Лекция 6. Использование дистанционных обучающих технологий
- Введение
- Программы дистанционного обучения «Особенности обучения людей старшего возраста»
- Курс 1. Характерные черты обучения людей старшего возраста
- Лекция 1. Понятие «обучение взрослых людей»
- Лекция 2. Специфика восприятия информации пожилыми людьми
- Лекция 3. Законы эффективного обучения людей старшего возраста
- Курс 2. Обучение добровольцев работе с людьми старшего возраста
- Лекция 4. Дистанционное обучение пожилых людей
- Лекция 5. Способы оптимизации размещения информации в интернет-ресурсах, нацеленных на обучение пожилых людей
- Лекция 6. Организация работы добровольцев с людьми старшего возраста
- Лекция 7. Рекомендации при обучении добровольцев проведению занятий для людей старшего возраста
- Заключение
- Литература к курсу
- II. Программа дистанционных обучающих курсов для повышения квалификации добровольцев, работающих с пожилыми людьми и инвалидами в области повышения компьютерной грамотности.
- Курс 1. Подготовка добровольцев к обучению людей старшего возраста компьютерной грамотности
- Лекция 1. Задачи повышения компьютерной грамотности людей старшего поколения
- Лекция 2. Подготовка помещения к занятиям
- Лекция 3. Использование информационных технологий при обучении пожилых людей добровольцами. Рекомендации
- Курс 2. Проведение добровольцами занятий по обучению пожилых людей компьютерной грамотности
- Лекция 4. Методики обучения людей пожилого возраста основным навыкам и принципам работы с ПК
- Лекция 5. Содержание занятий
- Лекция 6. Использование дистанционных обучающих технологий
- Лекция 7. Методики оценки эффективности и уровня полученных пожилыми людьми знаний
- Лекция 8. Создание социально-консультативного Интернет-ресурса для людей старшего поколения
- Список рекомендуемой литературы
- Пример тестирования для оценки результатов обучения людей старшего возраста (с ответами)
- Ресурсы в помощь преподавателю – добровольцу
Лекция 6. Использование дистанционных обучающих технологий
Самоорганизация учебной деятельности обучаемых становится доминирующей педагогической формой индивидуализации учебного процесса и обеспечивает активное освоение учебного материала пожилыми людьми. Такой подход к организации процесса обучения позволяет решать задачу индивидуального подхода к каждому обучаемому. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучаемому. Необходимо перевести обучаемого из пассивного потребителя знаний в активного их творца, способного творчески их применять в своей жизнедеятельности.
Одним из основных элементов обучения должна стать самоорганизация учебной деятельности пожилых людей. Самостоятельная, творческая работа, применение дома, на практике полученных на знания и навыков – необходимое условие не только закрепления пройденного материала, но и мотивации обучающихся старшего возраста. Основой организации самостоятельной работы могут стать игровые и деловые практикумы, на которые проецируется вся самостоятельная работа обучающихся с первого дня обучения до момента завершения процесса практического обучения.
Современной инновационной технологией обучения людей старшего возраста является технология дистанционного образования, которая уже доказала свою эффективность.
Проведение в социальных учреждениях различных форм собственности обучающих и досуговых занятий с использованием материалов портала дистанционного обучения u3a.ifmo.ru способствует повышению эффективности предоставляемых услуг, а также расширению спектра предоставляемых услуг.
Внедрение дистанционных технологий обучения в систему социального обслуживания пожилых людей повысит качество и разнообразие предоставляемых услуг, будет способствовать социальной инклюзии людей старшего возраста.
Использование добровольцами дистанционных технологий портала ИТМО «Университет третьего возраста» (УТВ) в программе компьютерных курсов
Для отработки практических навыков, приобретенных на курсах, можно использовать ресурс УТВ. Для того чтобы осуществлять работу с порталом, добровольцу необходимо владеть знаниями и навыками по темам:
-
Компьютер. Основные функции компьютера
-
Навыки работы в сети Интернет. Работа с браузерами.
-
Электронная почта.
Для эффективного использования портала УТВ u3a.ifmo.ru в процессе работы с пожилыми людьми от обучающих требуется выполнение следующих условий:
- Знание основ обучения взрослых и особенностей восприятия материала людьми старшего возраста;
- Владение основами компьютерной грамотности и навыками работы в Интернет;
- Предварительное знакомство специалиста с курсом, выбранным для последующего изучения с пожилыми учащимися.
Для работы с порталом, обучающимся достаточно владеть знаниями и первичными навыками по темам:
-
Компьютер. Основные функции компьютера
-
Навыки работы в сети Интернет. Работа с браузерами.
-
Электронная почта.
Предварительно! Преподаватель компьютерных курсов включает в план своих занятий урок, посвященный продолжению обучения через Интернет на примере портала УТВ.
Занятие можно начать следующим образом:
Уважаемые слушатели!
Вы научились использованию основных функций компьютера.
Умеете искать информацию в Интернете.
Сегодня мы с вами научимся использовать эти знания для получения образования университетского уровня прямо у вас дома.
Этап I. Преподаватель на проекторе или одном из компьютеров ( при отсутствии проектора) демонстрирует возможности сайта u3a.ifmo.ru
Этап II. Преподаватель предлагает слушателям самостоятельно на своих компьютерах ознакомиться с возможностями сайта.
-
Открыть браузер:
Internet Explorer Mozilla Firefox или Google Chrome
-
Зайти на сайт: «Онлайн-Университет третьего возраста»
Вариант 1. Набрать в адресной строке u3a.ifmo.ru.
Рис. 3 Главная страница портала «Университет третьего возраста»
Вариант 2 . В любой поисковой системе, которую использовали на курсах как основную (google, yandex), набрать «университет третьего возраста онлайн» и перейти по отображенной ссылке u3a.ifmo.ru.
Вариант выбирает преподаватель в соответствии с пройденной программой обучения.
3. Пример прохождения курса
Предлагаем выбрать слушателям курс для ознакомления.
Рисунок 4. Выбор лекции
Например, лекцию из курса «Начала творческой фотографии».
Открыв курс, и выбрав любую из лекций курса, можно увидеть все возможности обучения. Обязательно следует обратить внимание обучающихся на наличие аудио и видеофрагментов в некоторых лекциях!
Рис.5. Курс «Начало творческой фотографии»
Онлайн курсы:
-
Милорадов Д.E.
Своя финансовая безопасность -
Павел Бояров
Начала творческой фотографии -
Чепкасов Е.В.
Малые шедевры великой русской прозы -
Цимбалова С. И., Барбой Ю.М.
Русская драматическая сцена -
Сивоволова И.Б.
Искусство Древней Руси XI-XVI вв -
Чугунов А.В. Кудрявцева М.В.
Электронное правительство и электронные услуги для граждан -
Меньшикова К. В.
Традиционная кукла в русской народной культуре