Введение

  • 78 просмотров
  • Время прочтения: 3 минуты
  • 26.01.2015

Курс «Малые шедевры великой русской прозы» посвящен творчеству избранных авторов дореволюционной русской литературы и литературы русского зарубежья. Весь круг прозаиков этого периода, разумеется, охватить было нельзя, как нельзя было и рассмотреть хоть в каком-то приближении все произведения выбранных авторов. Поэтому я действовал по принципу: «один автор — одно произведение», а произведения выбирал такие, которые можно легко осилить в один присест, т.е. либо рассказы, либо короткие повести.
     В курсе рассматриваются А.С. Пушкин и его «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь и его «Записки сумасшедшего», И.С. Тургенев и его «Бежин луг», Н.С. Лесков и его «Левша», Ф.М. Достоевский и его «Сон смешного человека», Л.Н. Толстой и его «Смерть Ивана Ильича», А.П. Чехов и его «Попрыгунья», Л.Н. Андреев и его «Иуда Искариот», А.И. Куприн и его «Гранатовый браслет», В.В. Набоков и его «Облако, озеро, башня», И.А. Бунин и его «Руся».

малые шедевры русской прозы

          Различия между рассказом и повестью не всегда можно провести, и зачастую авторы относят свои произведения к малой или средней форме, т.е. к рассказу или повести, руководствуясь исключительно собственным видением проблемы. Краткое рассмотрение этого вопроса можно увидеть здесь. Впрочем, в приведенном тексте содержится странная мысль о том, что рассказ всегда основывается на вымысле, а повесть «претендует на историческую или фактическую достоверность». С этим, разумеется, согласиться нельзя, а остальные отличия, выявленные в статье, вполне традиционны.
        Но вернемся к нашему курсу. Курс этот подчеркнуто авторский, живой и субъективный, но я надеюсь, что моя исследовательская и мировоззренческая позиция многим читателям будет близка и поможет по-новому взглянуть на знакомые классические произведения. Надеюсь, что курс будет способствовать овладению базовыми знаниями о литературоведческом анализе и, возможно, умениями и навыками его применения, а также способствовать формированию независимой читательской позиции, поскольку анализ представленных произведений не вполне укладывается в стереотипы их традиционного восприятия.
          Скажу несколько слов о себе, раз уж курс подчеркнуто авторский.

Чепкасов Евгений Валерьевич

     Чепкасов Евгений Валерьевич. Кандидат филологических наук, доцент, член Союза писателей России. Литературовед, этнограф, специалист по рекламе и связям с общественностью. Родился в 1978 году в городе Пензе, окончил там школу и университет, а затем переехал в Санкт-Петербург, где поступил в аспирантуру, защитился и стал работать по специальности. Ранее — доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, ныне — доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Автор монографий «Художественное осмысление шаманства в произведениях Ю.Н. Шесталова» (Ханты-Мансийск, 2007, 2012) и «Творчество Ф.М. Достоевского в школьном изучении» (Санкт-Петербург, 2008), художественных книг «Бухта Барахта» (Санкт-Петербург, 2010) и «Триада» (Санкт-Петербург, 2012), а также других публикаций. Лауреат Всероссийского конкурса молодых прозаиков (Переделкино, 2004), премии им. А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (Пенза-Наровчат, 2010), Всероссийской премии им. М.Ю. Лермонтова (Тарханы, 2012), а также других литературных премий. С моим творчеством можно ознакомиться на сайте или в группе «ВКонтакте». Кстати, в группе можно оставлять впечатления от курса в целом или от его отдельных тем: соответствующая рубрика будет создана.


        А теперь, уважаемый читатель, приятного чтения!