Лекция 3. Законы эффективного обучения людей старшего возраста
Обучение людей старшего возраста должно исходить, прежде всего, из обучения действием, необходима постоянная практика, сопровождаемая обсуждением возникающих вопросов. Рекомендуется использовать принцип изложения материала «от простого к сложному». Для того, чтобы люди старшего возраста хорошо усвоили изучаемый материал, необходимо чтобы обучение было интерактивным, т.е. обеспечивающим вовлеченность, участие самого обучающегося.
Людям старшего возраста чрезвычайно важно живое общение, которое можно получить только в ходе разговора с живым эмоциональным и неравнодушным человеком. Поэтому, перед началом занятия, рекомендуется познакомиться со всеми присутствующими, и выяснить с какими ожиданиями пришел на занятие каждый человек. Также рекомендуется выяснить с помощью различных вопросов, какой уровень знаний у членов группы по изучаемой дисциплине. Это поможет не только установить контакт, но и правильно сориентироваться в последовательности изложения материала.
Для того, чтобы обучение группы, состоящей из людей старшего возраста было эффективным, работу с такой группой стоит основывать на принципах диалога и активного участия обучаемых. В таком случае преподаватель становится и психологом и организатором, вовлекает группу в непринужденную активную работу, ведущую к эффективному результату. Понятно, что классическая лекция и даже лекция с элементами беседы с преимущественным положением ведущего, не могут привести к таким результатам.
Рассмотрим несколько основных законов обучения людей старшего возраста:
1. Паритетность
Преподаватель, организатор обучения является и участником группы. У каждого обучающемуся должна быть возможность высказывать свое мнение в корректной форме.
Организационно-технические и ораторские приемы:
находитесь в круге участников, а не стойте вдалеке перед группой;
избегайте директивного стиля работы, стиль речи - не доклад, а беседа;
заранее продумайте варианты обращение к группе;
повторяйте свои вопросы и указания мягко, не проявляя раздражения, не торопите с ответом;
дайте возможность (или создайте видимость) самостоятельного выбора методов обучения;
2. Творчество
Опыт всегда заставляет воспринимать новое знание через привычные нормы, заложенные стереотипы. Для того, чтобы полноценно получать новое знание, необходимо начать его генерировать самостоятельно.
Организационно-технические и ораторские приемы:
используйте дидактическую технику (привычную и ожидаемую слушателями «третьего возраста») в сопровождении с вопросами, побуждающим к размышлению;
применяйте различные методы работы в группах, дискуссии, чтобы дать возможность использовать свой опыт и в то же время возможность исследовать что-то новое и учиться самим;
поощряйте вопросы, даже если вам кажется, что ответ очевиден, отвечайте так, будто вопрос помогает вам раскрыть важнейшие аспекты темы (если вопросов мало, то, может быть, слушатели бояться их задавать, чувствуют себя неуверенно);
3. Ориентированность на личность
Обучение людей пенсионного возраста предполагает необходимость учитывать их личный опыт и знания, особенности психологического характера.
Организационно-технические и ораторские приемы:
связывайте изучаемый материал с ситуациями, с которыми пожилым людям приходится сталкиваться в повседневной жизни;
давайте такие задания, с которыми слушатели могут успешно справиться;
4. Согласие и гармония
Позитивные эмоции, полученные в процессе обучения повышают эффективность этого процесса как минимум в два раза
Организационно-технические и ораторские приемы: