Заключение

  • 78 просмотров
  • Время прочтения: 3 минуты
  • 05.08.2015

Заключение

В самом начале обучения, когда вы еще не так хорошо знакомы с аудиторией, нужно потратить время на установление зрительного контакта. Это помогает, во-первых, эмоционально воздействовать на слушателей. Во-вторых, сам рассказчик будет иметь возможность находить отклик у аудитории. Учебные курсы портала «Университет третьего возраста» построены с учетом данных законов обучения людей преклонного возраста u3a.ifmo.ru.

Наличие зрительного контакта с аудиторией не означает, что человек в каждый данный момент видит всех и каждого. Это едва ли возможно. Но впечатление контакта с каждым слушателем следует создать. Этого можно достигнуть, если во время проведения занятия переводить взор от одной части аудитории к другой; от передних рядов – к задним, не оставляя без внимания ни одного из слушателя.

Безусловно, никакого зрительного контакта со слушателями не получится, если ведущий во время лекции не отрывается от текста или доски. Эмоциональное воздействие личности на аудиторию в этом случае приближается к минимальному значению. Несмотря на то, что преподаватель в праве при необходимости обращаться к тексту лекции или читать фразы со слайда, необходимо в то же время овладеть навыком свободного произнесения речи.

Не стоит забывать про мимику и жесты, которые действуют на зрительный канал системы общения, акцентируют внимание слушателей на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают ее эмоциональную значимость и тем самым способствуют ее лучшему усвоению.

Тем не менее, основным средством передачи информации и воздействия на слушателей всегда остается звучащая речь. Поэтому важно владение голосом во всей совокупности его качеств и возможностей. А учитывая то, что, как было сказано выше, передача информации будет происходить в ходе живого диалога, речь собеседника должна быть приятна слушателю.

Итак, задача сосредоточения внимания слушателей решается, прежде всего, вступительной частью речи, обращенностью к аудитории. Оно должно быть точным, доверительным и искренним. Но овладеть вниманием недостаточно. Надо удержать его на протяжении всего учебного занятия.

Речь, в которой содержится нечто новое, любопытное возбуждает и удерживает внимание сильнее, чем та, в которой нет этих элементов. При обучении пожилых не стоит пренебрегать их опытом, стоит использовать его в процессе обучения: опираясь на практический опыт слушателей, ведет их от старого к новому, от известного к неизвестному.

Нужно помнить, что чем ярче и убедительнее мысль, чем разнообразнее и интереснее аргументация, тем легче завоевать и удержать внимание слушателей. А в общении со старшим поколением также важна искренность подачи и личная заинтересованность добровольца в общении.

Целесообразно в ходе подачи материала задавать слушателям дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Живой разговор помогает лучше понять друг друга, более эффективно донести какую-либо точку зрения до всей группы. Поэтому в процессе обучения следует дать возможность выступить всем, желающим сказать что-либо по теме. Необходимо поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим.

В случае обучения пожилых людей особенно важна изобразительная наглядность. Наличие разных видов наглядности и их средств является важным, но не единственным условием реализации дидактического принципа наглядности. Не менее важно уметь методически правильно использовать их, то есть не просто демонстрировать, а посредством слова умело управлять восприятием их слушателями.

В педагогической практике существует ряд методических приемов, обеспечивающих сочетание слова и демонстрации визуальных средств. Например, возможность представления графического изображения по частям, его постепенного развития, дополнения и изменения служит весьма важной особенностью и достоинством работы на доске. Такая наглядность «ведет» мысль слушателей и отвлекает их рассмотрение посторонних деталей.

Что касается, заключительных слов лекции, то они должны нести наиболее сконцентрированную информацию. В них заключается итог всего занятия. Логическая концовка лекции помогает закрепить сказанное в сознание слушателей. Вот почему, работая над планом лекции, преподаватель должен тщательно продумать завершающую часть занятия, а также приберечь интересный материал, освежающий внимание и готовящий слушателей к восприятию логической концовки.

Людям старшего возраста будет непременно приятно услышать теплые слова в свой адрес. Поэтому в завершении лекции стоит поблагодарить слушателей за внимание и общение.

Говоря об аудитории преклонного возраста, следует отметить, что чрезвычайно важно соблюдать данные методические указания. Слабое состояние здоровья, нарушение слуха, зрения и факторов восприятия информации в целом обязывают добровольца добросовестно выполнять все рекомендации при общении с пожилыми людьми.

Работая в системе образования взрослых, необходимо ориентироваться на открытость и свободу выбора. Именно свободное обучение является одной из основных форм образования взрослого населения и предполагает высокий уровень самостоятельности обучаемого. В центре внимания находится личность. Также важно предоставление учащимся широкого спектра образовательных услуг, адекватных запросам рынка труда региона; вариативность методов и форм обучения; активное использование дистанционного обучения как одного из наиболее удобных способов обучения. Таким образом, технология обучения взрослых является системой научно-обоснованных принципов обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленной цели и задач обучения.

В чем заключается основная роль преподавателя в таком учебном процессе? Прежде всего, это осуществление постановки учебной задачи; проведение мотивации обучающегося; осуществление передачи и интерпретации определенного содержания образовательного курса; проведение методической проработки учебного материала. Так же важно осуществлять индивидуализацию образовательного процесса, находить дополнительную информацию, контролировать учебную деятельность. Ну и конечно, преподаватель является главным помощником обучаемого во всех вопросах, связанных с процессом обучения

Если работа преподавателя проведена правильно, то обучающийся в последствии переходит  от получения знаний  к самостоятельному их поиску и к созданию индивидуального пути самообучения.