Лекция 2. Специфика восприятия информации пожилыми людьми

  • 17.06.2015

Лекция 2. Специфика восприятия информации пожилыми людьми

Технологии обучения людей старшего возраста могут быть самыми разнообразными. Выбор той или иной формы связан с преобладанием у таких лиц индивидуальных ценностных ориентации, привычек, склонностей, интересов и желаний. Вместе с тем социальная изоляция, в которой по объективным причинам оказывается большинство лиц пожилого возраста, выдвигает на передний план потребность в общении, установлении новых контактов в изменившемся социальном окружении. Причем доминирующее место в интересах современного пожилого человека занимает общение вне семьи в сочетании с различными видами творчества и информационного обеспечения. Рациональное сочетание занятий любимым делом с позитивным социальным окружением в условиях стабильности быта, внутрисемейных взаимоотношений оказывает на самочувствие пожилых людей самое благоприятное воздействие.

Далеко не всегда лицам, вышедшим на пенсию, удается самостоятельно организовать свою жизнь в новых условиях, сохранить активные позиции, восполнить культурный дефицит, поэтому при обучении пожилых людей важно не только удовлетворить познавательные культурные интересы, сохранить и повысить общий интеллектуальный уровень, но и обеспечивать создание условий для свободного разнообразного общения лиц старших возрастных групп между собой, способствовать вовлеченности людей старшего возраста в сферы политических, социально–экономических отношений.

Обучение людей пожилого возраста характеризуется двумя противоречивыми явлениями: высокой долей ответственности и самомотивации к обучению, с одной стороны, и уверенностью в том, что они уже выучились и их опыт и знания выше, чем у преподавателей.

Кроме того, пожилые люди часто сомневаются в своих способностях учиться, боятся показаться неграмотными, необучаемыми, проиграть в сравнении с другими слушателями группы.

Психологи выделяют следующие основные особенности, отличающие учащегося «третьего возраста»:

1. Часто критически относятся к попыткам руководить ими, даже если вслух этого не высказывают, имея все основания полагать, что они самостоятельные сформировавшиеся личности.

2. Оценивают любую поступающую информацию через призму накопленного жизненного, социального и профессионального опыта.

3. Мотивация к учебе заключается в совершенно определенном стремлении с помощью обучения решить свои проблемы (научиться современным информационным технологиям, получить возможность общения, развлечения и т.д.).

4. Восприятие ими информации неизменно сопровождается эмоциональной оценкой, при этом» информация, сопровождаемая отрицательной эмоцией часто «блокируется».

5. В пожилом возрасте, как и в детстве, активно функционирует интуитивно-образное мышление.