Лекция 3. Законы эффективного обучения людей старшего возраста

  • 17.06.2015

Лекция 3. Законы эффективного обучения людей старшего возраста

Обучение людей старшего возраста должно исходить, прежде всего, из обучения действием, необходима постоянная практика, сопровождаемая обсуждением возникающих вопросов. Рекомендуется использовать принцип изложения материала «от простого к сложному». Для того, чтобы люди старшего возраста хорошо усвоили изучаемый материал, необходимо чтобы обучение было интерактивным, т.е. обеспечивающим вовлеченность, участие самого обучающегося.

Людям старшего возраста чрезвычайно важно живое общение, которое можно получить только в ходе разговора с живым эмоциональным и неравнодушным человеком. Поэтому, перед началом занятия, рекомендуется познакомиться со всеми присутствующими, и выяснить с какими ожиданиями пришел на занятие каждый человек. Также рекомендуется выяснить с помощью различных вопросов, какой уровень знаний у членов группы по изучаемой дисциплине. Это поможет не только установить контакт, но и правильно сориентироваться в последовательности изложения материала.  

Для того, чтобы обучение группы, состоящей из людей старшего возраста было эффективным,  работу с такой группой стоит основывать на принципах диалога и активного участия обучаемых. В таком случае преподаватель становится и психологом и организатором, вовлекает группу в непринужденную активную работу, ведущую к эффективному результату. Понятно, что классическая лекция и даже лекция с элементами беседы с преимущественным положением ведущего, не могут привести к таким результатам. 

Рассмотрим несколько основных законов обучения людей старшего возраста:

1. Паритетность

Преподаватель, организатор обучения является и участником группы. У каждого обучающемуся должна быть возможность высказывать свое мнение в корректной форме.

Организационно-технические и ораторские приемы:

  • расставляйте мебель в круг или полукруг вместо рядов;
  • находитесь в круге участников, а не стойте вдалеке перед группой;

  • избегайте директивного стиля работы, стиль речи - не доклад, а беседа;

  • заранее продумайте варианты обращение к группе;

  • повторяйте свои вопросы и указания мягко, не проявляя раздражения, не торопите с ответом;

  • дайте возможность (или создайте видимость) самостоятельного выбора методов обучения;

  • стимулируйте самоконтроль, чтобы обучающиеся чувствовали некоторую степень контроля над обучением, видели прямую связь между их усилиями и результатом. 

 2. Творчество 

Опыт всегда заставляет воспринимать новое знание через привычные нормы, заложенные стереотипы. Для того, чтобы полноценно получать новое знание, необходимо начать его генерировать самостоятельно.

Организационно-технические и ораторские приемы:

  • используйте дидактическую технику (привычную и ожидаемую слушателями «третьего возраста») в сопровождении с вопросами, побуждающим к размышлению;

  • применяйте различные методы работы в группах, дискуссии, чтобы дать возможность использовать свой опыт и в то же время возможность исследовать что-то новое и учиться самим;

  • поощряйте вопросы, даже если вам кажется, что ответ очевиден, отвечайте так, будто вопрос помогает вам раскрыть важнейшие аспекты темы (если вопросов мало, то, может быть, слушатели бояться их задавать, чувствуют себя неуверенно);

  • используйте аналогии, особенно при употреблении специальной терминологии (например, при обучении информационным технологиям), апеллируйте к жизненному опыту слушателей.

3. Ориентированность на личность

Обучение людей пенсионного возраста предполагает необходимость учитывать их личный опыт и знания, особенности психологического характера.

Организационно-технические и ораторские приемы:

  • используйте дедуктивный способ обучения (индукция - для детей и подростков!), для людей пенсионного возраста более естественно является обучение «от общего к частному»;
  • связывайте изучаемый материал с ситуациями, с которыми пожилым людям приходится сталкиваться в повседневной жизни;

  • давайте такие задания, с которыми слушатели могут успешно справиться;

  • возможность поделиться опытом позволяет пожилым людям учиться с большим удовольствием, вспоминая те или иные ситуации из биографии на учебных занятиях – все это подпитывает их самоуважение, желание, чтобы их опыт, идеи признавались как значимо-важные.

4.  Согласие и гармония

Позитивные эмоции, полученные в процессе обучения повышают эффективность этого процесса как минимум в два раза

Организационно-технические и ораторские приемы:

  • приходите в аудиторию заранее, чтобы встретить своих слушателей;
  • не бойтесь тратить время на перерывы, разминки, так как пожилым людям нужно больше времени для того, чтобы усваивать информацию, запомнить и воспроизвести алгоритм действий, выполнить задания;
  • представляйте объясняемый материал визуально для того, чтобы создать в сознании обучаемого верные образы, так как в этом возрасте абстрактное мышление дается довольно сложно, необходимо опираться на зрительную память;
  • группы должны быть небольшие – не более 10 человек, а время занятия – не более 1,5 часов в день;
  • необходима соответствующая подготовка компьютерной техники и индивидуальный подход с учетом, возможно, ослабленного зрения, слуха;
  • необходимо сохранять искреннее приветливое выражение лица, улыбаться, кода это необходимо, чтобы пожилой человек чувствовал поддержку, необходимо обеспечить реализацию потребности в безопасности;
  • смотрите в глаза слушателю прямо, но без «нажима», ненавязчиво, когда он отвечает на вопросы, особенно, делится своим опытом, чтобы слушатель чувствовал интерес к нему;
  • учитывайте разницу в общественных нормах и правилах, не стоит вступать в конфликт с устоявшимися ценностными ориентациями и нормами как в самом процессе обучении, так и в вашей манере поведения, форме одежды.