18. «Общество для всех возрастов»


Открыть содержание курса

Современная система взглядов на обязательства государства по отношению к обществу и его членам приучила советских, а теперь и постсоветских людей к мысли о собственной пассивной роли в обществе. Но социальной пассивности сопутствует и экстернальная направленностьличности пожилого человека – то есть рассмотрение результата своей деятельности не как итога своих целенаправленных усилий, а скорее приписывание его силе обстоятельств.

Склонность возлагать ответственность за происходящее на внешние факторы (окружающую среду, судьбу или случай), характерна для пожилых людей, что, естественно, не способствует мотивированию личности. Подобная экстернальность пожилого населения проявляется и в патерналистских установках – ориентации на государственное вмешательство в решении их проблем.

Правда, в последние годы власть старается обозначить себя как думающую о проблемах пожилых. И если о пенсионной реформе стараются не говорить, но другие проблемы все таки выходят на первый план то в выступлениях Президента, то премьер-министра. Например, пройдите по следующей ссылке: http://vision.rambler.ru/users/rambler-news-videos/1/5620/ (67)

Мадридский международный план действий по вопросам старения (ММПД), на который опирается как на основополагающий документ, президент Медведев, был принят на Второй всемирной ассамблее по старению, которая проходила в Мадриде в 2002 г.

Предполагается, что ММПД будет определять направление и содержание соответствующих государственных планов и программ по вопросам старения на протяжении первых — одного или двух — десятилетий двадцать первого века. Такое предположение основано на том, что срок «активной жизни» Венского плана действий — предшественника Мадридского — составил как раз двадцать лет (1982–2002).

За двадцать лет ситуация в мире, в том числе в «мире старения», в корне изменилась. Эти изменения связаны не с какими-то непредвиденными демографическими катаклизмами, а с тем, что старение общества постепенно, но, скорее всего, необратимо, становится глобальным феноменом.

Как отмечалось в докладе Генерального секретаря ООН, достижения в области генетики и молекулярной биологии обещают ещё большее увеличение продолжительности жизни, включая и продолжительность жизни, свободной от болезней. Открытым, однако, остаётся вопрос о том, что надо сделать для того, чтобы научные достижения стали достоянием не только экономически развитых стран, и чтобы «полноценное долгожительство» было доступно каждому человеку.

Полноценность заключается в том, чтобы добиваться более полной интеграции пожилых людей и их всестороннего участия в жизни общества; дать пожилым людям возможность вносить более весомый вклад в жизнь их общин и развитие общества; неуклонно повышать качество ухода и поддержки пожилых людей, когда они в этом нуждаются.

Именно в ММПД была высказана идея «общества для всех возрастов», которая сегодня начинает вызывать интерес и в России. Главные идеи мы попытались изложить в данном пособии - Пожилые люди должны быть по-прежнему вовлечены в жизнь общества, активно участвовать в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, и делиться своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения. 

Именно через социальную активность личность «укрупняет себя до масштабов всего общества», реализует свой потенциал, раскрывается. Такая ресоциализация может быть «прописана» каждому пожилому человеку в качестве обязательного реабилитационного мероприятия, предотвращающего социальное исключение в процессе старения.

Однако для реализации  накопленного в течение жизни потенциала пожилых сегодня и делается и говорится мало. Напротив, бесконечное повторение сюжетов о низкой пенсии и неудовлетворенных потребностях программирует людей на постоянное недовольство собой, окружающими и жизнью в целом.

Главная психологическая потребность пожилых людей — поиск смысла прожитой жизни. Если жизнь приносила удовлетворение и человек достиг чувства единства с собой и другими людьми, то старость будет позитивной, счастливой. Если же человек воистину проснулся и осознал, что он находится в поиске (метаниях души), что жизнь свою он прожил не так, как ему хотелось бы — у него появляется прекрасная возможность еще раз сделать попытку найти себя. Важно это осознать.

Тем более, что психическая старость и физическая немощность не одно и тоже. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как нечто жестко связанное с личностными изменениями. Нередко можно видеть молодых людей, психически преждевременно постаревших, и других, которые, несмотря на свой преклонный возраст, мало отмечены психическим старением, поскольку их личность остается способной к развитию.

От чего зависит сохранение душевной молодости? Человек не может жить без положительных эмоций. Он может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психического будущего или уменьшения психического прошлого. Таким образом надежды, очарования и разочарования – то, что не дает погрузиться в монотонность ухода…

Нельзя не отметить, что сегодня человечество ближе, чем когда-либо к «антропологической революции», т.е. возможности достижения если не бессмертия, то значительного продления жизни через достижения генетики и биотехнологии.

С одной стороны, эти достижения дают возможные пути реализации некоторых глубинных человеческих устремлений, т.е. свободы и бессмертия. С другой – чрезвычайно рискованны, требуют радикального бытийного прорыва, отмены расписания старого биологического порядка смены поколений, которому подчинены все, «независимо от сословий и званий».

Эта революция, как и любая другая, потребует формулирования новой селективности вместо привычной физиологической функциональности и отмены привычного поколенческого ритма. Появление «новых долгожителей», богатых жизнью в буквальном смысле, будет казаться чрезвычайно несправедливым большинству, оставленному в бездне отчаяния, и может вызвать напряженные конфликты.

Однако пока, сегодня, подчеркнем эту мысль – если у человека есть планы и надежды на будущее, у него есть стимул и мотив жить, он достаточно молод, чтобы осуществить что-то. Более того, человек, у которого «планов громадье» может ощущать дефицит времени на их реализацию. В противном же случае оказывается, что «времени больше, чем жизни» и непонятно, чем себя занять. Вот это и есть несчастье старого человека, не научившегося ценить себя лично больше, чем разное внешнее изобилие.

Закончим этот текст прекрасной мыслью весьма пожилого человека, знаменитого ученого - биофизика, профессора С.Э. Шноля, который пожелал молодежи, слушавшей его лекцию, «трудов, мучений и преодолений. Потому что преодоление – высшее счастье человечества!» (68)

Контрольные вопросы
Нуждаются ли пожилые в «позитивной дискриминации»?
Нужно ли государству поддерживать особые режимы занятости пожилых, чтобы значительное их число продолжало работать?
В чем заключается позитивное отношение к старости?


Открыть содержание курса