Безопасность складывается из снижения отдельных рисков. Постарайтесь снизить каждый из них до минимально возможного и Вы не узнаете о проблемах с картой.
10.1. Лимит
Первое, что можно сделать и что не требует от Вас финансовых затрат и особых усилий, - это заявление на установление расходных лимитов. Многие банки это делают «по-умолчанию», но размер этого лимита может Вас не устроить. Например, банк «Балтийский» ограничивает выдачу наличных денег через банкомат суммой в 10 тыс. руб. в сутки, а Сбербанк – 150 тыс. руб. сутки. Кроме того, существуют лимиты на оплату покупок, а также лимиты на 7 или 10 дней.
Таким образом, даже если Вас угрозами заставили снимать все деньги или похитили карту с ПИН-кодом, Вы рискуете потерять не все деньги, а только те, что успеет снять грабитель за сутки. Надеюсь, что суток Вам хватит сообщить о краже карты и заблокировать её.
10.2. Магнитная карта или карта с чипом.
Касательно технического исполнения карты напомню, что карты могут быть с магнитной полосой, с микросхемой (чипом) или гибридными (магнитная полоса + чип). В связи с ростом мошенничества и поддельных карт, МПС заинтересованы в продвижении более защищенных технологий обмена данными (использовании чипа). Однако себестоимость для банка изготовления карты с чипом в 2.5 – 3 раза выше себестоимости магнитной карты при сопоставимых тиражах. Соответствующее оборудование для операций эквайринга также удорожает его себестоимость. Всё это сдерживает переход на чиповые карты.
Требованиями МПС определяется ответственность за мошеннические операции с картами таким образом, что если в паре карта-устройство одна из сторон не имеет возможности использовать чип, она признается ответственной на сумму убытка (liability shift). Поэтому выбирайте банк, где Вам выпустят чиповую карту при прочих равных условиях.
10.3. Памятка по безопасному использованию карты.
ЧТОБЫ ВАШ СЧЕТ ВСЕГДА БЫЛ В ВАШУ ПОЛЬЗУ
Вы - единственный законный держатель своей карты. Ваша карта действительна до срока, указанного на ее лицевой стороне.
Настоятельно рекомендую Вам соблюдать правила хранения карты:
1. Запишите номер карты и телефоны банка в записной книжке и храните её отдельно от карты. Это поможет заблокировать карту при её утрате или краже.
2. Не записывайте ПИН-код на самой карте! Не рекомендуется записывать ПИН-код в записной книжке вместе с номером карты.
3. Не оставляйте карту около приборов, в том числе бытовых, электромагнитное излучение которых может исказить информацию, нанесенную на магнитную полосу карты (телевизоры, акустические колонки, мобильные телефоны …).
4. Не подвергайте карту длительному воздействию тепловых (солнечных) лучей. Не оставляйте карту вблизи источников открытого огня. Это может привести к деформации карты и её застреванию в считывающих устройствах.
5. Не допускайте механического повреждения карты. Глубокие царапины, изломы мешают считыванию данных и делают карту недействительной.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРТОЙ?
Если Вы получаете деньги через банкомат, следуйте инструкциям, которые появляются на экране банкомата. Не доверяйте ввод ПИН-кода посторонним лицам – это могут быть мошенники, которые затем воспользуются Вашим счетом и снимут деньги. При проведении операции кассиром/продавцом Вас могут попросить предъявить документ, удостоверяющий личность. Перед тем, как подписать чек (слип), внимательно проверьте информацию, указанную на нем. Не подписывайте чек, если в нем не указаны или неверно указаны номер и срок действия карты, сумма и дата операции. Неправильно заполненный чек должен быть уничтожен в Вашем присутствии. Ни при каких обстоятельствах не ставьте подпись на пустом чеке. Количество экземпляров чека не должно превышать трех, причем один из них - Ваш. Сохраняйте все документы, подтверждающие проведение операций с использованием Вашей карты, в течение 6 месяцев.
ПОМНИТЕ! Ваши расходы по карте не должны превышать платежный лимит (остаток) счета карты. Если это произойдет, банк начислит проценты на сумму задолженности согласно Тарифам за фактический срок пользованиянеразрешенным овердрафтом (кредитом).
ПРИНИМАЙТЕ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАШЕЙ КАРТЫ:
• никому не передавайте карту и не разрешайте проводить операции с ее использованием;
• сразу же при получении карты распишитесь (шариковой ручкой) на ее обратной стороне;
• не храните карту вместе с документами, удостоверяющими личность;
• при оплате товаров и услуг, при получении наличных в банках карта всегда должна быть в поле Вашего зрения;
• всегда убеждайтесь в том, что Вам возвращают именно Вашу карту;
• никому не сообщайте свой ПИН-код, храните его отдельно от Вашей карты.
Посмотрите вот это ВИДЕО, чтобы яснее понять, почему карта должна быть всегда в поле Вашего зрения.
Ежемесячно Вы можете получать и проверять отчет по своей карте, в котором отражаются все операции по счету. В том случае, если в полученном Вами отчете указаны операции, которые Вы не совершали, или Вы не согласны с их суммой, в течение 45 дней от даты совершения операции Вам следует подать в банк заявление о спорной операции и следовать дальнейшим указаниям.
Обращаю Ваше внимание, что несоблюдение сроков подачи заявления о спорной операции или невыполнение указаний банка может привести к невозможности возврата средств.
В СЛУЧАЕ УТРАТЫ КАРТЫ
Немедленно сообщите об этом в Клиентскую службу банка. Рекомендую телефон этой службы сразу переписать с обратной стороны карты в свой блокнот. Этот телефон можно найти и в интернете, но в нужный момент доступа в сеть может не быть, поэтому полагайтесь на надёжные места хранения. Вы также можете воспользоваться услугами Глобальной Службы Помощи Клиентам – GCAS (произносится как “джикас”). Для держателей карт Gold или Business банк может оформить экстренную выдачу наличных в нужном Вам месте. Стоимость этих услуг и список телефонов можно уточнить в своём банке.
ГДЕ ПОЛУЧИТЬ НАЛИЧНЫЕ? БАНКОМАТ ИЛИ КАССА БАНКА?
Получить наличные Вы можете в тех банкоматах и кассах банков, на которых увидите логотип своей карты. Эта услуга, в отличие от оплаты покупок, платная. Обращайте внимание на тарифы выдачи наличных в кассах сторонних банков. Обычно комиссия составляет несколько процентов от получаемой суммы. Данную комиссию взимает кассир этого банка и она не отражена в тарифах обслуживания Вашей карты. Бесплатно получить наличные Вы можете в кассах и банкоматах своего банка. Но это бывает не в каждом банке! Обращайте внимание на этот момент при выборе банка для выдачи карты.
Лимиты по снятию наличных устанавливает банк, обслуживающий данный банкомат (как правило, информация о банке имеется на банкомате). Полученные чеки сохраняйте в течение 6 месяцев.
ВЫ НЕ СМОГЛИ ПОЛУЧИТЬ НАЛИЧНЫЕ ЧЕРЕЗ БАНКОМАТ?
Это может произойти по разным причинам, в т.ч. из-за нехватки или отсутствии средств на Вашем счете или из-за отсутствия нужных купюр. Если причина не в этом, то повторите попытку через несколько минут, и, в случае неудачи, свяжитесь с Клиентской службой своего банка.
БАНКОМАТ НЕ ВЕРНУЛ ВАШУ КАРТУ?
Свяжитесь с банком, обслуживающим банкомат, или с Клиентской службой и сообщите точный адрес (страна, город, улица, номер дома или ближайший ориентир) банкомата, название учреждения, обслуживающего банкомат, время и дату изъятия карты.
ВАШУ КАРТУ ОТКАЗАЛИСЬ ОБСЛУЖИВАТЬ?
Если отказ в обслуживании, с Вашей точки зрения, не обоснован, свяжитесь с Клиентской службой. Для определения причин отказа Службе помощи потребуется следующая информация:
ВЫ ЗАБЫЛИ СВОЙ ПИН-КОД?
Обратитесь в банк, выдавший карту. Не следует неоднократно набирать цифры в надежде вспомнить нужную комбинацию - банкомат может не вернуть Вашу карту.
Обратитесь в тот банк, в котором Вы сможете получить наличные без использования ПИН-кода. Правда, для этого Вам потребуется документ, удостоверяющий личность (в России водительские права не годятся для этого).
ТУРИСТАМ И КАРТЫ В РУКИ
• Отправляясь в путешествие, убедитесь в том, что срок действия Вашей карты не закончится во время поездки.
• До отъезда проверьте остаток денежных средств на Вашей карте.
ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ В ГОСТИНИЦЕ СУММА МЕНЯЕТСЯ
При бронировании гостиницы и аренде автомобиля гостиница/фирма проката обычно блокирует сумму расходного лимита, равную или большую предполагаемой стоимости услуг. В документах, предлагаемых Вам для подписания, могут содержаться обязательства оплаты дополнительных услуг, стоимость которых будет списана с Вашего счета после выписки из гостиницы/сдачи автомобиля. Уточните у менеджера гостиницы/фирмы по аренде автомобилей условия бронирования и отказа от бронирования, дополнительные услуги (если таковые предусмотрены), которые гостиница/фирма по аренде автомобилей обязана Вам предоставить. Настоятельно рекомендую Вам соблюдать процедуру отказа от бронирования, в противном случае с вашего счета будет списана сумма, равная стоимости однодневного проживания в заказанном номере. Такая же сумма будет списана и в случае, если Вы не зарегистрировались в гостинице в срок от заранее оговоренного времени прибытия до установленного администрацией расчетного часа.
ЕСЛИ ВЫ ПОТЕРЯЛИ КАРТУ
1. Немедленно сообщите о случившемся в Ваш банк.
Для того, чтобы заблокировать карту, Вам необходимо сообщить оператору службы номер и срок действия Вашей карты и ответить на его вопросы. Кроме того, уточните фамилию, имя и отчество оператора, принявшего от Вас сообщение.
Если Вы находитесь за границей и не можете сообщить об утере карты ни по одному из банковских телефонов, обратитесь в сервисные центры платежных систем (см. ниже).
2. В письменной форме известите Ваш банк о факте утраты.
В заявлении должны быть подробно изложены все обстоятельства утери/хищения карты, а также сведения о ее незаконном использовании, если таковые стали Вам известны. После получения банком подобного заявления (если не выяснится, что незаконное использование имело место с Вашего согласия), Ваша ответственность за дальнейшее использование карты прекращается.
Если карта была у Вас украдена, заявите о случившемся в милицию или полицию, или в консульский отдел Российской Федерации в стране, на территории которой произошла кража, при этом квитанция о заявлении (копия протокола) должна быть предъявлена в банк.
Если Вы потеряли картуMasterCard
Круглосуточный центрMasterCardв США 1 (314) 275-6690
Страна |
Телефон |
Австрия |
43 1 717 0120 |
Бельгия |
32 2 535 28 25 |
Голландия |
31 10 207 07 77 |
Германия |
49 69 79 33 19 88 |
Греция |
30 1 95 22 157 |
Дания |
45 (44) 89 26 40 |
Израиль |
972 3 576 46 66 |
Исландия |
354 1 685 499 |
Испания |
34 1 519 2000 |
Италия |
39 2 661 66 560 |
Норвегия |
47 22 20 88 80 |
Португалия |
351 1 315 9856 |
Турция |
90 212 225 00 80 |
Франция |
33 1 4323 4838 |
Швеция |
46 8 24 69 12 |
Швейцария |
41 (1) 279 65 44 |
Если Вы потеряли картуVISA
Центральный сервисный центрVISA:
Европа/Лондон: 44 (171)938-1031;
США: 1 (410) 581-3836
Европа
Страна |
Телефон |
Австрия |
0 660 6704 |
Бельгия |
0800 18756 |
Венгрия |
00 800 11272 |
Великобритания |
0800 89 5082 |
Германия |
0130 814910 |
Голландия |
0800 0224176 |
Дания |
800 18588 |
Израиль |
177 101 6384 |
Ирландия |
1 800 55 8002 |
Испания |
900 99 1216 |
Италия |
1678 77232 |
Лихтенштейн |
0800 89 47321 |
Люксембург |
0800 2383 |
Монако |
0800 90 2033 |
Норвегия |
050 12 802 |
Португалия |
0501 11 107 |
Швейцария |
0800 89 2733 |
Америка и страны Карибского бассейна
Страна |
Телефон |
Колумбия |
980 12 57 13 |
Канада |
1 800 847 2911 |
Мексика |
95 800 847 2911 |
США |
1 800 336 8472 |
Панама |
001 800 111 0016 |
Чили |
1 230 020 2136 |
Азиатско-Тихоокеанский регион
Страна |
Телефон |
Австралия |
1 800 805341 |
Бахрейн |
800 006 |
Гуам |
01 800 164 4000 |
Гонконг |
2 810 8033 |
Индия |
001 800 940 9114 |
Индонезия |
001 803 65 6576 |
Малайзия |
1 800 80166 |
Новая Зеландия |
0800 44 5594 |
Тайвань |
0080 65 1019 |
Таиланд |
(02) 256 7326 |
Филиппины |
102 7 1800 650 3116 |
Южная Корея |
080 023 4031 |
Япония |
0120 133173 |
Данные на май 2013
Актуальные телефоны здесь.
10.4. СМС-информирование и СМС-управление.
Под услугой «SMS-информирование» понимается направление SMS-сообщений, содержащих информацию о балансе счёта (доступном остатке денег), об авторизациях (успешных и отклоненных) по банковской карте, на подключенный мобильный телефон клиента в режиме реального времени. Если на момент отправки банком информационного сообщения, мобильный телефон был отключен, находился вне зоны действия сетей GSM, буфер входящих сообщений мобильного телефона был переполнен, то сообщение будет храниться в SMS-центре оператора мобильной связи в течение срока, определенного оператором мобильной связи (как правило, три дня), и может быть доставлено в этот срок при включении мобильного телефона или вхождения в зону сети GSM.
«SMS-контроль» или «СМС-управление» - это расширенный сервис, когда Вы не только получаете информацию, но и управляете состоянием своей карты. Так с помощью сервисов «SMS-контроля» Вы можете заблокировать карту, выполнить простейшие переводы денег (например, пополнить счёт своего мобильного телефона) как указано на Рис. 24.
Рис. 24. Перевод средств с помощью СМС в Сбербанке
В Сбербанке этот сервис называется «Мобильный банк».
Здесь стоит упомянуть о такой полезной услуге как «Автоплатеж». В чём её суть?
Как только баланс мобильного телефона становится меньше установленного порога, оператор сотовой связи отправляет команду в банк о необходимости пополнения баланса. Сбербанк автоматически производит списание средств (если они есть) со счета пластиковой карты и зачисляет их на баланс мобильного телефона клиента. После этого на мобильный телефон приходит СМС-сообщение о пополнении баланса.
Как правило, банк предоставляет пробный период бесплатного пользования такими услугами (1-2 мес.) и после его окончания начинает ежемесячно взимать плату. Если к моменту списания такой комиссии денег на счёте недостаточно, то сервис приостанавливается. Следите за этим также в выписках по счёту.