Лекция 7. Методики оценки эффективности и уровня полученных пожилыми людьми знаний
Для оценки эффективности обучения и уровня полученных знаний можно применять различные методики осуществления контроля усвоения необходимой информации гражданами пожилого возраста.
Цифровая грамотность
В данном разделе важным понятием является так называемая новая концепция грамотности: «цифровая грамотность» – грамотность человека в век информационных технологий, позволяющая ему быть компетентным в вопросах информационного взаимодействия с использованием ИКТ и интернет коммуникаций. В цифровую грамотность включаются четыре аспекта :
– компьютерная грамотность – умение работать на компьютере;
– информационная грамотность – умение находить, понимать, организовывать и архивировать цифровую информацию;
– мультимедийная грамотность – умение создавать материалы с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио- и видео);
– грамотность компьютерной коммуникации (точнее, коммуникации посредством компьютера) – способность к онлайновой коммуникации в устной и письменной форме (электронная почта, чаты, блоги, видеоконференции и т.д.).
Выделение цифровой грамотности с подразделением ее на четыре аспекта во многом явилось следствием появления нового поколения Всемирной паутины – Web 2.0, в котором последние два аспекта (мультимедийная грамотность и грамотность компьютерной коммуникации) приобрели масштабы воздействия на общество, сопоставимые с внедрением книгопечатания. ИКТ перешли из разряда всеобщего потребления в разряд всеобщего творчества.
Методика оценки цифровой грамотности пожилого человека должна включать в себя не столько оценку объективных знаний, умений и навыков, сколько субъективные оценки человеком своих возможностей по использованию ИКТ. Это положение определяется целью обучения пожилых людей – обеспечение для данной категории населения нового качества жизни.
Методика оценки эффективности обучения и уровня полученных знаний включает расчет двух основных итоговых параметров: абсолютной и относительной эффективности.
Абсолютная эффективность – это оценка степени достижения требуемого результата в сравнении с абсолютно всеми другими результатами данной деятельности
Относительная эффективность – это оценка степени достижения результатов относительно начального уровня как одного обучаемого, так и одного или группы учебных центров.
Оценка относительной эффективности обучения и уровня полученных знаний гражданами пожилого возраста предполагает исследование данных полученных в ходе итогового анкетирования (наблюдения, собеседования) в сравнении с начальными данными. Таким образом, появляется возможность установить, каких результатов удалось достичь оцениваемому подразделению в работе с данной конкретной группой обучаемых.
Плюсы относительной эффективности состоят в том, что, например, группу инвалидов труднее обучить, чем группу здоровых людей, в данном случае относительная эффективность более показательное значение. Также данная процедура применима в том случае, когда в регионе отсутствуют подготовленные специалисты, а обучение проводят только школьники-волонтёры. С использованием расчета относительной эффективности можно, кроме того, получить данные о динамике эффективности в отдельном подразделении.
Плюсы расчета абсолютной эффективности в том, что сравнению подлежат все обучаемые или учебные центры, которые сравнивается друг с другом. Это позволяет определить их эффективность в общей системе.
На основе полученных данных можно сделать выводы
- об общей эффективности программы по обучению целевой аудитории работе с ИКТ и использованию сетевых ресурсов в целом и по отдельным компонентам;
- о степени эффективности отдельных подразделений (групп, центров, пунктов);
- о направлениях совершенствования работы, исходя из детального анализа тех критериев, по которым отмечается наименьшая эффективность;
- о возрастных, гендерных, профессиональных и других группах внутри целевой аудитории, обучение которых отличается по своей эффективности в ту или иную сторону от средних значений генеральной совокупности и о возможностях по совершенствованию работы с «трудными» группами.