Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского

  • 30.11.2014

 Фильм рассказывает о взаимодействии культур Руси и Франции на материале реальных исторических событий ХI века. Давая этот краткий обзор петербургского периода русской культуры, нельзя миновать учения Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) - во-первых, по причине его сравнительно малой известности, а также в силу его значения как систематизатора славянофильства.

 Данилевский был биолог, и его замысел состоял в том, чтобы показать своеобразие славяно-русского «растения» на фоне мировой исторической и культурной жизни. Характерно, что свою знаменитую (хотя и не издававшуюся при советской власти) книгу «Россия и Европа» он начинает почти с «тютчевского» вопроса: почему Европа нас не любит? И отвечает: потому что Европа видит в России чуждое себе начало. Несмотря на все благодеяния Европы со стороны России - защита от монголов, освобождение от Бонапарта и т. д., - Европа не считает нас своими и одновременно боится нас, потому что видит в нас силу.Действительно, Россия почти не знала феодализма и католичества; не входила в состав империи  Карла Великого; Карл Великий – король франков (VIII - IХ века), стремившийся воссоздать Римскую империю в Европе.    не ведала  схоластики  Схоластика – формально-логическое учение о Боге, преподававшееся в средневековых университетах Европы.   и рыцарства; не пережила протестантства и  гуманизма Гуманизм Гуманизм – учение о человеке как самоценности и самоцели, возникшее в европейской философии и культуре в эпоху Ренессанса    - короче говоря, Россия развивалась отдельно от европейского добра и зла. Более того, Россия делается смешной, когда начинают строить из себя Европу («империя фасадов», по выражению де Кюстина...).

Однако Европа - это всего лишь романо-германская цивилизация, один из двенадцати культурно-исторических типов, обнаруженных Данилевским в мире. Вот эти типы: 1 - египетский; 2 - китайский; 3 - ассиро-вавилоно-финикийский; 4 - индийский; 5 - иранский; 6 - еврейский; 7 - греческий; 8 - римский; 9 - арабский; 10 - романо-германский. Существовали еще мексиканский и перуанский типы, но они безжалостно уничтожены «гуманными» колонизаторами.

Что касается России, то она образуетсамородный культурно-исторический мир, который нельзя путать с другими. Все культурно-исторические типы имеют свою историю, свою юность, зрелость и старость. Юность народов - это их «этнографическое состояние», героический эпос; затем следует государственное состояние, характеризующееся образованием центральных державных структур; под их защитой наступает расцвет собственно культуры, в которой осуществляются духовные идеалы данного народа («где сокровище ваше, там и сердце ваше»); наконец, приходит цивилизованная старость, приносящая с собой либо иллюзию самодостаточности (как в Китае), либо апатию отчаяния (как в Риме перед приходом Христа).

Таким образом, Николай Яковлевич Данилевский выступил в 1860-х годах прошлого века с одной из первых в мире теорий культурно-исторических циклов, совершив тем самым нечто вроде коперниканского переворота висториософии. Указав, что срок активной жизни цивилизации составляет примерно 1500 лет и определив главные направления деятельности цивилизаций, Данилевский, по сути, опроверг господствовавшие в его время наивно-оптимистические воззрения на историю (вроде гегелевского торжественного шествия абсолютной идеи) и предвосхитил позднейшие концепции культурно-исторических циклов в западной и русской науке (начиная с О. Шпенглера и кончая Л. Н. Гумилевым). В мировом доме обитателей много, как бы говорит Данилевский: не следует сводить дело только к одному романо-германскому (западному) образцу. Каждая цивилизация вырабатывает особое, свойственное только ей отношение к Богу (религия), своеобразное отношение к внешнему миру (наука и искусство), специфические отношения людей друг к другу как в государственной жизни (политика), так и в труде (хозяйство). Ни в коем случае нельзя смешивать их друг с другом или навязывать одной цивилизации политику, экономику или веру другой. Так, например, гений израильского народа проявился прежде всего в его единобожии, в завете с единым Богом-Отцом; древние греки создали удивительное искусство, римляне - правовое государство, романо-германские народы - естественную науку и философию.

Однако все это были одноосновные, одномерные культурно-исторические типы. Самобытность русской цивилизации заключается в том, что оначетырехосновна - она стремится к объединению, к синтезу веры, знания, искусства, хозяйства и государства. В области религиозной одаренность русского народа не вызывает сомнений, что сближает Россию с Израилем и Византией. В государственно-политической сфере Русь создала мощную державу с центром в Москве, причем держава эта создавалась не столько путем колонизации (на манер европейского истребления коренных народов и цивилизаций Америки), а путем включения их на равных правах в состав единой России. В области хозяйственных отношений крестьянский надел и общинное землевладение являются прочной экономической базой России, служа одновременно опорой монархического государственного строя и защитой от революции. Наконец, в науках и искусствах России уже показала, на что она способна именно как носительница православной культуры... Короче говоря, отличие России - и вместе с тем ее особая ответственность перед Богом - заключается, по Данилевскому, в том, что душа ее целостна, а не раздроблена, она хочет всеобщей (соборной) правды, она не отделяет экономики от государства и веры, она не пойдет на успех любой ценой, она социально не потакает греху. В религиозном плане Святая Русь оказывается завершающим звеномнебесного потока всемирной истории (Иерусалим-Царьград-Москва) в противовес ее «слишком человеческому» началу (Афины-Рим-Европа-Америка). Нам не дано знать, как этот спор разрешится, - пишет Данилевский. Но спор этот составляет стержень мирового развития.

Для многих предубежденных людей Н. Я. Данилевский до сих пор остается пророком русского империализма. Для других он – образец ложной биологизации культуры, поклонник «корней и ветвей». Спору нет, Данилевский - это не Киреевский и не Тютчев. От последнего его отличает тон естествоиспытателя, от первого - обращение скорее к интересам, чем к идеалам. Однако в содержательном центре своем мышление Данилевского поддерживается теми же самыми духовно-онтологическими опорами, что и вышеназванных хранителей русской земли, начиная с древнейших времен. Книга его «Россия и Европа» - это историко-философская проза: она кропотливо прослеживает каждый выставляемый тезис. На стороне Данилевского простой факт неразрывности души и тела, в том числе национального тела народа. Пройдет немного лет и школа Данилевского расцветет пышным цветом у К. Н. Леонтьева, отчасти у В. В. Розанова. Этот сухой биолог-путешественник прекрасно понимал иномирность христианского духа в истории, его несводимость к каким-либо культурным (и тем более природным) схемам и циклам. Не случайно его труд заканчивается такими стихами:

И верю я: тот час настанет,
Река свой край перебежит,
На небо голубое взглянет,
И небо все в себя вместит.

Вопросы для самопроверки

1. Что нового внес Н. Я. Данилевский в понимание всемирной истории?
2. Каковы основные принципы циклической концепции культуры Н.Я. Данилевского?
3. В чем своеобразие русского культурно-исторического типа по Н.Я. Данилевскому?