Культура и цивилизация

  • 30.11.2014

Видео

В видеозаставке к данной лекции я использовал знаменитые эпизоды из фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1972) - проезд одного из персонажей картины на автомобиле по скоростному шоссе через условный «город будущего». Обратите внимание на мрачный образ состоящего из кубов и прямоугольников нагромождения зданий, темный туннель, напряженное лицо водителя машины, мчащейся по этой символической «дороге в неведомое». В сущности, никто на этом тревожном пути не знает, куда он ведет человечество…

А следующий фрагмент - гениальная сцена невесомости из того же фильма, где воплощением культуры являются не только художественные шедевры (Брейгель) на стенах библиотеки, затерявшейся в мире Соляриса, но и любовь героев. Культура и цивилизация – понятия близкие, но не совпадающие.

Цивилизация – это вся совокупность духовных и материальных ценностей (продуктов), созданных в истории того или иного народа или эпохи.

Под культурой же мы будем пониматьсветскую (в отличие от церковной) формудуховной жизни, и прежде всего общественное мировоззрение, нравственность и искусство. Культура и цивилизация не только отличаются, но иногда могут даже противоречить друг другу, развивая мощную техническую базу для интеллектуально развитого, но духовно нищего человека.

Изобразим для наглядности отношения между цивилизацией и культурой в виде круговой схемы (рис.1).

Рис. 1. Цивилизация и культура 

В духовном центре цивилизации находится религиозное ядро, включающее в себя веру народа и его священный язык, на котором он говорит с Богом. В русской цивилизации это, соответственно, православная вера и славяно-русский язык. Вокруг указанного ядра располагается цивилизационные оболочки, начиная с интеллектуально-нравственно-художественной (собственно культура); далее следует государственно-политическая сфера - область соединения священства и царства, духовной и светской власти; наконец, внешнюю форму цивилизации образует её хозяйственно-экономическая и технологическая жизнь, «тело власти», излучающее её силу на весь остальной космос. Образы, символы, знаки культуры - это духовно-смысловая иерархия («лестница»), одновременно сближающая и разделяющая между собой идеальное и реальное. Применительно к круговой схеме это означает, что некоторые оболочки цивилизации - в частности, культура - могут иногда значительно отдаляться от её онтологического ядра, или даже вовсе противоречить ему.

Обратите внимание, что в рассматриваемой нами духовно-социально-материальной структуре дух управляет душой, а душа - телом, но не наоборот. Если сформулировать жизненную (общественно-политическую, нравственную и художественную) норму цивилизации, то она предстанет перед нами как единство, а не как разделение: всякая власть есть, в конечном счете, духовная власть. По этой причине любые упрощенные концепции культуры (вроде марксистской или фрейдистской) по-настоящему не столько объясняют, сколько искажают её. «Экономический материализм» (Маркс) или «сублимация полового влечения» (Фрейд) есть яркие примеры того, что в философии называется «редукцией» - снижением, сведением высшего к низшему. Классический пример редукции – дарвиновская теория происхождения человека от обезьяны.

Принцип взаимоотношений между культурой и цивилизацией можно представить и в виде креста, соединяющего между собой Дух и Материю, Правое и Левое.

Рис. 2. Взаимосвязь духовных полюсов цивилизации и культуры 

Вертикальную основу мирового креста образует божественная энергия -

Преображение Господне (икона Андрея Рублёва1405 год)

Фаворский свет исходящий от Творца мира и пронизывающий весь сотворенный космос сверху донизу - вплоть до тьмы кромешной, до ада. Со своей стороны, онтологическую горизонталь креста образует тварный (земной, чувственный) мир как таковой, в его относительной завершенности и самоценности, где решающую роль играет различение дел правой и левой руки — правды и кривды. Если к указанной вертикали духовных энергий и горизонтали тварного бытия прибавить ещё диагональ культуры, постоянно колеблющейся между светом и тьмою, между святостью и демонизмом, мы получим принципиальную метафизическую схему цивилизации (рис.2).

Итак, основу любой цивилизации и культуры составляет её главный религиозно-ценностный выбор, красной нитью проходящий через всю её историю. Различие её уровней (оболочек) есть, по сути, череда зеркал, передающая исходный духовный импульс от одной ячейки цивилизации к другой. Образы, символы и знаки культуры суть именно такие ячейки, отличающиеся друг от друга мерой соотношения в них духовного и материального. Если чудотворная икона есть богочеловеческий образ, истоком которого оказывается сам Первообраз, то символы философии или искусства создаются уже людьми в свете веры.

В храме Бог живет тогда, как культурой он только знаменуется (символизируется). Для иллюстрации этой мысли приводим фрагмент сопровождения православного богослужения и начало Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.

При всей грандиозности звучания рахманиновского шедевра, это всё же только светская музыка, тогда как церковная служба непосредственно вводит молящегося в область священного (сакрального) бытия. Никто иной, как апостол Павел дал исчерпывающую формулировку онтологического несовпадения образа, символа и знака в истории – их роковой разнонаправленности:«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, то знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы» /I Кор. 13, 1-3/

Из сказанного следует, что произведения культуры суть именно знаки (отражения) небесного света, хотя уже не сам Свет. Конек на крыше крестьянской избы - такой же образ её земного странничества, как крест над куполом собора - символ его надзвездного полета. Свобода/необходимость, богатство/бедность, труд/праздник в равной мере отражают двойственную – духовно-материальную – специфику культуры, преломляющую божественную энергию жизни в процессах и продуктах повседневного существования. В храме есть царские врата для Царя-Христа, и есть место для простолюдина и последнего нищего. Небесному Царю молятся, а земную власть уважают как продолжение изначальной упорядоченности вселенной. Внешний обвод любой цивилизации составляет её вещественное (производственное, информационное и т.п.) тело, несущее на себе её энергетику и символику. Вся мировая история - религии, идеологии, государственности и хозяйства - убеждает в том, что технологическая (хозяйственно-экономическая) оболочка всякой цивилизации есть проекция её духовного центра - как в её достижениях, так и в её провалах. Графически указанная иерархия культа, культуры и цивилизации выглядит так: 

Вопросы для самопроверки

1.Как соотносятся между собой понятия цивилизации и культуры?
2.Каково строение цивилизации?
3.Что находится в основе (в ядре) духовной культуры?