Тема 6. Дом престарелых или обычная жизнь
Нужен ли дом престарелых, если во дворе есть такие замечательные качели и приятная компания?
Возрасты жизни различаются по своему ценностному значению. Сознательное использование опыта и передача его другим в качестве мудрого наставника увеличивает ценность пожилого человека в обществе и может быть признана многими. Испокон веков именно старики были главными носителями и хранителями традиций и обычаев, решали вопросы войны и мира, принимали законы и вершили суд. Правда, с этим величественным и мудрым образом всегда сосуществовал и образ немощного старика, однако первый все же «побеждал».
Однако в современном обществе, особенно его последнем этапе, информационном обществе, эти традиционные ценности резко изменились, о чем уже было сказано выше. Параллельно с обесцениванием старости и стариков как таковых, их стало гораздо больше. Уже мало кто думает, что «когда уходит старый человек, исчезает целая библиотека», как сказал когда-то Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.
Однако проблема сохранения физической жизни и ухода за пожилыми становится все более массовой. В традициях прежнего времени для сохранения старинных вещей нужно было использовать специальные хранилища – музеи. Как ни неожиданна эта метафора, идею сохранения пожилых в домах престарелых можно уподобить идее хранения старых вещей в специальных местах – музеях. Однако в настоящее время, когда утрачиваются традиции уважения старших, это приводит к «запиранию» пожилых в специальных закрытых учреждениях. Российское общество крайне толерантно относится к различным интернатам, возможно, из-за сложной истории ХХ века.
Впрочем, все страны Запада прошли период запирания нежелательных членов общества, сначала в работные дома, тюрьму и каторгу, затем нравы смягчались и возникли богадельни. Однако условия в них были ужасными, содержались все вместе, от детей сирот до одиноких стариков, бродяг и проституток (30). Здесь вместо метафоры музея уместна, скорее, метафора свалки мусора.
Напомним тем, кто считает это слишком резким, что антропологи давно считают «мусор» важнейшим источником информации о любой эпохе. Мусор истории – это культурный слой, в котором сохраняются или перерабатываются все смыслы и оценки. В культурном слое истории мусор не лежит отдельно, история показывает, что попытки что-то «выбросить совсем» приводят к невосполнимым утратам.
Лишь постепенно, с развитием и медицины, и смягчения нравов закрытые учреждения специализировалась, но нормальным считалось, что быть там могут лишь совершенно одинокие люди. В России таких людей из-за последствий двух войн, коллективизации, репрессий и т.д. немало, но привычка к учреждениям выработалась практически у большинства.
Однако не обязательно быть поклонником известного французского социолога М.Фуко, чтобы прийти к выводу, что любое закрытое учреждение в той или иной степени тяготеет к своему первообразу, - тюрьме, а значит, к регламентациям, отсутствию личного пространства и т.п. Поэтому представление, что дома престарелых – это как раз то, что нужно самим пожилым, ошибочно, хотя достаточно распространено. Существуют даже очереди для помещения туда, которые можно интерпретировать и как проявление крайней нужды, и как устойчивую привычку к зависимому положению, и как нежелание родственников «возиться» со стариками.
В отличие от ряда стран, где принято проводить в домах престарелых «время ухода из жизни», обычно около года, в России именно живут в интернатах, и живут подолгу. Причем в советское время такие закрытые учреждения не были достаточно дифференцированными, отдельно содержались лишь люди с психическими отклонениями. Поэтому под одной крышей были люди от 18 лет (молодые инвалиды с сохранным интеллектом) и до конца жизни. Выразительные и трагические картины этой жизни можно найти в книге Рубена Д.Г.Гальего о мальчике инвалиде-опорнике и окружавших его людях, в том числе, о пожилых, которым также было невыносимо трудно в интернате (31).
И, самое главное, общество считало, что жить в Доме престарелых – это не только нормально, это хорошо, на всем готовом, государство все дает, обо всех заботится. О качестве этой заботы, о том, что люди там совершенно бесправны, говорить «не полагалось». Рецидивы подобного отношения встречаются до сих пор, однако сами пожилые уже учатся сопротивляться - Петрова "Волгоград. Карцер" -
Греческая оппозиция рассчитывает на победу(32)
С 1987 г. в России повсеместно открывают отделения социального обслуживания на дому, а затем и комплексные центры, объединяющие разные отделения. «Центры социального обслуживания» предоставляют разнообразные социальные услуги в надомных, полустационарных и стационарных условиях, о чем подробно будет рассказано ниже.
Отметим, что подобно «выходу музея на улицу», широко принятая сегодня возможность оставаться в собственной культурной среде и вести обычную жизнь, является важнейшим символическим завоеванием пожилых, признанием за ними «права на жизнь», а не на «бережное сохранение». Метафору такого выхода на улицу, в данном случае, выхода «большой оперы» - «Травиаты» Верди и «Кармен» Бизе, Вы можете увидеть в ролике «L'Opéra de Montréal dans le marché» ( 33)
После принятия ФЗ №122 (34) государственные полномочия в области оказания социальных услуг переданы на уровень субъектов федераций, они несут ответственность за состояние социального обслуживания на своих территориях, и должны проводить интеграционно-ориентированную социальную политику с учетом специфики интересов групп пожилого населения, находящихся на разных стадиях адаптационного периода, приближенную к потребностям конкретного человека.
Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами давно определены направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники и приспособлений: создание автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи; системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи; специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и т. п., а также ряда простых, но жизненно необходимых устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций: поручней и опорных скоб в туалете и ванной комнате, на стенах для передвижения, специальных подставок, облегчающих надевание обуви, пологих пандусов вместо порогов и т. п.
Сегодняшние дома престарелых шаг за шагом становятся гораздо благоустроенней, например, посмотрите - http://www.dobryiden.ru/ - репортаж 1 канала ТВ об открытии первого коммерческого Дома для пожилых с разными режимами пребывания в С-Петербурге (35) и http://www.yellowcross.ru/ - Дом сестринского ухода организации «Желтый крест» под Москвой (36).
Контрольные вопросы
Почему в советское время развивались именно дома престарелых как основная форма обслуживания пожилых?
Какие формы организации жизни пожилых развиваются в последние годы в развитых странах и в России
Какие именно задачи организации жизни пожилых целесообразно решать через их помещение в Дома престарелых?