Один из самых интеллектуальных фильмов мирового кино, посвященных образу русского царства и царя. Отношения народа и государя здесь представлены как трагический диалог любви и ненависти.
Как известно, православная Русь идейно началась в Киеве и Великом Новгороде, но своего высшего развития достигла в стольном граде Москве. Киев и Москву объединяет прежде всего целостная природа государства и культуры. В интересах нашего рассуждения специально подчеркнем, что на Руси мы встречаемся с уникальной - после заката Византии - ситуацией христианского духовно-эстетического идеала, положенного в основание огромной державы. Именно поэтому мы называем древнюю Русь золотой. В Московской Руси верховная власть великого князя - государя исходила не от народа, а от Бога. При рассуждении о христианской симфонии властей Симфония властей как церковно-политический термин означает внутреннее религиозное и идейно-ценностное согласие (симфонию) духовной и светской власти в христианском государстве. Именно к такому идеалу отношений между Церковью и державой стремилась московская Русь вплоть до начала ХVIII века, когда патриаршество были уничтожено Петром Первым.
, о церковном помазании на царство часто забывают, что божье благословение на власть есть именно ограничение этой власти, а вовсе не обожествление ее как таковой. Царь (великий князь) отвечает за свой народ перед Богом - вот отличие русской православной державы от восточной деспотии (царь как живой "бог") или западного абсолютизма (король как знак "бога", "король-солнце")
После захвата Константинополя войсками турецкого султана (1453 г.), гибели последнего византийского императора Константина XI и женитьбе московского великого князя Иоанна III на его племяннице Софье Палеолог к Москве перешел не только герб Восточной Римской империи - двуглавый орел, к Москве перешел статус единственной великой православной державы. Хрестоматийно известны слова псковского инока Филофея, обращенные им к великому князю Василию III: "Третьего нового Рима- державного твоего царствования - Святая Соборная Апостольская Церковь - во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства Православной веры сошлись в твое царство. Один ты во всей поднебесной христианам царь... Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть: уже твое христианское царство иным не достанется". Инок Филофей прожил около ста лет, он обращался с подобными посланиями и к Иоанну III, и, возможно, к Иоанну IV (Грозному) - но что означают эти обращения в историософском Историософия – христианская философия истории, выявляющая высшие духовные ценности и цели исторического процесса
смысле?
Святая Русь - это христианская сторона света, в которой власть начинается не "снизу" (демократия) и не "сбоку" (плутократия, власть денег), а сверху - от Бога. Имя "Святой Руси" и указывает на это обстоятельство, а вовсе не претендует на всеобщую праведность и святость. Первый Рим - языческий - обожествил самого себя в лице кесаря и пал под ударами варваров. Второй Рим - православная Византия - вопреки ею же провозглашенному идеалу симфонии практически развела священство и царство, пошла на согласие с католиками (Флорентийская уния 1439 г. заключена 6 июля 1439 г. Уния была подписана в рамках Ферраро-Флорентийского собора, где рассматривались разногласия между Римско-Католической и Восточными Православными Церквами. Особенный упор делался на различия в догматах, в частности филиокве (filioque) - добавлении, сделанном Римской Церковью в Символ Веры. Другие догматические вопросы: о чистилище, главенстве Папы Римского во Вселенской Церкви, совершении Таинства Евхаристии. В ходе собора восточные иерархи тщательно ознакомившись с учением Римской Церкви, пришли к выводу, что оно православно. После некоторых колебаний все они, кроме одного иерарха, митрополита Марка Эфесского, признали нововведения Римской церкви имеющими основание в св. Писании и св. Предании, то есть правомочными, но с оговоркой, что Восточные Церкви не станут вводить их у себя. 6 июля 1439 они (включая императора) единодушно подписали резолюцию собора, буллу Laetentur coeli, предложенную Папой. Таким образом была заключена уния и Восточные Церкви воссоединились с Латинской. Уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго. Уже через несколько лет многие присутствовавшие на нем епископы и митрополиты открыто отрицали свое согласие с собором или утверждали, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства. Таким образом, уния была отвергнута большинством Восточных Церквей.
и 14 лет спустя тоже пала под ударами мусульман. Москве как Третьему Риму выпала колоссальной трудности задача - жизненно соединить в одно целое храм, престол и народ, святыню и бытие.
Если в Киеве произошло, так сказать, первичное усвоение русской властью идеи священной христианской державы (иначе она не заслуживает названия христианской), то в Москве со времен ее первых князей и митрополитов тайна государства была понята именно как тайна служения.Конечно, перед Москвой стояла в те времена и другая задача - освободить Русь от татар. Однако по существу руководителями Москвы эта задача всегда трактовалась как двуединая; и если на первых порах, в эпоху Ивана Калиты, идея собирания русских земель под московскую руку рисовалась по преимуществу прагматически, с точки зрения государственной пользы, то уже со времен Дмитрия Донского эта задача становится по сути прежде всегорелигиозной - вспомним благословение Сергия Радонежского, вспомним образ Спаса на стягах русского войска на Куликовом поле. Государственная власть на Москве есть точка приложения божьего промысла - вот что такое онтологияТретьего Рима в глазах москвичей. Идея государственной власти в России церковна - и потому св. Иосиф Волоцкий святой преподобный Иосиф Волоцкий – один из наиболее почитаемых святых Русской православной Церкви. В 2009 году по благословению патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.
прямо утверждает, что "неправедный царь - не божий слуга, но диавол". В отличие от первого Рима православный московский царь - не языческий кесарь, а христианин, и потому Москва готова отдать ему не только кесарево, но порой и богово. В этом встречном движении к соединению Бога и человека в истории и состоит замысел Святой Руси.
Послушайте, как «говорит» об этом гениальная музыка С. Прокофьева в титрах фильма С. Эйзенштейна. Видео
Чтобы убедиться в этом, достаточно продумать царствование Иоанна IV Грозного. Много материала для этого дает, в частности, его переписка с князем Курбским. Царство Иоанна IV часто клянут как деспотическое - но почему деспот тратит столько времени и чернил для оправдания себя перед своим подданным? Более того, в качестве последнего довода в пользу защищаемых Курбским позиций Иоанн зовет его обратно на Русь - пострадать за правое дело, если тот считает себя правым. Как видим, и меч и золото в руках грозного царя служат Богу, а не наоборот. Что же касается жертв опричнины, то их число было значительно меньше количества убитых одной Варфоломеевской ночью Массовая резня протестантов (гугенотов), устроенная католиками по приказу французского короля Карла IХ и его матери Екатерины Медичи в ночь на 24 августа 1572 года в канун дня святого Варфоломея (катол.).
Не менее существенное, хотя и символическое значение имеет в истории иоаннова царствования его встреча с юродивым во время новгородского похода, как она описана современниками. Грозный царь отправился с войском на покорение непослушных псковичей и новгородцев - действие, вытекающее из общей логики построения централизованного русского государства. На улицах Пскова его встретил местный юродивый и предложил ему кусок мяса, а дело было в великий пост. "Я - христианин и в пост мяса не ем", - ответил юродивому Иоанн. "А кровь христианскую пьешь?" - укорил его человек божий. И самодержец всероссийский вместе со всей армией повернул назад. Идея Третьего Рима и заповедь "не убий" сошлись в месте этой встречи, и Иоанн IV показал себя православным царем, который строил Святую Русь, при этом тяжело грешил, но когда грешил, то каялся. Таким он и остался в памяти народа.
Итак, религиозно-общественный и культурный идеал московской (золотой)Руси отличался не механически-юридическим совершенством форм, благодаря которым справедливость достигается как бы автоматически, а именно нацеленностью всех своих отношений на христианскую истину-благо, которая требует если не подвига, то усилия для своего воплощения. Об этой особенности русской "политической этики" хорошо сказал С. А. Аскольдов Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции // Из глубины. М.,1991. С. 233 – 234
в 1918 году: «Русь была до отмены крепостного права, а отчасти и после него страной рабов и рабовладельцев, но это не мешало ей быть Святой Русью, поскольку Крест, несомый одними, был носим со светлой душой и в общем и целом с прощением тех, от кого он зависел, поскольку и те и другие с верою подходили к одной и той же Святой Чаше. Так праведность десятков миллионов очищала и просветляла в единстве народного сознания грех немногих тысяч поработителей, к тому же грех часто ясно не сознаваемый в качестве такового ни той, ни другой стороной».
Вопросы для самопроверки
1. Что обозначает термин «симфония властей»?
2. Как понимать выражение «Москва – Третий Рим?
3. В чем заключается противоречивость личности Ивана Грозного?