Считается, что пожилые люди с трудом воспринимают социальные и культурные изменения и поэтому не могут быть полноценными работниками. Даже в научных и учебных изданиях подчеркиваются биологические аспекты старения, связанные с физическим и психическим упадком, болезнями, концом жизни, не делается существенных различий между пожилыми в 60 лет и, допустим, девяностолетними (53).
Все это является следствием совершенно устаревшей точки зрения на здоровье, болезни и жизнь человека, одномерно связывающей возраст и потерю здоровья. Вместо этих «естественных» предубеждений необходимо исследование видов деятельности, которые ускоряют процесс старения (как вышеупомянутые «дачные» заботы) или при которых пожилые работники испытывают трудности адаптации к требованиям работы. Результаты таких исследований должны широко распространяться, в частности, среди организаций работодателей и работников, и обязательно – среди пожилых работников.
Добавим, что последние исследования в нейронауках (нейрофизиологии, психофизиологии, нейропсихологии) подтвердили способность человека к развитию и обучению в любом возрасте. Но доказано, что развитие мозга идет не автоматически, чтобы клетки мозга жили, их нужно активизировать. Неработающие клетки погибают. С возрастом пластичность мозга падает, но не до конца.
Эффективным способом поддержания клеток мозга «в форме» считается изучение иностранных языков. В частности, один из всемирно известных долгожителей, правда недавно умерший (10.08.2009), Яаков Славин открыл первую в Израиле школу по изучению иностранных языков, и вообще сам был полиглотом — говорил на 13 языках. А за 6 месяцев до смерти закончил работу над своей последней книгой — учебником французского языка.
Поговорка «нервные клетки не восстанавливаются» устарела. Стволовые клетки продолжают вырабатываться в течение всей жизни, из них и во взрослом мозге рождаются новые нейроны. Это значит, что и ум можно развивать в любом возрасте.
В экспериментах доказано, что взрослых и даже старых можно с успехом обучать, помещая их в обогащенную среду (то есть в обстановку, где с ними взаимодействуют, где есть много объектов, увеличивающих ориентировочно-исследовательские реакции, где есть условия для физической активности). В этой ситуации происходит усиление продукции пролиферирующих (способных к делению) нейронов в 3 раза (54).
Тем не менее, вопросы режима работы, конечно, важны для пожилых. И если международные документы более раннего периода подчеркивали значение такого социального права, как право на пенсию, то сегодня подчеркивается важность реализации прав пожилых людей в сфере труда, сохранения занятости, участия пожилых людей в посильной трудовой деятельности. Для этого необходимо создать механизм выхода на пенсию на добровольной основе и обеспечить гибкость в установлении возраста выхода на пенсию по старости.
О необходимости гарантий права на занятость для пожилых свидетельствует также и «Мадридский план действий по старению» 2002 года. Участие пожилых в определении сроков и форм прекращения своей трудовой деятельности является предпосылкой сохранения их независимости (55), с одной стороны, и подчеркнем, позитивной взаимозависимости, с другой. Собственно, наилучшим вариантом адаптации пожилого человека и является самостоятельный выбор им режима работы, изменение или сохранение привычного места и профессии.
Подготовка к выходу на пенсию в условиях низкого возраста «пенсии по старости», все еще сохраняющегося в России, становится, на наш взгляд, все менее актуальной. Гораздо важнее сохранить, по крайней мере, квалифицированную часть пожилых, на рабочих местах. Так, в Петербурге открылся университет для тех, кому за 55. Информационное сообщение об этом событии см. по ссылке - http://www.tvc.ru/ (56).
А женщины, которые мечтают заняться внуками, в адаптационных программах, пожалуй, и не нуждаются. Но важность их «социальной миссии» тоже должна быть поддержана на уровне государства. Ведь при нынешнем, даже небольшом всплеске рождаемости резко стало не хватать детских садов. И если бы не бабушки, «подхватившие» внуков, экономический урон от ухода с рынка труда молодых квалифицированных женщин мог бы быть весьма чувствительным…
Главные герои современной социальной/семейной политики: бабушка и внук… Ни родителей, ни государства на горизонте не видно (57)
Гарантии занятости для пожилых нужны и потому, что мотивационная доминанта, направленная на сохранение успешной трудовой деятельности и социального признания, в пожилом возрасте может даже расти. Получается, что в социальное обслуживание пожилых должна быть включена профориентация, профпереподготовка и поиск достойной работы для лиц предпенсионного возраста и пожилых, особенно первого десятилетия после выхода на пенсию. Она будет способствовать замедлению темпов старения и сохранению трудового потенциала, а также восстановлению уровня трудоспособности пожилых.
На принятие решения об уходе на пенсию, к сожалению, влияет и весьма распространенный стереотип о «правильно определенном наукой» времени, когда на пенсию надо уйти. В то же время еще в 1970-80 г.г. по результатам медицинских исследований было установлено, что примерно 80% пенсионеров первого пенсионного пятилетия и значительная часть пенсионеров второго являются полностью или частично трудоспособными людьми (58).
В 1985 году в Западной Германии было основано федеральное профессиональное объединение «Открытие вузов для пожилых», которое стало головным союзом немецких университетов для "сеньоров", переименованным в 1996 году в «Федеральное профессиональное общество научного повышения квалификации пожилых людей» (BAG-WiWA). Предложения для обучения пожилых людей в 80-е годы поступили от университетов Дортмунда, Ольденбурга, Мангейма, Франкфурта, Билефельда, Марбурга и Мюнстера.
С тех пор число вузов, в которых могут учиться "сеньоры", значительно возросло. Сегодня в почти 60 вузах страны обучается свыше 30 тысяч пожилых людей в возрасте от 50 и до 75 лет и старше, из которых 42% мужчин и 58% женщин. При этом примерно 35% пожилых людей имеют возраст 60-64 года, 25% - "сеньоров" 65-69 лет.
Для пожилых людей существуют различные возможности для учебы: обычное регулярное обучение, обучение в качестве вольнослушателей и учеба "сеньоров". Регулярное обучение (ordentliches Studium) в виде формального права на поступление в вуз аналогично поступлению в него молодого человека, имеющего законченное полное среднее образование (Abitur).
Однако соответственно избранной специализации могут существовать определенные ограничения для поступления пожилого лица в вуз. Такой вид учебы в вузе избирают примерно 25% пожилых людей. Содержание и структура обучения регулируется положением об учебе. Чаще всего имеется учебный план с обязательными учебными мероприятиями. В ходе обучения должны, как правило, представляться доказательства успехов в форме посещения семинаров и промежуточных зачетов и экзаменов. Учеба в вузе заканчивается выпускным экзаменом и выдачей диплома.
Конечно, молодые люди с современным образованием, имеют более предпочтительные социально-трудовые возможности. А вот по данным американских специалистов, пожилые работники умственного труда отстают от молодых в скорости работы, но существенно превосходят их в точности, тщательности, обоснованности выводов (особенно врачи и ученые).
Так, совсем недавно на одном из сайтов автор нашла материал, «переигрывающий тему»: «Те организации, которые размещают объявления, содержащие возрастные ограничения, часто считают себя передовыми. В зрелом возрасте люди якобы становятся консерваторами. Отнюдь нет! Все во многом зависит от характера. Есть такие молодые люди, которые хуже стариков, да и с жизненным опытом у них слабовато. Вот пример: в компанию постоянно требовались «молодые, энергичные, желающие хорошо заработать».
Они действительно приходили, но так же быстро исчезали, потому что нужно было постоянно бежать впереди паровоза с новыми идеями продаж и вкалывать, вкалывать, вкалывать. Выдерживали самые стойкие, в основном женщины за сорок, и, представьте, они хорошо зарабатывали! Обеспечивали себя и своих внуков. Так что не все еще потеряно у нашего типичного безработного».
Поэтому вопрос занятости пожилых сегодня – это вопрос изменения установок общества и мотиваций самих пожилых людей, который должен быть поддержан законодательством и работодателями. Сошлемся еще на классика геронтологии А.Комфорта, который утверждал, что «любое увеличение продолжительности жизни, создаваемое посредством замедления процесса старения, должно представлять собой увеличение периода трудовой деятельности производительных членов общества…» (59).
Итак, в связи с радикальным улучшением условий труда в начале ХХ1 века становятся актуальными отсроченные режимы выхода на пенсию, частичная занятость и другие способы сохранения трудового участия людей пенсионного возраста.
Контрольные вопросы
Как изменения режима демографического воспроизводства повлияли на баланс занятых и иждивенцев?
Как много пожилых людей продолжает работать в развитых странах и в России?
Нужно ли продолжать работу и зачем?
Какие формы досуга предпочитает большинство пожилых людей?
Как Вы думаете, каким был бы досуг, если бы «пенсии было достаточно»?