Эйджизмом (от англ. Age) называют дискриминацию по возрасту, по аналогии с расизмом, национализмом и т.п. Он возник потому, что начало и конец жизненного цикла человека традиционно рассматриваются как непроизводительные периоды. Однако фактор личной эффективности, иначе – производительности, очень ценится в современном обществе. В свою очередь дети – это инвестиции в будущий экономический потенциал, в то время как старость воспринимается как финансовая ответственность и обременение молодых. Но нельзя сказать, что старшее поколение непроизводительно. Однако, выйдя на пенсию, человек больше не рассматривается как экономически производительный и потому обесценивается и в собственных глазах, и в глазах общества.
Но если смотреть на каждого и как на работника, и как на человека, можно заметить, что права человека давно признаны универсальными и не зависящими от возраста, пола, расы и этноса. Налицо отступление современной массовой культуры от принципа антропоцентризма в пользу социоцентризма, трудоцентризма, а в последние годы – потребительской активности.
В результате этого человек стал оцениваться, как представляющий ценность только в период активной трудовой деятельности на благо общества, или много зарабатывающий, много покупающий и активно потребляющий, а не сам по себе. Этот неосознаваемый эйджизм также негуманен и бесперспективен, напоминает разнообразные «трудовые лагеря» и прочие новации тоталитарных режимов.
Как было показано в предыдущем разделе основные образы, задающие диалектику ценностного восприятия пожилого возраста – это старость – мудрость и старость – немощь. В связи с тем, что первоначально феномены старости и старения исследовались в области медицины, в первую очередь, психиатрии, самыми “удобными” респондентами являлись институционализированные пожилые люди.
Они представляли собой наиболее отягощенную по медицинской части группу, поэтому обобщающие выводы о пожилой группе населения базировались отнюдь не на данных, полученных о здоровом, активном пожилом населении. Представление о старости как болезни и немощи укоренилась в общественном сознании, заняв там прочное место, а потребность изучения именно благополучных пожилых людей актуальна до сих пор.
Современная медицина сместила акценты в рассмотрении процессов старения с естественного характера процесса к его болезненному содержанию. Эйджизм коренится в менталитете врачей, населения в целом, но, в первую очередь, самих пожилых людей. Проблемы старого возраста и смерти построены как типично медицинские проблемы с необходимостью научного решения, которое пока не найдено.
Между тем, биологические процессы старения и смерти требуют социального ответа. А достижения науки и медицины, главная цель которых состоит в том, чтобы предотвратить смерть, обесценивают пожилой возраст. Поскольку процессы смерти и умирания интенсифицируются в пожилом возрасте, то и затраты здравоохранения становятся в большей степени ориентированы на людей старшего возраста. При этом у персонала в современных больницах есть ощущение неудачи, обвинений в небрежности, врачебной ошибке, если жизнь не сохранена. Так процесс медикализации стал формой культурного доминированияи пожилой возраст прекращает быть значимым для общества.
Напоминаем, что тенденции отождествления старения и болезни легли в основу теории социальной девиации, которая рассматривает старение как девиацию, отклонение от нормы. Вместо постепенного принятия старения и обновления жизненной стратегии люди ищут любой возможности доказать, что «они еще молодые».
Отказ остановиться и подумать над прожитой жизнью, приводит или к отчаянию и желанию его заглушить (но алкоголизм пожилых – это закрытая тема!), или к желанию легкой смерти. Интересно, что в последние годы на Западе возникло общественное движение "death with dignity” (смерть с достоинством).
Мысль, что будущее современного общества – это пожилые, вызывает у многих протест. Мы настолько привыкли мыслить лозунгами, что не можем задуматься над тем, почему мы думаем так или иначе. Нам кажется, что ценность детей – безусловна, а ценность пожилых – весьма относительна. Но дети могут иметь ценность, если они выучатся, станут работать для общего и собственного блага и т.д.
Однако этот результат растянут во времени и проблематичен, к тому же слишком многие дети, к сожалению, оказываются на улице, никогда не работают и пополняют ряды криминала. Таким образом, дети – это самая долгосрочная и рискованная социальная инвестиция, если использовать язык экономистов. На сохранение квалификационного потенциала пожилых современное общество тратит несопоставимо меньше, чем на образование детей. Но любой человек все же интуитивно противится такой бухгалтерии, поскольку в ней очень мало простого человеческого чувства любви и доверия к жизни…
А в России вообще мало тратится на образование, что обрекает нас на все большее отставание. Нам всем необходимо сменить модель поведения в новых социально-исторических условиях, думать не о том, что пожилым трудно учиться, а о том, как их учить.
Так, опыт автора как преподавателя ВУЗа говорит о том, что молодежь быстро осваивает навыки, легко запоминает, но мыслит крайне поверхностно и не умеет проводить аналогии, сравнения, т.е. работает с различным материалом в довольно узком интеллектуальном диапазоне. Критической рефлексии для осознания этого диапазона тоже почти нет из-за самоуверенности.
«Продуктивной силы воображения», о которой когда-то говорил И.Кант, молодым почему-то не хватает, хотя разнообразие социальной среды сегодня иногда просто поражает. Но при этом среда в целом вовсе не ориентирует на креативное долгосрочное развитие, а скорее, на социальные навыки «прогиба» или «откатов», позволяющие быстро «решать вопросы».
Однако жизненный сценарий сочиняется не на один год и нужно помнить, что драгоценным подарком – жизнью – нужно научиться распоряжаться «и ранней весной и поздней осенью». Очень трудно вытащить себя из погруженности в суету, в жизненный поток, и остаться хотя бы ненадолго созерцающим, просто присутствующим, уединенным.
Даже попытка такой «незахваченности» дает острое ощущение красоты мира, красоты жизни самой по себе, которая, собственно говоря, и составляет мудрость, доступную каждому, а не только старости...
Контрольные вопросы
Что такое эйджизм?
Какие негативные последствия для всего общества несет эйджизм?
Универсальны ли права человека? Можно ли сравнивать права пожилого и права ребенка? А кто ценнее?