Тема 16. Сопровождение и поддержка в период ухода
Господь,дай мне силы
Утешать, а не быть утешаемым,
Понимать, а не быть понятым,
Любить, а не быть любимым…
Ибо, когда отдаем, получаем мы
И, прощая, обретаем себе прощение.
Молитва св. Фанциска Ассизского
Невозможно обойти вниманием необходимость скрасить одиночество пожилых, которые уже не могут выходить из квартиры, хотя еще более-менее сохранны и живут в семье, которая за ними ухаживает. Еще раз отметим, что этот уход далеко не всегда связан с медицинскими вопросами и, соответственно, может не требовать помещения старого человека в больницу или стационар – Дом престарелых. Желательно уделять им побольше внимания и времени, стараться найти какое-то занятие: вязание, рисование, ручное шитье и т.д.
Недавно в журнале «Огонек» была опубликована трогательная и поучительная история о бабушке, которая в последние годы своей жизни стала рисовать, а теперь ее сохранившиеся рисунки выставлены в Москве, в галерее «Проун» («Огонек», №30 (1539) 02.08.2010. Жила-была бабушка). (65)
Пожилые, сохранившие до последних дней жизни здравый ум, как правило, противятся помещению их в больницу, понимая, что безличное, не-родное окружение, не их Дом ускорит их уход. Упомянутая выше метафора «мусора» родилась в устах одной старой женщины – родственницы автора: «Только не выбрасывайте меня в больницу».
К сожалению, в российском обществе, наряду с весьма развитой инфраструктурой «встречи нового человека» почти полностью отсутствует подобная же, т.е. симметричная инфраструктура «проводов». Как мы уже отмечали, это связано со страхом смерти, с отсутствием веры или надежды на какие-то другие формы жизни, кроме данной, телесной и материальной. Видимо, это самая большая потеря, которую понес современный человек из-за утраты веры, безверия и плоского рационализма, вроде приписываемой Ю.Гагарину фразы, что «там он бога не видел». Но если нет души, которая делает человека богоподобным, то нет и ее бессмертия, нет и встречи за пределами бренной жизни.
Длительная болезнь в последнем периоде жизни делает пожилого человека особенно беззащитным по отношению к любым внешним обстоятельствам. Поэтому сегодня начинаются разработки инструментов для сравнительного изучения уже не «качества жизни» или «индекса счастья», а противоположного показателя – «качества смерти».
Совсем недавно сингапурская благотворительная социально-экологическая организация The Lien Foundation и британская компания The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение журнала Economist) представили «Рейтинг качества смерти в странах мира» (The Quality of Death). Исследование названо его авторами по аналогии с широко известным термином «качество жизни». Эксперты изучили доступность социальных и медицинских служб в исследуемых странах, качество их работы, осведомленность людей о том, какие услуги им доступны, а также особенности национальных культур, связанные с восприятием смерти. По результатам исследования самой благоприятной страной для умирающих была признана Великобритания.
При подготовке рейтинга исследователи руководствовались методологией экспертных оценок, основанной на состоянии 24 качественных и количественных показателей, объединенных в четыре основные группы:
- Базовые социальные и медицинские услуги для людей, находящихся в конце жизни.
- Наличие и доступность услуг.
- Стоимость услуг.
- Качество услуг.
Общий балл Великобритании составил 7,9 — это значительно превышает показатели многих европейских государств, несмотря на то, что британская система здравоохранения считается не самой лучшей в мире. Вслед за лидерами расположились Новая Зеландия, Бельгия, Австрия Нидерланды, Германия, Канада и США. Россия заняла в рейтинге 35 место среди 40 стран, оказавшись между Турцией и Мексикой. Замыкает список Индия с Индексом в 1,9 балла.
Качество смерти становится все более актуальной проблемой, а спрос на достойный завершающий период жизни все более возрастает. В ближайшие несколько лет впервые в человеческой истории количество людей в возрасте старше 65 лет превысит количество детей в возрасте до 5 лет. Особенно быстро процесс старения населения проявляется в некоторых развивающихся странах, например в Китае (!!!). На фоне этого мощного демографического сдвига часть пожилого населения сталкивается с все более сложными заболеваниями старения, которые становится все труднее и дороже держать под контролем, используя семейные ресурсы.
Система паллиативной помощи включена в национальную политику в области здравоохранения и законодательно закреплена только в семи странах из рейтинга — Австралии, Великобритании, Мексике, Новой Зеландии, Польше, Турции и Швейцарии.
В большинстве стран отмечается нежелание властей уделять внимание этим вопросам, плохое информирование общественности и недостаточный уровень подготовки медицинского персонала для ухода за престарелыми и безнадежно больными.
Ситуация осложняется неоднозначным отношением к смерти и связанными с ней культурными табу. Умолчание означает, что люди не готовы ни психологически, ни нравственно к Смерти как испытанию, тем более, что это теперь не кажется последним испытанием у порога Вечности.
Далеко не все могут принять позицию, о которой повествует следующий отрывок: «Весь мир оплакивал ту, кого международная пресса назвала современной святой. Незадолго до её смерти один журналист задал ей вопрос: «Вы боитесь смерти?» Мать Тереза ответила: «Нет, совершенно не боюсь. Умереть — значит вернуться домой. Разве вы боитесь возвращаться домой к своим близким? Я с нетерпением ожидаю смерти, ведь тогда я встречу Иисуса и всех людей, которых во время своей земной жизни я старалась одарить любовью. Это будет чудесная встреча, разве не так?»
Когда Мать Тереза говорила это, её лицо светилось радостью и покоем. Десятки тысяч людей ушли из жизни, познав прекрасную смерть. Они, изголодавшиеся по любви при жизни, получили ее перед смертью. «В час смерти мы будем судимы не по количеству совершенных дел, а по любви, какую мы в них вложили, любви, которая рождается из самопожертвования, любви, испытанной до боли», — говорила Мать Тереза. Посмотрите ролик о ней! (66).
Испытания, связанные с переходом в «мир иной», постоянно привлекали художников разных эпох. В этом смысле к смерти всегда было двойственное отношение, «человеку разумному» всегда хотелось заглянуть за черту жизни.
В последние годы этот интерес оформился в направление научных исследований, где изучается опыт переживания клинической смерти, образы, которые сопровождают людей, ее переживающих и т.п. Но в живописи и музыке данная тема давно заняла прочное место, и, главное, она настолько важна, что равно интересна и для духовной, и для светской культуры.
Иконы первоначально писалась исключительно для церкви, правда, то был период, когда музеев не было. Равно как и И.С. Бах писал свою музыку для воскресных служб, поскольку был церковным органистом. Сегодня все это исполняется в концертных залах, с той только разницей, что «католические» мессы и реквиемы стали исполняться раньше, чем православные песнопения и всенощные…
Обратите внимание на воплощение идеи индивидуального суда над каждым грешником в картине Васнецова, на то, что в нижнем правом углу зримо пылает «геенна огненная». Есть также существенные различия в изображении Христа у Васнецова и Микеланджело. Нагота Христа у Микеланджело - это и его открытость, и связь со всеми, присутствующими на фреске. Господь не выделен особой одеждой, ему не нужен список грехов – книга, и символ власти – крест. Более того, от него, судящего и карающего, отвернулась его мать, Мария.
Контрольные вопросы
Знаете ли вы о школах ухода за старыми людьми в своем городе?
Как Вы думаете, для ухода за умирающим нужны профессиональные сиделки или, скорее, близкие люди?
Нужно ли развивать специальные службы/формы обслуживания для уходящих?
Если бы решали Вы, на что бы выделили больше средств, на поддержку умирающих или организацию досуга пожилых?