Лекция 6. Организация работы добровольцев с людьми старшего возраста

  • 78 просмотров
  • Время прочтения: 3 минуты
  • 05.08.2015

Лекция 6. Организация работы добровольцев с людьми старшего возраста

Для обучения добровольцев могут применяться следующие методы:

деловая игра – способ определения оптимального решения экономических, управленческих и иных задач, путем имитации или моделирования хозяйственной ситуации и правил поведения участников;

инструктирование – мягкий способ организационного воздействия, заключающийся в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий человека, в предостережении от возможных ошибок и т.д. Обычно инструктирование принимает форму консультационной, информационной и методической помощи человеку, направленной на защиту его прав и свобод;

кейс-метод или метод ситуаций – техника обучения, использующая описание реальных экономических, производственных и социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них;

группа качества – группа работников организации, регулярно собирающихся на добровольных началах для выработки направлений повышения качества производства продукции и услуг;

рабочий инструктаж – практика обучения на рабочем месте, включающая выбор и подготовку преподавателя и обучающегося к прохождению обучения; объяснение и демонстрация процесса преподавателем; закрепление знаний на рабочем месте;

ротация кадров – (горизонтальные) перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации;

тренинг – систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга;

курсы повышения квалификации – специальные образовательные мероприятия, направленные на развитие квалификационной подготовки являются частью профессионального образования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут обеспечивать централизованное проведение указанных обучающих мероприятий и содействовать их проведению силами опытных некоммерческих организаций.

 

Лекция, семинар или любая другая работа с группами людей старшего возраста имеет четкую структуру, включающую в себя: введение, основную часть и заключение. В каждом из ее элементов добровольцу следует соблюдать определенные действия и правила поведения, суть которых и определяет методику чтения лекции.

Во введении к числу основных действий можно отнести:

1. Объявление темы и плана лекции.

2. Разъяснение целей занятия и способов их достижения.

3. Обозначение места лекции в программе курса и ее связь с другими темами.

4. Создание рабочей обстановки в аудитории с целью вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.

В содержательной части лекции рекомендуется использовать следующие методические приемы:

1. Установление контакта с аудиторией.

2. Установление визуального контакта, знакомство.

3. Убежденное и эмоциональное изложение материала.

4. Установление четких временных рамок на изложение материала по намеченному плану.

5. Использование материала лекции как опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

6. Наблюдение за аудиторией и поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.

В заключительной части лекции добровольцу рекомендуется:

1. Подвести итоги сказанного в основной части и сделать выводы по теме.

2. Ответить на вопросы слушателей. Возможно, задать вопросы самому.

Перед опытным добровольцем и оратором, занявшим свое «рабочее место», всегда стоит задача сконцентрировать внимание всех слушателей, превратить совокупность слушателей в единый коллектив, обладающий единообразием в своей реакции на речь. Эта задача далеко не из легких, так как кроме определенного единства социально-психологических черт (мотивов, установок, оценок) аудитория обладает значительным диапазоном различий в складе характера, темперамента и т.д.

В целом, можно сказать, что доброволец, тщательно обрабатывая тексты своих лекций, должен в то же время овладеть навыком свободного произнесения речи.

Людям старшего возраста чрезвычайно важно живое общение, которое можно получить только в ходе разговора с живым эмоциональным и неравнодушным человеком.

Поэтому рекомендуется познакомиться со всеми присутствующими, ведь далее будет происходить непосредственное общение, обмен знаниями и мнениями, которые будут полезны обеим сторонам.

Во время подачи материала жесты и мимика приходят к добровольцу сами собой, вытекая из содержания речи, ее эмоционального накала, они неразрывно связанны с движением мыслей и чувств. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты помогают сосредоточить внимание слушателей на тех или иных наиболее важных частях лекции, выразить эмоциональное отношение добровольца к высказываемым мыслям, заразить и увлечь слушателей этим отношением. Однако следует отметить, что к жесту надо прибегать только по мере ощущения внутренней потребности в нем, он не должен быть искусственным. Если же жест совпадает с ритмом выступления и настроением преподавателя и аудитории, он способен испортить впечатление и от самого хорошего занятия.

В целом можно сказать, что жесты действуют на зрительный канал системы общения, акцентируют внимание слушателей на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают ее эмоциональную значимость и тем самым способствуют ее лучшему усвоению.

Тем не менее, основным средством передачи информации и воздействия на слушателей всегда остается звучащая речь. Поэтому важнейшим качеством хорошего добровольца является владение голосом во всей совокупности его качеств и возможностей. А учитывая то, что, как было сказано выше, передача информации будет происходить в ходе живого диалога, речь собеседника должна быть приятна слушателю.

Безусловно, диалог добровольца с пожилым человеком в рамках образовательных курсов должен строиться на определенном плане и иметь определенную цель, но главным в таком общении является, все же, культурная составляющая, помогающая сблизиться двум поколениям и обогатить жизнь каждого.

Техника речи добровольца

Подвижность, выразительность любого занятия обеспечивается, прежде всего, богатством интонации, то есть совокупности мелодики, пауз и темпа речи. Антиподом богатой интонациями речи является монотонная речь, которая обязательно вызовет снижение внимания и интереса.

При чтении данного вида лекции для людей старшего возраста следует соблюдать «золотую середину». Речь добровольца должна быть неспешна, с логической расстановкой пауз, чтобы информация была понятна и удобна для восприятия слушателям, а также для того, чтобы сам доброволец понимал, успевает ли следить за его мыслью аудитория.

Вообще для устной речи характерны так называемые поисковые паузы, когда доброволец подыскивает нужные слова, выражения, уточняет формулировку и пр. По подсчетам специалистов пауза может занимать до 50% всей протяженности лекции. Однако в момент паузы общение добровольца с аудиторией не прекращается, так как каждая пауза содержит какой-то смысл, не говоря уже о внешнем облике преподавателя, позе, жесте, мимике и движении, которые заполняют паузы необходимой экспрессией. Тем не менее, злоупотреблять паузой не следует, ибо от этого речь становится отрывистой, или растянутой.

Неотъемлемым компонентом речевой техники является темп речи. Беседа, дискуссия протекают в более быстром темпе, чем чтение лекции, но именно в неспешном, размеренном темпе и должна проходить лекция для людей старшего возраста из-за скорости восприятия ими материала. Следует говорить медленнее, если занятия проводятся в большом зале.

Оптимальный темп речи составляет около 120 слов в минуту. Многолетней практикой установлено, что одну страницу информационного текста, напечатанного на машинке через полтора интервала, диктор телевидения и радио читает за две-две с половиной минуты.

При слишком быстрой речи количество информации, передаваемой в единицу времени, повышает пропускную способность человеческой психики, восприятие ухудшается, и часть усилий тратиться впустую.

Наконец, дикция – это ясность и четкость в произнесении слов, слогов и звуков. При хорошей дикции добровольца слушают без труда и напряжения. Небрежная скороговорка, проглатывание звуков и слогов резко ухудшает качество речи, отвлекая от восприятия пожилыми людьми содержания лекции. Безусловно, речь добровольца должна быть свободна от таких индивидуальных недостатков, как заикание, гнусавость и т.д.

В целом можно сказать, что постановка голоса – дело чрезвычайно сложное и трудоемкое, однако необходимое, если речь идет о людях преклонного возраста, которые в силу состояния здоровья не могут воспринимать информацию достаточно эффективно. Однако следует подчеркнуть, что речевая техника не является самоцелью.

Голос, каким бы он прекрасным не был, является только инструментом, на котором надо хорошо играть. Главное – мысль, воплощение в живом слове.

Управление аудиторией силами добровольца

Задача сосредоточения внимания слушателей решается, прежде всего, вступительной частью речи, обращенностью к аудитории. Оно должно быть точным, доверительным и искренним. Но овладеть вниманием недостаточно. Надо удержать его на протяжении всего учебного занятия.

Речь, в которой содержится нечто новое, любопытное возбуждает и удерживает внимание сильнее, чем та, в которой нет этих элементов. Опытный доброволец, опираясь на практический опыт слушателей, ведет их от старого к новому, от известного к неизвестному.

Нужно помнить, что чем ярче и убедительнее мысль, чем разнообразнее и интереснее аргументация, тем легче завоевать и удержать внимание слушателей. А в общении со старшим поколением также важна искренность подачи и личная заинтересованность добровольца в общении.

Целесообразно в ходе подачи материала задавать слушателям дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Возможность высказаться чрезвычайно важна при диалоге двух поколений. Живой разговор помогает лучше понять друг друга, более эффективно донести какую-либо точку зрения до всей группы. Поэтому добровольцу следует дать возможность выступить всем, желающим сказать что-либо по теме. Необходимо поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и добровольцу.

Поддержанию внимания аудитории способствует также наличие конфликтной ситуации в речи, подача фактов или идей в противопоставлении. Что-либо конкретное в речи привлекает сильнее, чем абстрактные рассуждения.

Аудитория сосредотачивает особое внимание на тех моментах, которые подчеркивает доброволец. Этой же цели служит повторение наиболее важных мыслей лекции. При этом для повторения всякий раз следует искать новую, оригинальную форму, избегать разнообразия.

Известно, что внимание аудитории резко снижается в случае неоправданного затягивания занятия. Рассказчик должен понимать, что лучше что-то недосказать или сказать на следующем занятии, чем заканчивать позже запланированного времени. Следует выработать в себе чувство времени и укладываться точно в срок. В противном случае, есть высокий риск переутомить своих слушателей.

Заключительные слова добровольца должны нести наиболее сконцентрированную информацию. В них заключается итог всей лекции (занятия). Логическая концовка лекции помогает закрепить сказанное в сознание слушателей. Вот почему, работая над планом лекции, преподаватель должен тщательно продумать завершающую часть занятия, а также приберечь интересный материал, освежающий внимание и готовящий слушателей к восприятию логической концовки.

Людям старшего возраста будет непременно приятно услышать теплые слова в свой адрес. Поэтому в завершении лекции стоит поблагодарить слушателей за внимание и общение, в ходе которого добровольцу была дана возможность что-то рассказать аудитории, что, безусловно, духовно обогатило и его. Ведь общение со старшим поколением является очень важным для становления молодого человека.

Статистические средства наглядности

Изобразительная наглядность может обеспечиваться различными дидактическими материалами. К наиболее распространенным и доступным можно отнести:

- графические изображения на классной доске;

- графические наглядные пособия;

- диафильмы, слайды;

- отрывки из фильмов, опер, театральных постановок.

Наличие разных видов наглядности и их средств является важным, но не единственным условием реализации дидактического принципа наглядности. Не менее важно уметь методически правильно использовать их, то есть не просто демонстрировать, а посредством слова умело управлять восприятием их слушателями.

В педагогической практике существует ряд методических приемов, обеспечивающих сочетание слова и демонстрации визуальных средств.

Графические изображения на классной доске являются распространенными доступными средствами наглядности. Опыт показывает, что многие слушатели хорошо запоминают и воспринимают материал тех лекций (групповых занятий), которые были графически иллюстрированы на классной доске.

Возможность представления графического изображения по частям, его постепенного развития, дополнения и изменения служит весьма важной особенностью и достоинством работы на доске. Такая наглядность «ведет» мысль слушателей и отвлекает их рассмотрение посторонних деталей.

Доску целесообразно использовать для вычерчивания схем и других изображений, если не требуется излишне длительная работа. При этом хорошо применять разноцветные мелки, в при одном цвете - различные виды линий (жирные, тонкие, одинарные, двойные, сплошные, пунктирные и т.д.). Это не только красиво, но и облегчает усвоение главного в структуре учебного материала, наиболее наглядно показывает взаимосвязь между ее элементами. В частности, следует добиваться, чтобы прямая линия получилась на доске действительно прямой при проведении ее в равных направлениях. Это получится, если смотреть не на свою руку, ведущую линию, а на точку, через которую эта линия должна пройти. Надо стремиться, чтобы все вертикальные и горизонтальные линии были параллельны сторонам доски. Правильная окружность легко выписывается, если стать на расстоянии вытянутой руки, и оставаясь в этом положении, сделать быстрое вращательное движение.

В целом при использовании классной доски следует придерживаться следующих методических рекомендаций:

- методически грамотно сочетать рассказ с демонстрацией на доске;

- вести на ней четко и разборчиво необходимые записи, чертежи, схемы, графики. При этом делать надо быстро, но аккуратно;

- заполнять доску систематически так, чтобы весь материал был хорошо виден и понятен, расположен последовательно;

-размещать материал на доске следует таким образом, чтобы одна запись не забиралась на другую, и не требовалось стирания нужной записи, нанесенной на доску ранее;

- умещать на доске целый раздел излагаемого материала;

- стиранием с доски отмечать новый логический период объяснений;

- не стирать с доски материал, к которому еще придется обращаться, стараясь его с самого начала разместить в удобном месте.

Средства статистической проекции (проекторы, диапроекторы) применяются как инструмент для решения большого круга учебно-методических задач. Они обладают определенными дидактическими возможностями, что позволяет:

- зафиксировать кадр для обозрения слушателям;

- дать изображение кадра на экране крупным планом;

- обеспечить высокое качество, яркость и цветность изображения на экране;

- регулировать темп демонстрации кадров диафильма;

- обеспечить демонстрацию нарастающего потока информации;

- включать зрительную память в систему усвоения знаний, формирования навыков и умений;

- развивать интерес слушателей к содержанию через красочное изображение и четкую систему построения материала на слайдах.