КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ ТЕАТР?

  • 15.04.2024

Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках, переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами — дураками. Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре.

У живших в России выходцев из стран Европы в XVII веке были популярны домашние театры. Такие представления посещали и сами москвичи, так что состоятельные горожане были знакомы с театральным искусством. Профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича. Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати. Как режиссер постановкой руководил лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори. Для спектакля в царской резиденции в селе Преображенском под Москвой построили здание, оснащенное специальным инвентарем. Его назвали «Комедийной хороминой»: это было деревянное строение, вокруг которого стоял тын с воротами. На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места.

Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». В основу пьесы лег библейский сюжет, но она в целом носила светский характер. В постановке участвовали около 60 человек, главные роли исполнили иностранные профессиональные актеры, остальные — служилые иноземцы и их дети. Само действо длилось почти целый день и включало в себя театральное представление, хореографические номера, игру на музыкальных инструментах. Костюмы для актеров сшили из дорогих тканей, сцену осветили множеством свечей.

В дальнейшем спектакли в «Комедийной хоромине» давали регулярно. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году представления прекратились, однако многие знатные особы продолжали ставить спектакли в собственных домах.

Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей. Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию.

До середины XVIII века в России развивались любительские и придворные театры. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать.

Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие. Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали.

Источник: https://www.culture.ru/s/vopros/pervyi-teatr/

 

Александр Дугин

КОМЕДИАЛЬНАЯ ХРАМИНА

27 октября можно считать датой появления в России театра. В этот день в 1672 году  в Комедиальной хоромине -- первом в России здании, по указу царя Алексея Михайловича выстроенном специально для театральных постановок под Москвой в Преображенском, был поставлен первый спектакль. Актеров набрали из немцев в Немецкой слободке. Спектакль шел на немецком.

В основе лежал библейский сюжет в лютеранской трактовке. Название звучало так:

«Комедия, как Артасеркс велел повесить Амана по царицыну челобитью и Мардохеину наученью».

Режиссером выступил протестантский проповедник, сын аптекаря. Спектакль шел по-немецки.

Зрелище было непривычным, долгим и судя по всему отвратительным. Первая попытка модернизации русских нравов не удалась. А после смерти Алексея Михайловича Комедиальную хоромину снесли как «богопротивную» по приказу его более традиционалистски ориентированного сына царя Федора Алексеевича.

Позднее к театральным постановкам – прежде всего в целях издевательства над нравственностью, благочестием, смыслом и хорошим вкусом – вернулись уже при Петре Великом. Отныне в театр вносились дополнительно крайне скабрезные элементы, делавшие все происходящее еще более идиотским.

Когда мы видим, что происходит с современным российским театром, сами собой на ум приходят именно такие воспоминания.
«Комедия, как Артасеркс велел повесить Амана по царицыну челобитью и Мардохеину наученью»  Само название пышет безвкусицей, бесчеловечной жестокостью и совершенной неуместностью в сочетании с нерусской подражательной аляповатостью. Театр в России начинался как нечто богопротивное и сегодня движется именно в этом направлении.

А что же Станиславский? Спросите вы. Да, Станиславский это прекрасно. Но это театр, неразрывно связанный с культурой Серебряного века. Его метод оживает только во вполне определенном контексте. Чтобы понимать Станиславского, чтобы ставить пьесы, которые он ставил и продолжать его традиции, нельзя быть немцем из Слободки, нельзя быть позднесовестким либеральным дегенератом. Надо быть носителем русской культуры и русского Логоса, надо хорошо ориентироваться в русском историале и его семантике, надо быть посвященным в русскую культуру. Это посвящение для всех творцов, поэтов и актеров Серебряного века было самым главным.

Метод Станиславского - это способ выражения русской мистерии, передача ее смыслов и ее парадоксов, ее диалектики и ее бездн. Нельзя делать русский театр и не быть пронзенным необоримой любовью к России, страстью к России.

Так было в эпоху становления и расцвета подлинно русского театра. Это бросило отблеск и на советский период, когда традиции Серебряного века еще чудом сохранились несмотря на марксистскую материалистическую абракадабру. Но постепенно эта искра стала угасать, и в последние десятилетия СССР театр снова стал напоминать то, «как Артасеркс велел повесить Амана»… и так далее. А потом рухнуло вообще все.

В русской культуре театр это театр золотого и серебряного веков. Он возник именно тогда, и только в их контексте имеет смысл.
Но конечно, театр – это нечто грандиозное, космическое. О глубинах античной драмы как раз и задумывались в Серебряном веке, когда Иннокентий Анненский, Дмитрий Мережковский, Фаддей Зелинский, Вячеслав Иванов и многие другие великие поэты и мыслители заново переводили Эсхила, Софокла и Еврипида. Эти переводы были важнейшей частью для постижения нашей русской Мистерии, служили ее основанием, ее живительным источником. Тогда же русские открыли Метерлинка, Ибсена, Стринберга с их напряженной экзистенциальной драмой.

И именно в этом напряженном контексте открытия театра как такового, театра метафизического, театра священного, театра абсолютного и жили, творили и ставили свои постановки русские театральные гении. Их высшей целью было сделать русский театр частью великого театра мира, соединить в театре и через театр судьбы России и трагедию человечества.

Настоящий театр требует невероятных усилий. В нем сходятся все виды свободных искусств – поэзия, музыка, танец, живопись, архитектура и главное философия, мысль, дух. Глупый театр – это самое отталкивающее и унизительное извращение. В нашей истории, увы, он начинался именно с этого. И снова в это же самое стремительно превращается.

Театр важнее, чем настоящая жизнь, так как он задает ее образцы, нормы, горизонты и ориентации. Если в России сможет состояться настоящий театр, это изменит все.

Источник: https://katehon.com/ru/article/komedialnaya-hramina

 

КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ ТЕАТР?

Предыдущие посты

15 апреля в Санкт-Петербурге стартует театральный фестиваль LOFT

15 апреля в Санкт-Петербурге стартует театральный фестиваль LOFT

С 15 по 28 апреля 2024 года в Театре на Васильевском пройдет V театральный фестиваль LOFT. В его пр

Русские писатели на сцене домашних театров

Русские писатели на сцене домашних театров

В XIX веке домашние спектакли были одним из любимых развлечений интеллигенции и просвещенных помещик

Университет третьего возраста

Университет третьего возраста. 2012-2021. Разработано при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО (egov.itmo.ru)