Лекция 1. Задачи повышения компьютерной грамотности людей старшего поколения
Эффективным способом адаптации людей старшего возраста к изменениям является система обучения. Обучение пожилых людей способствует решению сразу нескольких проблем. Повышается социальная активность людей старшего возраста, снижается уровень тревожности, повышается степень удовлетворенности в жизни, повышается самооценка.
В соответствии с целями и задачами формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, в государственной программе «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» представлена основная цель - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Вместе с тем, граждане часто обладают недостаточными знаниями в области ИКТ, иногда сопротивляются инновациям, чаще всего имеют самые поверхностные знания о том, какую экономию сил и средств им могут обеспечить правильно применяемые информационные технологии. И если об обучении граждан, работающих на частных предприятиях, заботятся руководители, то в обучении людей старшего поколения, пока целостная система не выстроена.
Задачи государства по реализации проектов по оказанию гражданам электронных услуг могут осуществиться только, если они будут подкреплены соответствующей системой обучения.
В государственные задачи информатизации населения в последнее время входило создание технической инфраструктуры, поставка компьютеров, прокладка сетей и разработка программных решений. Сегодня появилось понимание, что эти ресурсы должны быть качественно и доступно наполнены. Еще в июле 2008 года в в своем выступлении на Президиуме Госсовета Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал: «Эксперты полагают, что информационный капитал личности – это очень значимый ресурс, особенно в нашу эпоху. Поэтому разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создаёт так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство. Когда те, кто живёт в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями и по доступу в сеть Интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живёт в небольших населённых пунктах, не обладают практически никакими. Вот это цифровое неравенство, цифровой разрыв мы должны преодолеть». Таким образом, одной из основных задач является преодоление цифрового неравенства. Для решения этой задачи необходимо осуществлять обучения людей старшего поколения основам компьютерной грамотности