Лекция 7. Методики оценки эффективности и уровня полученных пожилыми людьми знаний

  • 78 просмотров
  • Время прочтения: 3 минуты
  • 05.08.2015

Лекция 7. Методики оценки эффективности и уровня полученных пожилыми людьми знаний

Для оценки эффективности обучения и уровня полученных знаний можно применять различные методики осуществления контроля усвоения необходимой информации гражданами пожилого возраста.

Цифровая грамотность

В данном разделе важным понятием является так называемая новая концепция грамотности: «цифровая грамотность»  – грамотность человека в век информационных технологий, позволяющая ему быть компетентным в вопросах информационного взаимодействия с использованием ИКТ и интернет коммуникаций. В цифровую грамотность включаются четыре аспекта :

– компьютерная грамотность – умение работать на компьютере;

– информационная грамотность – умение находить, понимать, организовывать и архивировать цифровую информацию;

– мультимедийная грамотность – умение создавать материалы с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио- и видео);

– грамотность компьютерной коммуникации (точнее, коммуникации посредством компьютера) – способность к онлайновой коммуникации в устной и письменной форме (электронная почта, чаты, блоги, видеоконференции и т.д.).

Выделение цифровой грамотности с подразделением ее на четыре аспекта во многом явилось следствием появления нового поколения Всемирной паутины – Web 2.0, в котором последние два аспекта (мультимедийная грамотность и грамотность компьютерной коммуникации) приобрели масштабы воздействия на общество, сопоставимые с внедрением книгопечатания. ИКТ перешли из разряда всеобщего потребления в разряд всеобщего творчества.

Методика оценки цифровой грамотности пожилого человека должна включать в себя не столько оценку объективных знаний, умений и навыков, сколько субъективные оценки человеком своих возможностей по использованию ИКТ. Это положение определяется целью обучения пожилых людей – обеспечение для данной категории населения нового качества жизни.

Методика оценки эффективности обучения и уровня полученных знаний включает расчет двух основных итоговых параметров: абсолютной и относительной эффективности.

Абсолютная эффективность – это оценка степени достижения требуемого результата  в сравнении с абсолютно всеми другими результатами данной деятельности

Относительная эффективность – это оценка степени достижения результатов относительно начального уровня как одного обучаемого, так и одного или группы учебных центров.

Оценка относительной эффективности обучения и уровня полученных знаний гражданами пожилого возраста предполагает исследование данных полученных в ходе итогового анкетирования (наблюдения, собеседования) в сравнении с начальными данными. Таким образом, появляется возможность установить, каких результатов удалось достичь оцениваемому подразделению в работе с данной конкретной группой обучаемых.

Плюсы относительной эффективности состоят в том, что, например, группу инвалидов труднее обучить, чем группу здоровых людей, в данном случае относительная эффективность более показательное значение. Также данная процедура применима в том случае, когда в регионе отсутствуют подготовленные специалисты, а обучение проводят только школьники-волонтёры. С использованием расчета относительной эффективности можно, кроме того, получить данные о динамике эффективности в отдельном подразделении.

Плюсы расчета абсолютной эффективности в том, что сравнению подлежат все обучаемые или учебные центры, которые сравнивается друг с другом. Это позволяет определить их эффективность в общей системе.

На основе полученных данных можно сделать  выводы

- об общей эффективности программы по обучению целевой аудитории работе с ИКТ и использованию сетевых ресурсов в целом и по отдельным компонентам;

- о степени эффективности отдельных подразделений (групп, центров, пунктов);

- о направлениях совершенствования работы, исходя из детального анализа тех критериев, по которым отмечается наименьшая эффективность;

-  о возрастных, гендерных, профессиональных и других группах внутри целевой аудитории, обучение которых отличается по своей эффективности в ту или иную сторону от средних значений генеральной совокупности и о возможностях по совершенствованию работы с «трудными» группами.