности был сподвижник      Петра I А.И. Румянцев, затем его сын П.А. Румянцев-Задунайский, а в честь уже его сына, Сергея Петровича Румянцева, усадьбу и стали называть Сергиевкой. С 1822 года усадьбой владел купивший её К. Нарышкин, а с 1838 года – Николай I. Сергиевка стала загородным домом его любимой дочери Марии Николаевны и её мужа герцога Максимилиана Лейхтенбергского, затем их потомков.

Центральный дом поместья, дворец Лейхтенбергских, был возведён в 1839 – 1842 годах по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в стиле позднего классицизма. Усадьба состояла из комплекса зданий, которые значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны, поскольку находились под постоянными обстрелами на рубеже обороны Ораниенбаумского плацдарма, не захваченного фашистами. В 1965 году по проекту архитектора В.И. Зейдемана был отреставрированы фасады дворца, а с 1969 года под руководством архитектора К.Д. Агаповой реставрационные работы велись и в парке. Дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка» является не только памятником истории и культуры, но и памятником природы. Площадь парка, сформированного из лесного массива, составляет 120 га, он является естественной средой обитания для более чем 250 видов растений, 185 видов птиц и 35 видов млекопитающих. Дренажная система здесь устроена так, что даже в сильные дожди дорожки остаются сухими.

Сергиевка

 

На фото: Вид с крыльца особняка Лейхтенбергских на побережье Финского залива.

Самой легендарной достопримечательностью парка является вросшая в землю парковая скульптура «Каменная голова».

Сергиевка

На фото: Скульптура «Каменная голова» в парке «Сергиевка».

Обстоятельства её создания, время и авторство в настоящее время обсуждаются исследователями, но, хотя атрибутировать её происхождение точно пока не удалось, все узнают в ней персонаж из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

Многие объекты дворцово-паркового ансамбля ещё не отреставрированы, но есть и хорошо реконструированные здания.

Сергиевка

На фото: Свято-Троицкая церковь в Сергиевке. Архитектор А.И. Штакеншнейдер.

Например, недавно была отремонтирована Свято-Троицкая церковь, построенная в 1858-1860х годах под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера в стиле, близком петербургскому барокко XVIII века. Благодаря этому изящное и светлое здание храма воспринимается как территориальное продолжение расположенного относительно недалеко дворцово-паркового комплекса Нового Петергофа.

Сергиевка

 

На фото: Свято-Троицкая церковь в Сергиевке. Архитектор А.И. Штакеншнейдер.


Усадьба Лейхтенбергских в настоящее время принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету, это не музейное пространство, доступ в здания возможен только для сотрудников СПбГУ, но вход в парк свободный, и Сергиевка является любимым местом для прогулок и досуга местных жителей, а также незначительного количества туристов.

Пример южной дворянской усадьбы. Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко

 Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) является ярким представителем русской дворянкой культуры XIX века. Ярошенко как военный инженер получил соответствующее образование в Михайловской артиллерийской академии в Санкт-Петербурге. В 1869м году, окончив академию, он получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где и прослужил более 20 лет. Таким образом, значительную часть своей жизни Ярошенко отдал военной службе, сделал хорошую карьеру и вышел в отставку в чине генерал-майора. Параллельно он получил и художественное образование, в 1874 году экстерном закончил Академию художеств.

Усадьба в Кисловодске

На фото: усадьба художника Н.А. Ярошенко "Белая вилла" в Кисловодске.

Ярошенко с удовольствием занимался живописью, был участником передового для своего времени направления в изобразительном искусстве – передвижничества. В 1875м году он дебютировал на Четвёртой Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Н.А. Ярошенко был членом Товарищества передвижников, стремившихся в своём творчестве «уйти» от академической манеры в живописи.

Усадьба в Кисловодске

 

На фото: экспозиция музея-усадьбы художника Н.А. Ярошенко "Белая вилла" в Кисловодске.

Н.А. Ярошенко известен не только своими портретами и жанровыми сценами, но и пейзажами, изображавшими Кавказские горы. В то время горный пейзаж был незнаком многим жителям средней полосы России, и его Кавказские этюды часто воспринимали как фантазийные виды, хотя живопись его была фотографически-реалистичной. Критик В. Стасов даже называл его «портретистом гор».

Усадьба в Кисловодске

На фото: экспозиция музея-усадьбы Н.А. Ярошенко "Белая вилла" в Кисловодске.

В 1885 году Н.А. Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белая вилла», где проводил лето с семьёй. В 1892м году он вышел в отставку в чине

генерал-майора, как и его отец в своё время.

Усадьба в Кисловодске

На фото: интерьер музея-усадьбы художника Н.А. Ярошенко "Белая вилла" в Кисловодске.

К радушной чете Ярошенко на виллу приезжали многочисленные гости – писатели, артисты, учёные. Н.А. Ярошенко прожил в своей усадьбе «Белая вилла» до конца своих дней.

Усадьба в Кисловодске

На фото: фруктовый сад в музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко "Белая вилла" в Кисловодске.

В настоящее время усадьба "Белая вилла" в Кисловодске является посвящённым художнику Н.А. Ярошенко музеем, где экспонируются его картины, воспевающие красоту любимых им Кавказских гор.

Таким образом, данный учебный курс рассказывает об уникальном феномене «золотого века» русской культуры – дворянских усадьбах, действующих в наши дни как музеи.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ БОЛЕЕ ПОДРОБНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА:

  1. Аничков В.И. Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии. Великий Новгород, 1916.
  2. Будылин И.Т. Деревенский Пушкин: пушкинские места Псковского края. М.: Профиздат, 2008.
  3. Голомолзин Е.В. Пригороды Петербурга пешком. М.: Эксмо, 2017.
  4. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб: Европейский дом, 2001.
  5. Жаплова Т.М. Аксессуарная деталь как средство поэтизации усадебного мира (на материале поэзии «пушкинской поры»)/ Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (39). С.48-55.
  6. Зеленова А.И. Дворец в Павловске. Л.: Лениздат, 1986.
  7. Зимин И.В. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начала ХХ в. М.: Центрполиграф, 2011.
  8. Первушина Е.В. Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII – начала ХХ века. Владельцы, обитатели, гости. СПб: Издательство «Паритет», 2012.
  9. Пушкинские места: в 2 ч./Составитель Н.А. Тархова; [Предисл. Д.С. Лихачёва] – М.: Профиздат, 1988. Ч.1. Москва и Подмосковье. Ленинград и его пригороды. Псковский край. Верхневолжье. Болдинская земля.
  10. Пушкинские места Ленинградской области [Мультимедиа]: [Россия]: ГКУК «Ленинградская обл. универсальная науч. Б-ка», 2014. 14 8) Широкий В.Ф. Пушкин в Петербурге: Пушкинские места в Ленинграде. Ленинград: [изд. И 1 тип. Изд-ва Леноблисполкома и Ленсовета], 1937.

 На фото обложки: усадьба "Александрино" в Санкт-Петербурге. Построена в XIX веке в стиле классицизма. Архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. В настоящее время здесь находится детская художественная школа № 4 Кировского района Санкт-Петербурга.

Дворянская усадьба как феномен «золотого века» русской культуры

Предыдущие посты

Эволюция российской идеологии: основные этапы

Эволюция российской идеологии: основные этапы

Этот учебный курс рассказывает об основных направлениях отечественной социально-политической мысли.

Введение в философию возраста

Введение в философию возраста

Проблема возраста, если помыслить её философски, это не что иное как вопрос о времени, поставленный

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)